сухарникова елена
Проект «Эксперименты на подоконнике» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Эксперименты на подоконнике»
Тип проекта : краткосрочный (1 месяц)
Участники: дети старшей группы, воспитатели
Актуальность: Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности.
С. Л. Рубинштейн
Публикация «Проект „Эксперименты на подоконнике“ старшая группа» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на подоконнике». Изменения в природе побуждают бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. А ещё важно научить детей наблюдать за изменениями в горшочках, отражать это в рисунках, проговаривать эти наблюдения и делать «научный» вывод. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического, речевого развития ребёнка.
Цель:
1. Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности.
2. Воспитывать у детей любовь к природе в процессе создания в группе огорода на подоконнике.
3. Учить долговременно наблюдать за опытными объектами, отражать наблюдения в рисунке и уметь проговаривать полученные данные.
Задачи:
Познавательное развитие
• Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
• Закрепить знания об овощах, о пользе растений.
• Давать знания о том, что семена могут прорастать в различных средах : в натуральных или искусственных губках, бумаге, опилках, при определённых условиях (свет и вода).
• Формировать познавательный интерес в процессе наблюдения за овощными культурами (картофель, морковь, свекла), помещё нными в разные питательные среды: в воду, в песок, в землю.
• Учить замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
• Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной, художественной литературе.
Социально-коммуникативное развитие
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (индивидуальные горшочки с рассадой)
• Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
• Уметь делиться со сверстниками оборудованием во время наблюдений и исследований за опытным материалом: лупы, пинцеты, линейки.
Художественно-эстетическое развитие
• Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
• Развивать познавательные и творческие способности.
• Учить передавать полученные во время наблюдений сведения в рисунке, схеме. (индивидуальные и общие блокноты наблюдений)
Речевое развитие
• Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.
• Развивать словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь во время рассказа о состоянии того или иного опытного материала.
Физическое развитие
Развитие крупной и мелкой моторики.
Осуществлять смену деятельности во время проведения опытных исследований детей.
Ожидаемые результаты:
• Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
• У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях (создание мини-огорода на окне «Дачный посёлок «Вершки»).
• С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условия, необходимых для прорастания семян в разных средах (организация экспериментальной лаборатории «Корешки»).
• С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала (создание селекционной станции «Семечко»).
• Дети получат многообразные знания об овощных культурах (создание научной библиотеки «И в саду и в огороде»).
• У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
• Формирование у детей уважительного отношения к труду на дачах родителей и других родственников.
• Участие родителей в реализации проекта (подбор посевного материала, научной литературы).
Этапы работы над проектом :
Подготовительный:
• определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на окне”, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта) :
• проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Заключительный:
• подводятся итоги, итоговая беседа, фотоотчёт о проделанной исследовательской деятельности.
План-схема реализации проекта «Эксперименты на подоконнике»
Образовательные области Виды детской деятельности
Познание Беседы
• “Огород на окне”.
• “Что я знаю о здоровом питании?”.
• “Откуда берутся овощи?”.
• “Труд сельских жителей на приусадебных участках”.
• “Орудия труда. Безопасная работа в огороде”.
• “Как нужно ухаживать за овощными культурами”.
Итоговая беседа
• “Огород на подоконнике переносится на участок детского сада”.
Цикл наблюдений
• Наблюдение за рассадой редиса, бархатцев, петуньи, огурцов, помидоров, укропа, петрушки, рассматривание листочков разной формы о размера (на «Дачном посёлке «Вершки»).
• Рассматривание цветочных семян овощных культур (баклажаны, редис, морковь, петрушка, укроп, помидоры, огурцы и другие)через лупу (селекционная станция «Семечко»).
• Наблюдение за всходами и ростом петуньи в индивидуальных горшочках( «Семечко»).
• Наблюдения за проращиванием семян в разных средах (воде, бумаге, в губках, у опилках) (в экспериментальной лаборатории «Корешки»).
• Наблюдения за проращиванием макушек овощей (картофеля, свеклы, моркови) в песке, в земле, в воде («Корешки»).
• Наблюдения за появлением корней у лука (пробирках) («Корешки»).
Познавательно-исследовательская деятельность
• Опыты «Солнце», «Вода», «Земля», «Человек» - свойства, необходимость для роста растений.
• Опыт «Где лучше растёт?» - какая среда питательнее для проращивания овощей.
• Опыт «В почве есть воздух» - показать. что воздух присутствует даже в почве.
• Опыт «Живой кусочек» - установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для роста.
• Опыты «Проращивание семян в бумаге, в опилках, в губках» - выяснить, где семена прорастут быстрее.
Речевое развитие Развивающие игры на развитие речи
• «Один – много»
• «Скажи ласково»
• «Узнай по описанию»
• «Измени словечко»
• «Скажи наоборот».
• «Объясни словечко»
• «Подскажи словечко»
• «Чудесный мешочек»
• «А дальше?»
Игры
• “Культурные и дикорастущие”
• “Во саду ли, в огороде”
• “Найди отличия”
Составление
• рассказа – описания «Расскажи про овощ» (мнемотаблицы)
Чтение художественной литературы Рассматривание
• Книг, иллюстраций о растениях.
• Энциклопедии «Мир растений».
Чтение детям:
• Д. Родари “Чипполино”,
• Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”,
• Потешки об овощах,
• Е. Благинина “Приходите в огород”,
• В. Волина “Наша грядка”,
• Е. Надёжкина “Огуречное семечко”,
• Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”
• Сказки “Репка”, “Пых”
• Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”.
Русские народные сказки
• “Вершки и корешки”.
Стихотворение-игра-считалка
• Г. Сапгир “Садовник”.
Отгадывание загадок об овощах
Чтение и объяснение пословиц и поговорок о труде землепашцев.
Художественное творчество Рисование
• “Что растёт в огороде?”.
• “Зарисовка этапов роста растений”.
• Ведение индивидуальных и общих дневников наблюдений за рассадой и опытным материалом.
• Трафареты овощей и фруктов.
• Изготовление персонажей для оформления огорода на окне (ручной труд из бумаги)
Слушание музыкальных произведений
Б. Можжевелова «Огородная – хороводная»
Игра хороводная «Урожай»
Музыкально-динамическая пауза «Репка»
Социализация и коммуникация Сюжетно-ролевые игры
• «Цветочный магазин»
• «Овощной отдел»
• «Мы у бабушки на даче»
Дидактические игры
• «Что за овощ?»,
• «Узнай по запаху»
• «Что лишнее?», «Лото»
• «Большой-маленький»
• «Разрезные картинки»
• «Что внутри»
• «Вершки и корешки»
Труд по посадке и пересадке рассады
Подготовка клумб для высадки рассады
Физическая культура Подвижные игры
• “Урожай”,
• “Картошка”.
Мероприятия по работе с родителями Печатная консультация на тему
• «Как полезны овощи!»
Оформление фотоотчёта «Эксперименты на подоконнике»
Оформление информационного стенда
• Рекомендации по организации совместной работы на огороде.