Юлия Вовкун
Проект «Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ нормативной документации
1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
• Статья 29: «…образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о…реализуемых образовательных программах…»;
«…о федеральных государственных образовательных стандартах…».
• Статья 44: «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья…»;
Публикация «Проект „Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
«родители имеют право:…знакомиться…с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности… с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями. ";
«родители имеют право…принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации».
2. ФГОС ДО.
• Положения Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
• В основе Стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогических работников и детей.
• Стандарт направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей.
• Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании, развитии и обучении детей.
• В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
• Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности семьи.
• Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей детей и доступна для ознакомления.
• Образовательная среда ДОО должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
• Для успешной реализации Программы должна быть обеспечена поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
• Организация должна создавать возможности: для предоставления информации о Программе семье; для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
• Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования являются ориентирами для: решения задач взаимодействия с семьями; информирования родителей относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ.
SWOT-анализ по осуществлению сотрудничества ДОО и семьи в контексте ФГОС
Сильные стороны
-благоприятный психологический микроклимат в коллективе;
- педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду,
-связи с организациями социума
Слабые стороны
-нехватка молодых кадров;
-малоактивная позиция родителей в образовательном процессе;
-недостаточное научно-методическое обеспечение;
-недостаточная удовлетворённость родителями работой ДОУ.
Возможности
-повышение конкурентоспособности и результативности ДОО, обусловленное улучшением качества образовательного процесса
-поиск педагогических идей по обновлению содержания образования; - увеличение количества инновационных технологий и авторских разработок;
-формирование профессиональной компетенции, необходимой для успешного взаимодействия с родителями.
Угрозы (риски)
-сопротивления некоторых педагогов нововведениям
-увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов
-образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения
-слабая активность родителей
Актуальность проекта
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
ФГОС дошкольного образования открывает широкие возможности для включения в процесс взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Возникает противоречие между требованиями ФГОС дошкольного образования к участию родителей в образовательном процессе и установлением полноценных сотруднических отношений педагогов и родителей в контексте ФГОС.
Проблема заключается в том, что с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОО, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка.
Требуется выстраивание диалога ДОО и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОО с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Методы работы над проектом:
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы; • целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; • индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ; • анкетирование; • интервьюирование; • изучение детских работ; • анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта.
Участники реализации проекта:
- администрация ДОО – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;
- педагоги и специалисты ДОО – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Мы вместе», обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.
«Дерево целей»
Стратегическая цель: обеспечить педагогическое сопровождение семьи в условиях ДОО посредством инновационных форм работы с родителями в контексте ФГОС.
Тактические цели:
• повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей;
• приобщить родителей к участию в жизни ДОО через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
• повысить правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
• повысить психолого-педагогическую культуру родителей;;
• дополнить ресурсную базу;
• разработать нормативно-правовую и научно-методическую базу.
Оперативные цели:
• изучить потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с ДОО;
• определить личные задачи воспитателей в отношении взаимодействия с родителями;
• определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса;
• сформировать группу педагогов для работы по реализации проекта;
• разместить информацию по внедрению ФГОС ДО.
Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации и семьи.
Модель взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Организационно - практический блок. Цель: планирование, организация и проведение мероприятий
- включение родителей в образовательную деятельность;
-непосредственное общение взрослых с ребенком; дни открытых дверей;
- практические семинары; - открытые занятия;
- детско- родительские проекты;
- выставки;
- смотры-конкурсы;
Просветительский блок. Цель – информирование родителей (законных представителей)
-предоставление информации о нормативно- правовых документах по дошкольному образованию
- предоставление информации о реализации ФГОС
-предоставление информации о реализации Программы дошкольного учреждения.
Информационно - аналитический блок. Цель: определение форм и методов дальнейшей работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями)
- сбор и анализ информации о родителях, детях;
- изучение семей;
- сбор и анализ информации об интересах детей;
- сбор и анализ информации о потребностях родителей (Законных представителей) воспитанников.
Контрольно - оценочный блок (Мониторинговый). Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.
-анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией -обобщение и распространение опыта взаимодействия ДОУ и семьи
-контроль -оценка удовлетворенности родителей
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Материально-техническое обеспечение проекта: наличие нормативных документов ФГОС; наличие текстовых сборников ФГОС для работы методиста и педагогов по изучению документа.
2. Трудовые ресурсы: имеющийся опыт и теоретическая подготовка педагогов; привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров; обучение отдельных педагогов на веб-семинарах и организация трансляции их опыта.
3. Информационные ресуры: имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОО.
План работы
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. Цель: сбор, анализ и структурирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОО с родителями воспитанников.
разработка модели взаимодействия ДОО и семьи;
изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС;
анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований; формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;
подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2 этап – практический. Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в соответствии с ФГОС.
педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;
педагогическая поддержка родителей: лекции, тренинги, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня;
педагогическое образование родителей: клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей;
совместная деятельность детей и родителей: детско-родительские клубы, конкурсы, досуги в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
3 этап – аналитический. Цель: определение результативности внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями воспитанников. Третий этап направлен на анализ, обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги – родители - дети».
Анализ возможных рисков и способы их преодоления:
Проектные продукты
• изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать; • рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; • проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОО; осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности; • положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО.
• видеофильм об использовании современных нетрадиционных форм с родителями, сборник публикаций по проблеме, фотоматериалы, методические разработки, организации семейных клубов, проектная папка.