Татьяна Владимировна Придатько
Проект «Эколята-дошколята — защитники природы» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.
Задачи:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы
Публикация «Проект „Эколята-дошколята — защитники природы“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).
- Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта : октябрь 2023-март 2024
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Предполагаемый результат:
- Формирование основ экологической грамотности у детей;
- Воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- Вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- Развитие у детей коммуникативных навыков;
- Развитие творческих способностей.
Этапы реализации проекта
1 Этап – Исследовательский
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
Формулирование задач и цели проекта;
Опрос детей;
Анкетирование родителей;
Беседы с детьми о важности данной темы.
2 Этап – Подготовительный
Сбор информации по теме;
Подбор художественной литературы;
Подбор дидактического материала;
Оформление консультаций для родителей;
3 Этап – Практический
Работа с детьми:
Беседы по экологическому воспитанию
Наблюдения
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Прослушивание музыкальных произведений.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Реализация проекта
Работа с детьми:
Беседы: «Мусор – хорошо или плохо». «Животные – наши друзья». «Учимся доброжелательности». «Чем отличаются и чем похожи животные и растения». «Мальчик с ландышами». «Берегите воду». «Кормушка». «Что такое природа?» «Птичка». «Правила поведения в природе». «Как звери готовятся к зиме?»
Восприятие : «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». Рассказ «Девочки в лесу» (По В. А. Сухомлинскому). Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес». В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
-О природе.
-О диких животных.
-О птицах.
-О домашних животных.
-О деревьях и растениях.
Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «Наблюдение за птицами зимой», «Облака».
Опыты: «Вода и её свойства» «Как можно увидеть воздух»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование цветными карандашами и акварелью:
- «Развесистое дерево» (октябрь)
- «Кто в каком домике живет» (декабрь)
- «Маленькой елочке холодно зимой» (январь)
Аппликация/ Конструирование:
- «Кормушки для птиц» (участие в акциях «Кормушка пичужке и покорми птиц»)
Лепка:
- «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты» (октябрь)
- «Ёжик и сова» (декабрь)
Дидактические игры:
"Звери, птицы, рыбы". "Угадай, что где растет". "Что в корзинку мы берем". "Вершки – корешки". Игра с мячом «Воздух, земля, вода». "Выбери нужное". «Так бывает или нет?» «Какое время года?» «Какая, какой, какое?». «Что это за птица?». «Брать - не брать ягоды». «Где что растет?»
Подвижные и малоподвижные игры:
- «Эстафета «Собери мусор».
- «Кто живёт в воде?»,
- «Воздушный шар»,
Сюжетно - ролевые игры:
- «На даче»,
- «В магазине»,
- «Засолка на зиму».
Музыкальная деятельность:
Ю. Антонов «Не рвите цветы»,
А. Вивальди «Времена года»,
М. Глинка «Жаворонок»,
В. Добрынин «Земля наш дом»,
Л. Коган «Березка».
Просмотр мультфильмов: (интернет-ресурс)
Фиксики, серия «Чему учит экология»,
Смешарики, серия «Маленькое, большое море», «Мусор».
Пальчиковые игры:
«Капуста», «Белка», «Котята», «Зимующие птицы», «Барашки»; «Гроза»;
«Пальчики в лесу», «Паучок», «Пчелки», «Червячки», «Ветер».
Работа с родителями:
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Совместное творчество детей и родителей.
4 Этап – Заключительный этап
Выпуск буклетов «Природа и мы»
Презентация проекта.
Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
СЛАЙД 1
Стульчики стоят полукругом.
Дети под музыку заходят в зал и присаживаются на стульчики.
Незнайка выходит грустный, здоровается с ребятами.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, почему ты такой грустный?
Незнайка: Мне сегодня загадали загадку, а я никак не могу её отгадать. Может вы, ребята, мне поможете?
Ответы детей: Да. Поможем.
Незнайка читает загадку.
Загадка
Человек влияет на природу
И её меняет год от года.
Чтобы у планеты век был долог,
Создана профессия…
Ответы детей: ЭКОЛОГ.
СЛАЙД 2
Воспитатель: Правильно. Это экологи, они охраняют природу.
Незнайка (удивлённо) : А что, нужно природу охранять?
Ответы детей: ДА!
Незнайка: Ой, не выдумывайте, ничего с вашей природой не может случиться!
Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Мы с ребятами и эколятами сделали лэпбук, в котором собрали много интересного о природе.
Незнайка: Кто такие эколята? Что такое лэпбук? (хватается за голову)
Воспитатель: Сейчас мы тебя познакомим с эколятами, а ещё покажем лэпбук и расскажем о природе и почему её нужно охранять.
Незнайка: Хорошо, мне очень интересно посмотреть и послушать.
Воспитатель: Эколята – это сказочные герои. Зовут их Ёлочка, Тихоня, Умница и Шалун. Они охраняют и защищают природу.
Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, как зовут эколят.
Сейчас мы покажем тебе лэпбук. Первую страницу в нашем лэпбуке мы сделали вместе с Тихоней. Незнайка, а ты знаешь, где живёт вода?
Незнайка: Конечно, знаю, в кране! Где же ещё?
Воспитатель: Ой, Незнайка, ты ошибаешься. Наши ребята знают ещё места, где живёт вода и для чего она нужна человеку. Сейчас мы тебе не только расскажем, но и покажем.
Незнайка: Ой как интересно!
СЛАЙД 3
Где живёт вода?
Вода живё т:
- в родниках,
- в реках,
- в ручьях,
- в озёрах,
- в морях и океанах,
- в водопадах,
- в прудах,
- в болотах.
СЛАЙД 4
Вода в жизни людей
Человеку нужна вода:
- чтобы пить,
- готовить еду,
- стирать,
- купаться,
- умываться,
- убирать в доме.
Человек может прожить без еды 3-4 недели, а без воды не более трёх дней.
Незнайка: Ой, ребята, а я даже не догадывался, где можно увидеть воду. А мне интересно – кому ещё, кроме человека, нужна вода?
Воспитатель: О том, кому нужна вода, нам подготовил стихотворение Дамир.
Стих «Всем нужна вода»
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда –
Всем везде нужна вода!
СЛАЙД 5
Воспитатель: Да, вода нужна всем. Влада с мамой провели дома эксперимент - что случится с комнатным цветком, если его не поливать. Незнайка, посмотри и послушай, что у них получилось. (слушаем рассказ Влады об эксперименте).
Вода в жизни растений
Без воды растения вянут и могут погибнуть.
Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений. Испаряясь с листьев, вода бережёт их от перегрева летом.
Когда семечка прорастает, растение всё время должно получать влагу. Например, для одного семечка подсолнуха, пока оно растёт, нужно 4 больших ведра воды.
Незнайка: Ой, как интересно!
СЛАЙД 6
Воспитатель: Миласлава с родителями изучали дома энциклопедию о животных.
Незнайка: И животным нужна вода?
Воспитатель: Мила сейчас выйдет и расскажет нам, что же она узнала.
Вода в жизни животных
Животным для жизни необходима вода.
Например, упитанная собака может прожить без еды 100 дней, а без воды менее 10 дней.
Вода животным нужна как для питания, так и для охлаждения. Многие животные живут в воде. Это - крокодилы, дельфины, черепахи, моржи и многие другие.
СЛАЙД 7
Воспитатель: Вот видишь, Незнайка, теперь ты знаешь где живёт вода.
В нашей группе ребята, знают, как нужно охранять воду. Об этом нам расскажет Никита.
Охрана воды
1. Не бросай мусор в воду.
2. Нельзя мыть машины у водоёмов.
СЛАЙД 8
3. Не расходуйте воду напрасно (воду нужно использовать бережно, вовремя закрывать кран). Рассказ Никиты об экономии воды.
4. Во многих местах в воду попадают вредные вещества с заводов и фабрик, для этого нужно строить очистные сооружения.
Воспитатель: Ребята, как мы должны относиться к воде?
Ответы детей:
- нужно экономить воду;
- не загрязнять воду.
ИГРА «Кто живёт в воде?»
Цель: закрепить плавающих обитателей рек озёр морей и океанов.
СЛАЙД 9
Воспитатель: Следующую страницу в нашем лэпбуке мы делали вместе с Ёлочкой и Шалуном – защитниками леса.
О том, как нужно вести себя в лесу нам расскажет Клим (знаки).
Ребёнок выходит к мольберту и рассказывает про каждый знак и примеры из своей жизни (не трогал ёжика, потому что у него есть тоже семья, не ломал ветки в лесу и т. д.)
Незнайка: А ещё в лесу можно срубить ёлочку на новый год.
СЛАЙД 10
Воспитатель: Нет, Незнайка, ты не прав. К чему может привести вырубка и загрязнение леса нам расскажет София.
А ты, Незнайка, внимательно послушай.
Лес – это лёгкие нашей планеты. Он играет большую роль в сохранении экологии. Деревья поглощают плохой воздух - это углекислый газ, вырабатывая полезный для человека воздух - это кислород. Так они очищают воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.
Вырубка и загрязнение леса может привести к ухудшению качества воздуха, к вымиранию и исчезновению многих животных и растений, к разрушению почвы.
Воспитатель: Стихотворение «Берегите леса!» расскажет Дуня
Берегите леса! Берегите леса!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы:
Для людей, для птиц, для зверей!
Воспитатель: А теперь немного отдохнём и поиграем. Незнайка поиграй снами.
Игра «Собери мусор»
На полу разбросан мусор 2-3 вида. По сигналу дети собирают с пола мусор и кладут его в соответствующие емкости (корзинки разных цветов). Игра проводится 2.
СЛАЙД 11
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Его не видим и не слышим,
Зато мы все всегда им дышим. ВОЗДУХ
Что же это? (ответы детей)
Правильно, это воздух. Про воздух всё-всё знает Умница. Именно с ней мы создали следующую старицу лэпбука. Что такое воздух нам расскажет Даша.
СЛАЙД 12
Воздухом дышат люди, животные и растения. Воздух - это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ, которыми мы дышим. Воздух, окружающий Землю - это удивительная голубая «рубашка», благодаря которой наша планета не перегревается от солнечных лучей, не стынет от космического холода.
Незнайка: Где же найти воздух?
СЛАЙД 13
Воспитатель: Об этом нам расскажет Ева.
Воздух – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где кажется, что его нет. Давай вместе проверим, есть ли вообще воздух. Попробуйте несколько секунд не дышать. Чувствуете, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в легких, а теперь глубоко вдохните, а потом выдохните и попробуйте увидеть воздух. Что получилось? Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть. Воздух ничем не пахнет и не имеет цвета, он прозрачный, поэтому мы видим друг друга.
Незнайка: Как же увидеть воздух и узнать его свойства?
Воспитатель: Кажется, я знаю, что делать. Нужно позвать на помощь другие предметы.
С этим нам поможет Алиса и Алёна.
СЛАЙД 14
1. Где спрятался воздух?
Перед нами пустой прозрачный пакет (удобно использовать пакеты для завтраков) : «Что в пакете? Конечно же, в пакете ничего нет».
Я раскрываю пакет и дую в него и закручиваю его. Пакет стал упругим. Потрогайте пакет. В нём что-то есть. Если я открою пакет, то он перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
СЛАЙД 15
2. Как увидеть воздух?
Возьмём стакан с водой и соломинку, потом опустим соломинку в воду и начинаем в неё дуть. Вода забурлила, и появились воздушные пузырьки. Это из наших легких выходит воздух.
СЛАЙД 16
ИГРА «Воздушный шар» (друг другу отправляем шар с помощью воздуха дуем на него)
Воспитатель: Незнайка, вот мы и познакомили тебя с эколятами, Ты много узнал о воде, воздухе, земле и лесе. Мы уверены, что теперь ты тоже будешь беречь и охранять природу.
В это время в зал забегает Ёлочка.
СЛАЙД 17
Ё лочка: Здравствуйте. Это группа «Пчёлки»?
Дети: ДА!
Ё лочка: Еле успела к вам. Я слышала ваши рассказы о природе и её защите.
И поэтому я хочу вас принять в ряды эколят – молодых защитников природы.
Дети говорят клятву эколят.
Ёлочка повязывает зелёные галстуки детям под гимн эколят.
Незнайка цепляет значки.
СЛАЙД 18
Дети с воспитателем возвращаются в группу.