Юлия Конюхова
Проект «Экспериментирование с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментирование с водой»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
детский сад № 142
Проект опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Что мы знаем о воде»
Выполнила: воспитатель высшей категории
Конюхова Ю. В.
Город Магнитогорск
2021
Вид проекта : групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, родители;
Срок реализации: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность:
Публикация «Проект „Экспериментирование с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
В ходе проекта предполагается выполнение оригинального замысла, умение фиксировать с помощью доступной системы средств и следовать задуманному плану. Приобретение знаний происходит легко, в увлекательной форме, через игровую деятельность, в виде игр-экспериментов. Переживаемые при этом положительные эмоции побуждают к самостоятельному поиску, дают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель проекта : с помощью опытов и экспериментов закрепить и обобщить знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях, которые были получены ранее.
Задачи:
• Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей;
• Расширять и углублять представление детей о воде, ее свойствах, состояниях;
• Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
• Развивать умственные способности ребенка (анализ, сравнение, обобщение)
• Продолжить развивать связную речь ребенка, умение отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
• Развивать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умения договариваться, учитывать другую точку зрения.
Предполагаемый результат: Полученные в ходе проекта знания расширят представление детей о разных состояниях воды. Сформируются умения проводить опыты, которые демонстрируют свойства воды. Дети будут согласовывать свои действия, работать в команде и самостоятельно. Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов, формируется устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
• Формирование целей и задач проекта;
• Подбор и разработка необходимого материала и литературных источников
• Беседа с родителями вовлечение их в суть проекта;
• Подбор материала по теме (книги, открытки, материалы и приборы для опытной деятельности).
Основной этап:
• «Твердая вода», «Почему не тонет айсберг?», «Лед легче воды»
• Опыты детей с водой по выбору детей в центре экспериментирования, с использованием разного оборудования
• Изготовление цветных льдинок разной формы и размеров в домашних условиях совместно с родителями,
Содержание проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Познавательно-исследовательская деятельность:
Опыт «Форма капли»
Цель: Опытным путем показать форму капли воды
Опыт «Поднимающаяся вода»
Цель: доказать процесс впитывания воды растениям
Опыт «Растения пьют воду»
Цель: опытным путем показать, как растение употребляет воду.
Опыт: «Птицы и нефть»; опыт «Очищение воды от глины»
Цель: на примере загрязненного волшебного озера показать способы очищения воды от примесей (окрашенной воды, глины, подсолнечного масла). Познакомить со способом очистки воды - фильтрованием разными видами фильтров.
Речевое развитие:
Составление описательных рассказов;
Словесные игры: «Придумай предложение», «Какая вода» (подбор прилагательных, «Было-будет»(глаголы прошедшего и будущего времени);
Беседа «Вода у нас дома»
Беседа «Берегите воду
Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить экономить воду
Заучивание пословиц и поговорок о воде;
Чтение художественной литературы:
Стихотворение «Что случилось с рекой» Б. Заходер, «Как люди речку обидели» Н. Рыжов
Социально-коммуникативное развитие:
Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой.
Игры с водой :
Опускать кусочки сахара в ягодный сок, наблюдать за тем, как сок - постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар.
«Вот такая пена» : дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазу.
«Цветок распустившийся на воде. Лотос» - делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду цветок-он распускается.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование – экспериментирование на тему : «Я рисую море»
Цель: Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу.
Лепка - рельефная: «Ветер по морю гуляет…»
Цель: Познакомить детей с новым приемом лепки - цветовой растяжкой (вода, небо, показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море, или лунная ночь, буря или легкий бриз). Поиск способов решения художественной задачи: передать движение ветра, т. е. показать, как он по морю гуляет.
Физическое развитие:
ИМП «Море волнуется»,
комплекс утренней гимнастики «В пруду»
Заключительный этап
Обобщающее занятие-викторина «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепление пройденного материала, самостоятельное проведение опытов с водой в уголке экспериментирования по карточкам и алгоритмам.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы представления о разных состояниях воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе; о причинно-следственных связях между состоянием окружающей среды и жизнедеятельностью человека. Дети умеют согласовывать свои действия, работать сообща, работать с алгоритмами и таблицами, соблюдая правила безопасности. У детей сформирован устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности, развита познавательная активность.
Продукт проекта :
Фотоотчет о реализации проекта.
Список литературы:
1 .Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.-666с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.-159с.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр. -М. : ТЦ Сфера, 2013.-192с.
5. Лосева Е. В. развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128с.
6.«Мы».-Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. -2-е изд., испр. И доп. - СПб: «Детство-пресс», 2004-240с.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.-128с. ,ил. -(Библиотека программы «Детство»).
8. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Комплекс утренней гимнастики:
«В пруду»
I.Дети образуют круг, встают на небольшом расстоянии друг от друга лицом к центру круга.
Летом я ходил на пруд, (Шагают на месте, энергично взмахивая руками)
Видел много там и тут.
Никогда мои друзья, (Выполняют руками движение «брасс» (руки от
Не смотрел под воду я. (груди вытягивают вперед, разводят в стороны, затем возвращают их обратно к груди).
Что растет там, (Выполняют наклоны вправо-влево,
Кто живет? (руки на пояс)
Может страшный бегемот? (Ставят руки к щечкам, качают вправо-влево головой)
Маску ловко я надел (Ставят руки за голову, выполняют 2 наклона вперед)
И под воду посмотрел.
Под водою целый лес, (Хлопают в ладоши)
Полный сказочных чудес!
Там к солнцу тянется трава (Поднимают руки через стороны вверх, качают
Чуть колышется она. руками над головой вправо-влево).
Улитки по песку ползут, (Выполняют 2 приседания, руки к плечам)
На спинках домики несут.
Мелькают под водой ерши, (Слегка наклоняются вперед, выполняют
Шалят, резвятся малыши! опущенными вниз руками попеременные движения вперед-назад)
Хвостом вильнула щука (Ставят руки на пояс, покачивают бедрами
И уплыла без звука. вправо-влево)
Щуки испугался я. (Закрывают глаза руками)
Пора на берег мне, друзья! (Шагают на месте)