Ирина Груздева
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Составитель:
Груздева Ирина Геннадьевна
Введение
Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №13 «Колокольчик» г. Шарьи по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходило знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними.
Экологическая тропа сыграла важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания состояло в том, что сам процесс строился на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигалось это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Организация тропы силами дошкольников дала воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требовало от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побудили детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепила взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге родилось важнейшее качество личности – убежденность, которая опиралась не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. Воспитанники освоили навыки экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе.
Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.
Актуальность проекта.
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цель: формирование знаний у детей о живой природе и определить наиболее эффективные условия для получения этих знаний.
Задачи:
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- развить познавательный интерес детей к растительному и животному миру;
- воспитать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Сроки реализации : бессрочный
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Предварительная работа:- изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
- подобрать наглядные дидактические материалы;
- проведение экскурсий и мероприятий экспериментально- познавательного, трудового характера.
Ожидаемые результаты:
-расширение знаний и представлений детей о живой природе;
– формирование чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
Этапы создания и оформления тропы:
- детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;
- составление паспорта всех точек тропинки;
-изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект;
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;
–проводить наблюдения за живой природой, для развития сенсорных качеств каждого ребенка;
– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- сделать общение ребенка с природой, безопасным для ребенка и самой природы;
– формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
– проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Заключение:
Оформлены паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собрали загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.
В результате реализации проекта:
-повысился уровень экологических знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
-родители активно «включились» в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Паспорт экологической тропы:
Природные объекты:
1. «Липовая аллея»
Цель: формировать знание о дереве - Липе, воспитывать любовь к растениям.
Липовая аллея — липы и березы (например, сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — проснулись спящие почки.
2. «Огород».
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)
Участок наш маленький и воспитатели выделили участок для грядок, на которых посадили различные овощи (свеклу, горох, кабачки, морковь). Воспитанники ухаживали в течение всего лета за грядками, поливали, пропалывали их. Полученный урожай был использован для питания в столовой учреждения.
Ребята вместе с родителями изготовили из овощей сказочных персонажей; были выбраны победители.
2. «Альпийская горка»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.
3. «Цветочные клумбы»
Цель: развивать интерес к родной природе, к различным цветам, способность любоваться ею, и бережно относиться к растениям.
4. «Березка»
Цель: формировать знание о дереве - Березе, воспитывать любовь к растениям.
Воспитанники обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
6. «Рябина».
Цель: развивать интерес к Рябине, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
Рябина красная - гордость нашего детского сада!
Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает. Воспитанники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы.
Рябина воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.
7. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР». (Луг)
Цель: формировать знания о разнообразных насекомых воспитывать бережное отношение к ним.
На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.
8. «Метеостанция»
Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра).
(Это специально организованное место, где будет собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т. д. Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей.)
9. «Зеленая аптека»
Цель: расширяют знания детей о лекарственных растениях, учатся собирать и сушить растения, цветы для оздоровительных мероприятий в холодное время года)
Дети знакомятся с лекарственными растениями, их пользой и назначением. Учатся бережно относится к природе. Собирают и сушат лекарственные травы для фиточая. Отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации, составляют рассказы о растениях.
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008г.
2. Грехова Л. И. В союзе с природой. «ЦГЛ».«Сервис школа» Москва, 2002г.
3. Елкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
4. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981г.
5. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой? М. Просвещение, 1983г.