НАДЕЖДА ЗАИЧЕНКО
Проект «Взаимодействия со Школой Искусств «Мир музыки». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Ручеек»
Проект :
Взаимодействия со Школой Искусств
«Мир музыки»
Разработчик:
Заиченко Надежда Юрьевна
г. Ессентуки
2020год
Введение.
Публикация «Проект „Взаимодействия со Школой Искусств „Мир музыки“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дети нашего сада очень любят петь, танцевать, играть на музыкальных, шумовых инструментах, слушать музыку, поэтому они всегда рады, когда к нам в гости с концертной программой приходят воспитанники Школы искусств. Многие наши выпускники в последствии учась в общеобразовательной школе посещают и Школу Искусств. Много лет существует преемственность между детским садом и музыкальной школой.
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовывать и проводить встречи детей с исполнителями музыкальных произведений (инструменталистами и вокалистами) значительно обогащать детей не только в музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
Живая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, создает мотивацию к поступлению в музыкальную школу, способствует формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Пояснительная записка
Ребёнок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыке.
Актуальность темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является универсальной человеческой способностью и реализуется в любой сфере человеческой деятельности.
В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно педагоги занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей, накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах.
Проведение концертов-встреч позволяет приобщать дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.
Маленькие слушатели получают свои первые эстетические переживания от восприятия живого исполнения инструментальной музыки, пения, хореографического и художественного искусства. В свою очередь, учащиеся ДШИ получают эмоциональные переживания от исполнения для «своего» зрителя. Сотрудничество ДОУ и ДШИ – это взаимовыгодный проект, приносящий хорошие плоды и высокие результаты.
Дети разного возраста, включаясь в совместное творчество, расширяют свой кругозор, раскрывают эмоционально-творческие способности.
Совместные творческие встречи позволяют эффективнее решать учебные, воспитательные, педагогические задачи. Совместное творчество стимулирует развитие дальнейших творческих возможностей детей.
В подобном проекте происходит творческое общение, совместное переживание на концертах и творческих встречах, встречаются дети разных возрастов – дошкольного, младшего школьного, подросткового.
Учащиеся ДШИ, передавая свои знания, умения и навыки младшим детям ощущают свою социальную значимость, то, что они «личность», понимают важность происходящего, постигают мир маленького ребенка. Ценность данного проекта в том, что это детское исполнение, живое общение, более яркое восприятие, а значит и больше процент результативности (а не видеофильмы и записи.).
Ведущая педагогическая идея проекта
После выступления учащихся музыкальной школы со сказкой «Дюймовочка», которое очень впечатлило и заинтересовало дошкольников, мы пришли к выводу, что на базе ДОУ возможно организовать содержательное и регулярное общение детей с носителями музыкальной культуры : учащимися и преподавателями детской музыкальной школы. Так возникла идея проекта «Мир музыки», в основе которого лежит использование образовательных возможностей социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования для развития личности ребёнка средствами музыки.
Инновационность проекта
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача музыкального руководителя - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. А это возможно лишь при погружении детей в мир музыки, воспитании на ее классических образцах.
Проект предполагает организацию и проведение в детском саду встреч детей с профессиональными исполнителями классической музыки - педагогами и воспитанниками ДШИ: инструменталистами, вокалистами. Концерты «живой музыки» произведут на дошкольников яркое впечатление, активизируют их интерес к музыкальному искусству, стимулируя их творческую деятельность, желание овладеть музыкальным инструментом.
Социальная и практическая значимость проекта
Значимость проекта обусловлена привлечением внимания педагогов- музыкантов к уникальному, с точки зрения общего и художественного развития, виду музыкальной деятельности- слушанию музыки. Реализация этого проекта поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса.
Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве.
Осуществление проекта позволит :
• приобщить детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры, подлинному искусству;
• сформировать ключевые компетенции дошкольников, а именно: здоровьесберегающую, коммуникативную, эмоциональную, социальную, инфомационную;
• эффективно использовать ресурсы культурной среды села для социализации и развития детей;
Цель проекта :
использование образовательных возможностей социокультурного пространства села Усть-Калманка и семьи в развитии, воспитании музыкальности и приобщении к музыкальной культуре.
Задачи:
• приобщение к музыкальному искусству дошкольников путём привлечения ресурсов социума;
• обогащение музыкальных и эстетических впечатлений внесением в жизнь каждого ребёнка персонифицированных культурных событий;
• развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыкальной культуре, театру.
• посредством погружения дошколят в разные виды искусства развитие эмоционально-творческих возможностей;
• прослеживание связи искусств, раскрытие эмоционального состояния ребенка;
Срок реализации проекта :
Три года (апрель 2020 г. – август 2023г.)
Участники проекта :
МБДОУ Детский сад «Ручеек»
МБУДО «ДШИ» г. Ессентуки
Объект исследования:
музыкально-образовательная деятельность дошкольников.
Социальная значимость проекта :
направлена на создание благоприятного эмоционального фона и интереса к музыкальному образованию.
Гипотеза: расширение воспитательно-образовательного пространства через социум позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкально-образовательного процесса в МБДОУ.
Принципы реализации проекта :
1. системность;
2. сезонность;
3. учёт возрастных особенностей;
4. интеграция образовательных областей;
5. сотрудничество в социуме.
Предполагаемые результаты:
Для педагогов:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование образцов музыкальных шедевров в различных видах детской деятельности.
Для воспитанников:
• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
• появление интереса к музыкальной культуре;
• активизация эмоциональной отзывчивости;
• проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
• повышение музыкальной культуры;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
План совместных мероприятий в рамках образовательного проекта
«Мир музыки!»
1. Знакомство с ДШИ
2. Знакомство с классической музыкой
3. Знакомство с творчеством композиторов
4. Знакомство с клавишными инструментами
5. Знакомство со струнными инструментами
6. Знакомство с духовыми инструментами
7. Знакомство с ударными инструментами