Голубничая Марина Владимировна
Проект «Времена года» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Времена года».
Тип проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Сроки проведения: с сентября 2018 г. по август 2019г.
Актуальность
Природа своим многообразием, яркостью, воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – деревья, одетые в яркие, разноцветные цвета; первый падающий снег; искрящийся иней на деревьях, кустарниках; легкие облака, плывущие в голубом небе.
Публикация «Проект „Времена года“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Первые впечатления важны и неожиданные для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, правильному и бережному общению с природой, разовьют эстетическое качество, воспитают чувство ответственности перед природой, то ребенок обязательно будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель: Воспитывать у детей дошкольного возраста, правильное и бережное отношение к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи:
• Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
• Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
• Продолжать формировать эмоционально-эстетические отношение к красоте природы.
• Поддерживать проявления у детей интересов, желания познавать природу и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей дошкольного возраста к красоте природы.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Формы реализации проекта :
• Совместная творческая деятельность.
• Создание творческих работ детей и родителей.
• Составление альбома по временам года; лэпбука по временам года; чтение стихотворений, рассказов и сказок по временам года.
• Тематические занятия.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
• Информирование родителей о проекте «Времена года».
• Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
• Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
• Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок, пейзажей о временах года, фрагментов музыкальных произведений.
• Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
• Сбор информации о временах года для создания картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки», «Пальчиковые игры».
• Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.
Основной:
• Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».
• Составление гербария.
• Создание дидактической игры: «Чудо дерево».
• Создание лэпбука по временам года.
• Создание карточек «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки», «пальчиковые игры» по временам года.
• Заучивание стихотворений о временах года с детьми.
• Показ видео ролика о временах года.
• Художественно-творческая деятельность.
• Подготовка к драматизации сказок «Репка», «Колобок», «Теремок».
• Экспериментирование с бросовым материалом, песком, водой, снегом.
Заключительный:
• Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года»
• Презентация для родителей, сотрудников детского сада.
• Показ родителям утренников, открытых занятий, сказок.
Предполагаемый результат
В ходе реализации проекта дети и родители получат необходимый опыт в изобразительном искусстве и художественной деятельности. У детей самостоятельно проявится бережное и эстетическое отношение к окружающему миру и природе.
Материал к проекту «Времена года» для детей 3-4 лет.
Осень.
Комплексно-тематическое планирование.
Задачи:
Расширение представлений детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомство с правилами безопасного поведения на природе. Знакомство детей с представителями животного и растительного мира и явлениями неживой природы (дождь, снег, ветер, солнце). Воспитание бережного отношения к природе. На прогулке сбор и рассматривание осенней листвы. Разучивание стихотворений об осени. Развитие умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширение представлений о домашних животных и птицах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Расширение представлений детей о насекомых. Рисование, лепка, аппликация на осенние темы.
Итоговые мероприятия.
Праздник: «Осень, осень в гости просим».
Выставка детского творчества.
Выставка-конкурс «Осенний букет» (с родителями)
Акция «Птичья столовая»
Консультация для родителей: «Трудиться - всегда пригодится»; «Как одеть ребенка осенью»; «Живая природа для детей - польза для развития».
Составления гербария: «Осенние листья и цветы в детском саду».
Аппликация из засушенных листьев по выбору детей.
Создание лепбука: «Осень» (воспитатель).
Восприятие музыки
А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
П. Чайковский «Осенняя песня».
Песня про осень: «Песню осени, споем ручкой ей помашем».
Песня «Солнышко и дождик».
Танец с листочками: «Листочки красивые в руки возьмем».
«Осенний вальс»
Мелодия «Тучка»
Мультимедийные презентации
Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».
«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень» Союз мультфильм, 1982 г.
«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.
Репродукции картин известных художников
И. Левитан, «Золотая осень», «Осень. Дорога в деревне».
В. Поленов «Золотая осень».
А. М. Герасимов «Дары осени».
Художественное слово (поэзия)
К. Д. Бальмонт «Осень».
А. Плещеев «Осень наступила…»
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.».
А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч.»
А. А. Блок «Зайчик».
С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы.»; «Осень».
М. Лермонтов «Осень»
А. Кольцов. «Дуют ветры…»
А. Пушкин. «Свет наш, солнышко.», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);
Познавательно-речевое развитие.
«Рассматривание сюжетных картин об осени». «Путешествие в зоопарк». «Цветочки» (один, много.) «Плоды фруктовых деревьев». «Овощи с огорода». Рассматривание картины: «Кошка и котенок». Беседа о хлебе. «Описание игрушек - котенка, мышонка, жеребенка». Драматизация сказки: «Репка». Заучивание стихотворения: «Осень наступила» А. Плещеев. «Правила поведения при общении с животными».
Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация).
«Идет дождь».
«Ягодки на тарелочке».
«Разноцветный ковер из осенних листьев».
«Репка на грядке».
«Падают, падают листья…».
«Светлячок».
«Грибная полянка».
«Грибы на пенёчке».
«Яблочко с листочками».
Зима
Комплексно-тематическое планирование.
Задачи:
Расширение представлений о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок, подкармливание их. Формирование представлений о безопасном поведении зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Формирование умения замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. Побуждение детей к лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Итоговые мероприятия.
Праздник «Новый год для всех ребят».
Выставка детского творчества.
Спортивные развлечения: «Зимние радости».
Создание лэпбука: «Зима» (воспитатель)
Конкурс «Книжка своими руками» (родители и дети)
Украшение ёлки в группе вместе с детьми.
Оформление группы и раздевалки вмести с родителями (к празднику Нового года).
Памятка для родителей: «Прогулки – это важно!»
Беседа с родителями: «Как устроить новый год для ребенка в семье».
Консультация для родителей: «Какие опасности подстерегают на улицах, дорогах».
Восприятие музыки
П. Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».
А. Вивальди «Зима», из цикла «Времена года».
П. Чайковский «Зима».
Н. Зацепин «Три белых коня»
«Серебристые снежинки»
«Маленькие гномики»
Т. Потапенко «Блестят на елке бусы»
«Ёлочка гори»
«Кабы не было зимы»
«Новый год, новый год по сугробам идет»
Мультимедийные презентации
Презентация «Зимние сказки».
«Лисичка сестричка и серый волк» Союз мультфильм, 1958 г.
«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.
«Снеговик - почтовик» Союз мультфильм, 1955 г.
Репродукции картин известных художников
Ю. Клевер «Зима».
К. Крыжицкий «Лес зимой».
Н. П. Богданов-Бельский «Везущие дрова по снегу».
А. Мещерский «Зима. Ледокол».
К. Горбатов «Зимний пейзаж с церковью»
И. И. Шишкин «Зима».
Б. Кустодиев «Зима», «Лыжники».
Художественное слово (поэзия)
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поет, глаза прищуря».
С. А. Есенин «Поет зима – аукает».
И. А. Бунин «Первый снег».
А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин, торжествуя.».
А. А. Блок «Ветхая избушка».
И. С. Никитин «Ночь прошла», «Одиноко вырастала ёлка стройная в лесу»
К. Бальмонт «Снежинка»
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован»
З. Александрова «Снежок»
К. Фофанов «Нарядили ёлку в праздничное платье»
М. Садовский «Декабрь»
Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация.)
«Волшебные снежинки».
«Снежные комочки, большие и маленькие».
«Вьюга-завируха».
«Мандарины, апельсины».
«Серпантин танцует»
«Снеговик».
«Украсим рукавичку домик».
«Праздничная ёлочка».
«Новогодние игрушки».
«Деревья на нашем участке»
«Маленькие куколки гуляют на снежной полянке».
Познавательно-речевое развитие.
Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Заучивание стихотворения Босева «Трое». Рассматривание сюжетной картины «Зима». Новогодняя ёлочка «Изготовление гирлянды». Наблюдение: «Как узнать ель?» Беседа «Зима в лесу». «Подкормим птиц зимой». «В январе, в январе много снега во дворе». Дикие животные в лесу. Рассматривание сюжетной картины «Дети на прогулке зимой и весной».
Весна
Комплексно-тематическое планирование.
Задачи:
Расширение представлений о весне. Знакомство с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту весенней природы.
Расширение представлений детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко-потеплело-появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Отражение впечатлений о весне в разных видах художественной деятельности. Наблюдение за посадкой семян цветочных растений на грядке, лука и чеснока на подоконнике.
Итоговые мероприятия.
Выставка детского творчества.
Праздник: «Для самых красивых и любимых».
Фольклорный праздник «Широкая Масленица»
Конкурс «Наша площадка самая красивая!» (родители с детьми)
Экологическая акция «Наш участок самый чистый», «Цветы на клумбах».
Выращивание лука и чеснока на подоконнике. (Воспитатель и дети).
Создание лепбука: «Весна» (воспитатель).
Восприятие музыки
С. Майкапара «Весною»
В. Калинникова «Подснежники»
Русская народная песня «Со вьюном я хожу»
Е. Тиличеева «Есть у солнышка друзья»
А. Вивальди «Весна».
П. И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка»
Н. Метлова «Зима прошла»
Мультимедийные презентации
«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.
Репродукции картин известных художников
А. Саврасов «Грачи прилетели».
П. Кончаловский «Сирень в корзине».
И. Левитан «Весна. Большая вода».
И. Левитан «Март».
С. А. Виноградов «Весна идет».
Художественное слово (поэзия)
А. Майков «Весна», «Христос воскрес!», «В мае».
Ф. И. Тютчев «Весенние воды».
Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист. ".
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».
А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…»
Н. А. Некрасов «Зеленый шум».
А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»
В. Жуковский «Приход весны», «Жаворонок».
С. А. Есенин "Сыплет черёмуха снегом…".
И. С. Никитин "Полно, степь моя, спать беспробудно…".
И. Суриков «Весна».
К. Бальмонт «На иве распустились почки…»
Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование.)
«Цветок для мамы».
«Солнышко, солнышко раскидай колечки».
«Сосульки - воображульки».
«Почки и листочки».
«Ходит в небе солнышко».
«Скворечник».
«Красивая птичка».
«Цыплята и одуванчик».
«Красивая бабочка».
«Божья коровка».
«Носит одуванчик, желтый сарафанчик».
«Ути-ути».
«Волшебная цветочная полянка».
Познавательно-речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин о весне. «Заучивание стихотворений о весне». Наблюдение: «Вода-друг человека». Дидактическое упражнение: «Когда это бывает?». Беседа: «Опасные насекомые». Прогулка по весеннему парку. Знакомство с насекомыми. Знакомство с одуванчиками. Беседа о домашних животных. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенние гости». Беседа: «Ядовитые растения». Целевая прогулка: «Что нового появилось на территории детского сада». Рассматривание картины: «Играем с песком».
Лето.
Комплексно-тематическое планирование.
Задачи:
Расширение представлений о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
Формирование элементарных представлений о садовых и огородных растениях. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту летней природы.
Итоговые мероприятия.
Консультация «Использование природных факторов для закаливания детей».
Папка – передвижка «Безопасность детей летом».
Праздник «Здравствуй лето! День защиты детей».
Выставка детских работ.
Спортивный праздник «Летняя олимпиада». (Инструктор по ф/к).
Театрализованные постановки по сказкам: «Репка», «Колобок».
Восприятие музыки
Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
С. Прокофьев «Полет шмеля».
Г. Свиридов «Дождик».
А. Вивальди «Лето».
П. И. Чайковский «Лето», «Песнь косаря», «Жатва».
Мультимедийные презентации
Фотопроект «Летние забавы».
«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.
«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.
«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.
«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН», 1981 г.
«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.
«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН», 1980 г.
Репродукции картин известных художников
И. Левитан «Березовая роща».
А. А. Пластов «Летом».
А. А. Пластов «Сенокос».
И. И. Шишкин «Дубовая роща».
В. Поленов «Московский дворик».
К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».
И. И. Шишкин «Рожь»
В. Поленов «Заросший пруд».
Ф. Васильев «Мокрый луг».
А. М. Герасимов «После дождя».
Художественное слово
С. А. Есенин «С добрым утром».
Ф. И. Тютчев «Летний вечер»
Ф. И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…»
Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…».
А. А. Фет «Маленькое солнце на моей ладошке…».
А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…».
М. Исаковский «Вишня»
Я. Полонский «Зной- и все в томительном покое…»
С. Городецкий «Лето»
К. Бальмонт «Папоротник» (отрывок)
Н. Языков «Море»
К. Бальмонт «Август»
Художественное творчество. (Лепка, рисование, аппликация.)
Постройки из песка.
Изготовление эмблем – правил поведения, различных знаков.
Цветы садовые и полевые.
Ягоды в корзине.
Дары леса.
Дождь грибной стучит по крыше.
Мое любимое насекомое.
Групповой коллаж : «Разноцветные бабочки».
Урожайное лето.
Витамины из лета.
Во саду ли, в огороде.
Лето красное (коллективная работа).
Познавательно-речевое развитие.
Рассматривание сюжетных картин о лете. «Заучивание стихотворений о лете». Экспериментирование с водой, воздухом, природными материалами и песком. Безопасность на дорогах, в природе, на улице. Беседы с детьми о растениях и животных в летний период.