Елена Суховольская
Проект «Всякая душа празднику рада» (ознакомление старших дошкольников с русскими календарными праздниками и обрядами)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это мы как педагоги должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Проект „Всякая душа празднику рада“ (ознакомление старших дошкольников с русскими календарными праздниками и обрядами)» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьёзной и взрослой культуры. Лишь в последнее время в исследованиях известных педагогов и психологов (Л. Выготского, А. Запорожца, Н. Ветлугиной) было доказано, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства. Народная культура относится, прежде всего, к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку, отражает весь окружающий нас мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета.
Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, добродетели и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток начинают блестеть от радости их глаза, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
Цель проекта :
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.
Задачи проекта :
• познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха» и т. д. ;
• вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки);
• развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
• воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Принципы построения проекта :
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований программы В. И. Логиновой и Т. Б. Бабаевой «Детство».
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Содержание проекта основано на следующих приоритетах:
• Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.
• Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• В народных праздниках и традициях фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ожидаемые результаты:
• Устойчивый интерес к культурным ценностям и народным традициям русского народа.
• Овладение связной речью и культурой языка, в результате такого мощного языкового творчества, как фольклор.
• Эффективное использование накопленного материала педагогами и специалистами ДОУ.
• Воспитание нравственных качеств дошкольника.
Для достижения поставленных целей и задач проекта необходимо ресурсное обеспечение: кадровое, материально – техническое, финансовое, информационное.
Кадровый потенциал.
- Поддержка и сотрудничество с музеем города, культурно-выставочным центром «Вернисаж».
- Педагоги других ДОУ города.
- Педагоги ДОУ.
- Музыкальный руководитель ДОУ.
- Работники краеведческого музея города Прокопьевска.
- Работники культурно-выставочного цента «Вернисаж» города Прокопьевска.
- Семьи воспитанников.
Материально-техническое обеспечение.
Организация мероприятий в рамках проекта «Всякая душа празднику рада» предполагает:
- наличие музыкального зала, видео, аудио аппаратуры;
- оборудование уголков русской культуры в группах;
- пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- приобретение необходимого дидактического материала;
- создание картотеки народных игр;
- создание сюжетно-ролевых игр.
Информационное обеспечение.
Для успешной реализации проекта необходим Интернет, книжный фонд: методические пособия, издания периодической печати (газеты и журналы, деловые и творческие связи с КРИПКиПРО, информационно – методическим центром города Прокопьевска, родителями воспитанников.
Структура проекта.
В основу структурирования заложен принцип поэтапного достижения цели проекта.
Подготовительный этап проходил в 2007 – 2008 учебном году и начинался с определения проблемы, изучения литературы, постановки целей, задач, проведении и анализа диагностического исследования.
В диагностическом исследовании принимали участие дети старшей группы.
Диагностические исследования проходило с целью выявления уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества. Процедура диагностики осуществлялась на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В ходе изучения были получены следующие результаты: у 60 % детей низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества.
У 30% диагностируемых детей - средний уровень сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества.
9% детей находятся на высоком уровне сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества.
Первый практический этап проходил в 2008 - 2009 учебном году в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка» и определялся внедрением проекта и созданием условий для успешной его реализации.
Второй практический этап определялся внедрением проекта, самореализацией детей, преемственностью опыта и проходил в 2009 – 2010 учебном году.
Заключительный этап – площадка успеха позволил нам сравнить полученные результаты внедрения проекта с исходными и промежуточными данными. Несомненным является то, что процентное соотношение уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества значительно повысился: 13 % детей - низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества.
63% диагностируемых детей - средний уровень сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества.
34% детей находятся на высоком уровне сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах декоративно-прикладного творчества.
Обобщая полученные результаты, мы считаем возможным распространение опыта проектной деятельности по сохранению духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры через устойчивый интереса к русской народной культуре.
Основные характеристики деятельности.
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации (приложение 2).
3. Материал состоит из 5 модулей и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка (приложение 3).
Модуль 1. Устное народное творчество.
Основные темы: «Сказки», «Потешки», «Загадки», «Сговорки, считалки», «Пословицы. Поговорки», «Театр Петрушки», «Народные игры».
Модуль 2. «Народная песня».
Основные темы: «Колыбельная песня», «Частушки», «Музыкальные инструменты», «Лирическая песня», «Песни-пожелания», «Детская песня», «Хороводы. Игровые песни», «Колядки».
Модуль 3. Народно-прикладное искусство.
Основные темы: «Русская матрешка», «Золотая хохлома», «Терема и избы», «Бабушкин кокошник», «Русский костюм», «Утварь русской избы», «Ковроделие, плетение», «История рушника и шали».
Модуль 4. Народные обрядовые праздники.
Основные темы: «Осенины». «Покров». «Кузьминки». «Рождество». «Святки». «Пасха». «Масленица». «Праздник пастушков». «Праздник выгона скота». «Кирилл и Мефодий». «Троица».
Модуль 5. Народные обычаи.
Основные темы: «Женские посиделки», «Укладывание в колыбель», «Первый шаг», «Посадка на коня», «Дарение подарков», «Родня», «Отец и мать», «Посидим у самовара». «Русская народная кухня».
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
• чтения педагогом рассказов;
• экскурсий в картинную галерею, краеведческий музей;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов старины;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• приготовить с детьми различные национальные блюда;
• изготовить декорации и кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр слайд – презентаций, фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Экскурсии, целевые прогулки.
• Детская благотворительность.
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
• Творческие вечера.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в проекте уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лекторий для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ИКТ);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Заключение.
Главной целью духовно-нравственного воспитания на основе устойчивого интереса к русской народной культуре является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
Многообразные воспитательные функции народной культуры обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.
Изучение традиционной культуры в дошкольном детстве позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение.
Русское народное творчество было всегда открыто для новизны, изобретательности, вбирало в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывало церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.
Системное включение материала традиционной отечественной культуры в привычные для детского сада программы расширяют возможности индивидуального развития ребенка, не только воспитывает, но и открывает интеллектуальный и эстетический, нравственный потенциалы.
Итак, ознакомление дошкольников с русским народным творчеством, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения, которое помогает ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
Список литературы:
1. Авдеева Е. В. Патриотическое воспитание старших дошкольников. / - [Текст]. Авдеева Е. В. Мн., 2004. – 96с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. / [Текст]. Алешина Н. В. М:ЦГЛ, 2005 – 167с.
3. Гаранина Т. П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей / [Текст]. Гаранина Т. П. Мн., 1983 – 204с.
4. Жарикова А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада. / [Текст]. Жарикова А. Д. М. : Просвещение, 1980 – 86с.
5. Жуковская Р. И. и др. Родной край: пособие для воспитателей детских садов. / [Текст]. Жуковская Р. И. и др. М. : Просвещение, 1990 – 150с.
6. Козлова С. А. Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / [Текст]. Козлова С. А. - М. : Просвещение, 1980 – 202с.
7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / [Текст]. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Детство-Пресс. 1999. – 40с.
8. Куприна Л. С. ,Бударина Т. А., и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. / [Текст]. Куприна Л. С. ,Бударина Т. А. М., 1986. – 108с.
9. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. / [Текст]. Скоролупова О. А. М. : «Скрипторий», 2003. – 125с. 2003г. «Скрипторий».
10. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… / [Текст]. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Детство-Пресс. 1999. – 200с.