Раздерищенко Алла
Проект в старшей группе «Выращиваем рассаду помидоров и цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Метелевский детский сад «Колокольчик»
Проект в старшей группе
"Выращиваем рассаду помидоров и цветов"
Разработан воспитателем Раздерищенко А. А.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Публикация «Проект в старшей группе „Выращиваем рассаду помидоров и цветов“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Помидор, помидоры
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Все дети знают, как полезны овощи, но не у каждого ребёнка есть возможность их вырастить.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, но и приумножать.
Идея проекта : Создание на территории участка для прогулки клумбы - грядки.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : март – май.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
Задачи:
1) Образовательные:
• Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
• Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
•Познакомить детей с овощной культурой помидоры, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
• Дать понятие –садовые, луговые цветы.
• Познакомить с окружающим миром.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
2) Развивающие:
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
• Обогащать словарный запас детей.
• Развить творческий и исследовательский интерес к овощам и цветам.
• Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:
• Привитие трудовых навыков, взаимопомощи.
• Организация совместного творчества родителей и детей.
• Бережное отношение к природе.
Методы проекта :
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд
Ресурсное обеспечение:
• Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме) ;
• Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал (семена помидоров, петуньи, львиного зева, бархатцев, настурции, средства ухода (пакетированная почва, вода, контейнеры под рассаду, вёдра, совочки, лопата, грабли, лейки, материал для оформления творческих работ).
Этапы работы:
1. Организационно-подготовительный этап.
Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература, иллюстрации. Разработаны необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, алгоритм составления описательного рассказа, план работы по теме проекта. В рамках взаимодействия проведена работа с родителями.
2. Основной этап – исследовательский.
Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощными культурами и садовыми цветами. Посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой. Работа на огородном участке: высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, сбор семян и плодов.
3. Заключительный – итоговый. Ярмарка – распродажа «Весенний калейдоскоп» (реализация выращенной рассады)
Экскурсия по участку группы для детей детского сада и родителей с показом клумб и рассказов о выращенных цветах.
Ожидаемые результаты.
1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира.
2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
3. Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
4. В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.
Этапы работы:
1 ЭТАП Организационно –подготовительный
Сроки проведения: с 14 по 25 марта
Виды деятельности: Подбор литературы, иллюстрации. Материальные ресурсы: посадочный материал (семена помидоров, петуньи, львиного зева, бархатцев, настурции); средства ухода (пакетированная почва, контейнеры под рассаду, вёдра, совочки, лопата, грабли, лейки); материал для оформления творческих работ.
Совместная деятельность:
Беседы:
• Какие цветы ты знаешь?
• Какие овощи ты знаешь?
• Рассматривание иллюстраций цветов и овощей.
Загадки о цветах.
Пальчиковая гимнастика:
• Травка («Пальчиковые игры» стр. 10)
Д/ игры:
• Что где растет?
• Назови цветок.
Художественная деятельность
• Рисование «Мои любимые цветы»
• Лепка «Овощи»
Опыт: «Солнце и растения»
2 ЭТАП Основной - исследовательский
Сроки: 28 марта
Виды деятельности: Посев семян помидоров, петуньи, львиного зева на рассаду.
Совместная деятельность: Рассматривание семян помидоров и цветов. Пальчиковая гимнастика «Огород» («Пальчиковые игры» стр. 10)
Настольная игра «Чиполлино»
Сроки: с 29 марта по 10 мая
Виды деятельности: Наблюдение за прорастанием семян. Посев семян бархатцев в цветнике, люпина и настурции в цветник.
Внесение удобрений (измельченная скорлупа яиц) на грядке для помидоров.
Совместная деятельность:
Беседы:
• Что нужно для роста растений?
Разучивание песен, танцев, хороводов и народных игр связанных с посадочными работами.
Чтение сказок – «Репка», «Вершки и корешки», «Колосок».
Пальчиковая гимнастика:
• Солнце («Пальчиковые игры» стр. 12)
Д/ игры:
• Сложи цветок
• Вершки – корешки
• «Доскажи словечко»
Художественная деятельность
• Рисование «Весенние цветы» (Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» стр. 188)
• Лепка «Весенний ковёр» (И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 166).
• Аппликация «Овощи на грядке»
Опыт: «Вода и растение»
Составление описательного рассказа о весенних цветах по схеме.
Сроки: с 11 мая по 20 мая
Виды деятельности: Высаживание рассады помидоров и цветов в грунт на грядку и в цветник.
Совместная деятельность:
Просмотр презентации «Сказка о цветах»
Пальчиковая гимнастика:
• Солнышко и дождик («Пальчиковые игры» стр. 33)
Игры – драматизации по сюжетам сказок («Репка», «Пых», «Вершки и корешки»)
Д/ игры:
• Покажи, что назову
• Логические пары
Художественная деятельность
• Рисование «Загадки с грядки» (И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 44)
• Аппликация «Цветочная клумба» (И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 24).
3 ЭТАП Заключительный итоговый
Сроки: с 23 по 31 мая
Виды деятельности: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей
Совместная деятельность:
Буклет «Как мы выращивали рассаду помидоров и цветов»
Выставка рисунков «Любимые цветы», «Наши помидоры растут»
Составление описательного рассказа о цветах с опорой на схему.
Пословицы и поговорки о цветах.
Реализация проекта :
1. Этап – подготовительный.
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- беседы о цветах и овощах, составление описательных рассказов;
- рассматривание фотографий и картинок цветов и овощей;
- подготовка контейнеров с землей, семян.
2. Этап – исследовательский.
В группе детского сада произвели рассматривание и посев семян помидоров цветов, подписали контейнеры с названиями растений. Зарисовали в тетради наблюдений. Уход за растениями и полив.
Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах и овощах.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Зарисовывали в тетради наблюдений. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3. Этап – заключительный.
• Буклет «Как мы выращивали рассаду помидоров и цветов»
• Ярмарка-распродажа «Весенний калейдоскоп»
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог 5 - 6 лет. Система работы в старшей группе детского сада. – Москва, «Мозаика синтез», 2010г.
2. Вострухина Т. Н. Знакомство с окружающим миром детей 5 -7 лет. – Творческий центр «Сфера» Москва, 2012г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. - Творческий центр «Сфера» Москва, 2013г
4. Вакуленко Ю. Л. Воспитание любви к природе у дошкольников: Экологические праздники, викторины, занятия, игры. Волгоград: Учитель,2008г.
5. Лыкова И. А. Изобрзительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир». Москва, 2012г.
6. Казакова Т. Г Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение 1985г.
7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. : Просвещение 1993г.
8. Ульева Е. А. Пальчиковые игры. Мозаика – Синтез 2012г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» 1/2014 г.
10. Интернет источники.
Беседы:
• «Овощи»;
• «Цветы»;
• «Какие бывают цветы?», «Какие бывают овощи?»;
• «Охраняемые цветы».
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Условия, необходимые для жизни растений»
1. «Солнце и растение»
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»
два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .
2. «Вода и растение»
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
Опыт: «Растения «пьют» воду»
Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.
Игры по экологии:
«Вершки – корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощи растут на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле — кисти рук опускают вниз.
«Какого растения не стало?»
На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Наблюдения.
1 «Растения нашего участка». Осмотр участка, нахождение растений, определение их названий.
2 «Какие они – растения?» Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху
3 «Кто помогает растениям расти?» Дети обсуждают, почему растения выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам «помогают» : солнце, дождь, земля и люди.
4 «Где растут овощи и садовые цветы?» Беседы с детьми на основании личного опыта.
5 «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др., устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.
6 «Одуванчик ложится спать?» Обратить внимание на интересное явление - цветы открыты в полдень и закрыты вечером.
7 «Как выглядят одуванчики во время дождя?» Воспитатель, в соответствующую погоду, дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с ними то, что они увидели.
8 «Соберем семена садовых цветов» Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ О ЦВЕТАХ
Много цветов - мало плодов.
Весна красна цветами, а осень - плодами.
Где цветок, там и медок.
У красивого цветка жизнь бывает коротка.
Аленький цветок бросается в глазок.
Люди рады лету, пчелка - цвету.
На хороший цветок летит и мотылек.
Это цветочки, а ягодки впереди.
ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ
Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться.
Листья, как у чеснока,
А корона, как у принца. (Нарцисс)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят. (Ландыш)
А я похожа на звезду,
Названье так и переводится.
Я ближе к осени цвету,
Чтобы попасть в букеты к школьникам. (Астра)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчик)
Я в хлебе родился,
А есть не сгодился. (Василек)
Из луковки вырос, а в пищу не гож.
На яркий стаканчик цветочек похож. (Тюльпан)
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься.
Только тронь мои цветки -
Растопырю коготки! (Роза)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету. (Ирис)
Эй, цветочки - синий цвет!
С язычком, а звону нет!
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
•Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
•Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)
•Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
•Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых! (Пион)
•Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне. (Герань)
•Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
•Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
•На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные. (Кактус)
•Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу. (Астры)
•Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком! (Мак)
•У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
•Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом (Незабудка)
•Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
•У нас ни пальцев нет, ни рук -
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся! (Ноготки)
•На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные. (Георгин)
•Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
•Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (Незабудки)
• Очень просто узнать меня:
По названью я тиграм родня.
Рыжий в крапинку мой цветок
Среди зелени, как огонек! (Тигровая лилия)
•Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую. (Анютины глазки)
•Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш)
•Мои цветы — оранжевое пламя,
А листья — как зеленые медали.
В названии — восточная страна.
Ну что, ребята, вы меня узнали? (Настурция)
•В нашем парке есть газоны,
Расцвели там. патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни.
Вот только музыки не слышно. (Петуния)
•Я лезу все выше и выше,
Долезу до самой до крыши!
Пусть не имею рук и ног -
Недаром я зовусь. (Вьюнок)
•В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой (Ирис)
• Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми. (Гвоздиками)
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Быстро, ровно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает -
Слова не хватает.
Чтобы дальше стих потек
Быстро, словно речка,
Помоги ему чуть-чуть-
Подскажи словечко!
Длинный, тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк.
Это ярко-красный… (мак) .
Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках… (мимоза) .
Много лепестков атласных,
Белых, пестреньких и красных.
На меня ты погляди-ка.
Называюсь я… (гвоздика) .
Замечательный цветок,
Он, как яркий огонек,
Гладкий, важный, словно пан,
Называется. (тюльпан) .
Поворачивает ловко
Он за солнышком головку.
Поле, словно в желтых волнах.
Здесь растет цветок… (подсолнух) .
Мы несли грибы в корзине
И еще цветочек синий.
Этот полевой цветок -
Тонкий, нежный… (василек) .
Пышный, круглый, как кочан,
Головой нам покачал.
Летом расцветает он,
Замечательный… (пион) .
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка… (роза) .
Мы сплетем веночки эти
Для Оксаны, Маши, Светы,
Для Аленки, двух Наташек
Из цветочков, из… (ромашек) .
Цветик нежно-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый,
Сразу вянет от мороза
Наша неженка… (мимоза) .
Вася в сад принес цветы
Небывалой красоты:
Лепестки, как из пластмассы
У цветов Василия.
Дайте поскорее вазу,
Он поставит… (лилии) .
В мае - желтый, а в июне
Он - пушистый мячик.
На него мы чуть подули -
Взвился… (одуванчик) .
Он растет повсюду летом -
В поле и у кочек.
Он изящен, синий-синий,
Это… (колокольчик) .
Ежик в рощице у кочки
Говорит мишутке:
«Видишь мелкие цветочки?
Это… (незабудки)».
Украшаем жарким летом
Клумбы, парки, цветники,
Мы своим морковным цветом,
А зовемся… (ноготки) .
Дидактическая игра «САДОВЫЕ - ЛУГОВЫЕ»
Задачи: упражнять детей в классификации цветов по месту их произрастания и культивации (культурные, дикорастущие).
Материал: карточки с изображением садовых и луговых цветов, импровизированные «луг» и «клумба».
Ход: дети выбирают карточки и «сажают» цветы там, где они произрастают.
Дидактическая игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК»
Детям дается середина цветка, они находят лепестки и создают цветок.
Дидактическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Цель: закрепить знания детей о многообразии растений и умение давать определения (садовые, луговые, полевые, комнатные).
Ход. Педагог называет три названия растений, дети, услышав название, не соответствующее данной группе, хлопают в ладоши.
Подвижная игра «РАЗ, ДВА, ТРИ, К ЦВЕТКУ БЕГИ!»
Цель: бег в заданном направлении, закрепить названия цветов, ориентировку в пространстве.