Татьяна Варич
Проект «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Публикация «Проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты
- Темочки
Знакомство малыша с временами года начинаем уже с двух лет. Всем известно, что в этом возрасте ребенок впитывает в себя новые интересные знания, как губка. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года.
С этой целью разработали проект «Времена года», состоящий из четырех блоков «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Задачи данного проекта :
- создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста в процессе знакомства с явлениями природы
- формировать навыки речевого общения у детей раннего возраста, активизировать словарь посредством приобщения детей к различным видам деятельности
- знакомить детей с временами года, явлениями природы через различные виды деятельности, способствуя активному развитию речи
Формы и методы реализации проекта :
• образовательная деятельность
• чтение сказок, стихов, беседы
• сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные игры
• творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование
• наблюдения за окружающим
• инсценировки и театрализация
• совместная работа с родителями
ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА»
Актуальность
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Для развития речи детей второй группы раннего возраста взяли проект : «Времена года». Знакомство малыша с временами года начинаем уже с двух лет. Всем известно, что в этом возрасте ребенок впитывает в себя новые интересные знания, как губка. Начинаем знакомство с временем года на прогулке. Обращаем внимание малыша на окружающую природу. Не важно какое на дворе время года. Наблюдаем с детьми за природой. Рассказываем детям все что видим - какого цвета листья на деревьях, идет ли дождь, дует ли ветер, холодно или тепло. Учим устанавливать причинно-следственные связи: листья пожелтели, потому что на улице стало прохладнее; трава мокрая, потому что прошел дождь. В процессе наблюдения обязательно связываем все изменения в природе с временем года. Так у малыша сформируются представления о временах года. Он самостоятельно сможет установить связь между состоянием погоды и временем года : на улице холодно, много снега, деревья голые - это зима; листья пожелтели, опадают, дует ветер, идет дождь-это осень; снег тает, бегут ручьи, ярче светит солнышко -это весна; распустились листья, погода теплая или жаркая, ярко светит солнце-это лето. Обращаем внимание на то, как ведут себя птицы и животные в разное время года. Вместе с малышом полюбуемся красотой окружающей природы, ведь она прекрасна в любой сезон. Для закрепления полученных знаний необходимо рассматривать картинки в книжках, находить на них и называть признаки того или иного времени года, читать стихи и загадки о разных временах года. Задавать ребенку вопросы при рассматривании картинок — это прекрасно способствует развитию мыслительных операций, развитию речи.
Тип проекта.
• Познавательно-творческий
• Групповой
• Долгосрочный
Участники проекта.
• Воспитатели
• Дети
• Родители
Цель проекта :
1. Выявить уровень речевого развития детей данной возрастной группы.
2. Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста в процессе знакомства с явлениями природы.
3. Формировать навыки речевого общения у детей раннего возраста, культуру, интонационную выразительность речи, звукопроизношение, активизировать словарь посредством приобщения детей к различным видам деятельности.
4. Знакомить детей с временами года, явлениями природы через различные виды деятельности, способствуя активному развитию речи.
Задачи:
• Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
• Воспитывать навыки общения со сверстниками и со взрослыми, устойчивый интерес к различным видам игровой деятельности, художественному слову.
• Учить координировать движения с речью, различать эмоции, паузы, изображать их с помощью интонации и мимики.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на различные художественные произведения, события.
• Воспитывать интерес к окружающему, природе.
Этапы реализации проекта
Этапы Сроки Содержание работы
Подготовительный (разработка проекта) 01.09.18 - 31.09.18 - определение проблемы
- постановка цели, задач
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов
- составление перспективного плана
Исследовательский 01.10.18 - 31.08.19 - выполнение проекта
Заключительный 01.06.18 - 31.08.18 - анализ достижения поставленной цели
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
- составление рекомендаций
Презентация проекта 31.08.19 Развлечение «В гостях у бабушки Забавушки»
1 БЛОК ПРОЕКТ «ОСЕНЬ»
Раздел программы Формы и методы работы
Игровая деятельность Дидактические игры: «Сложи грибы в корзинку», «Овощи и фрукты»,
«Букет для куклы из листьев».
Сюжетно-ролевые игры: «Мишка пришёл в гости»,
«Угости зайку морковкой», «Собери урожай».
Познавательное развитие Экскурсии: к цветнику, по территории детского сада.
Игровые упражнения: «Ветер, ветерок», «Солнышко и дождик».
Пальчиковые игры «Коза рогатая», «Паучок»
Конструирование Конструирование различных построек от дорожки и мостиков, до домика и автобуса, использование построек в дальнейшей совместной игре со сверстниками.
Развитие речи Беседы с детьми «Время года», «Изменения в природе»,
«Что видел по дороге в детский сад?», «Как провёл выходной?».
«Дары осени», «Осенние краски».
Ознакомление с художественной литературой Рассматривание картин о осени, чтение рассказов. Заучивание наизусть стихотворения о осени «Осень наступила».
Театрализованная деятельность Инсценировки с привлечением детей сказки: «Курочка Ряба».
Рисование «Осенние листочки», «Листопад», «Пушистая тучка»
Лепка «Морковка для зайки», «Яблоко», «Листочки на дереве»
Исследовательская
деятельность Наблюдение за различными явлениями в природе, знакомство с понятиями дождь, листопад.
Музыкальное
развитие Разучивание песенок о осени.
Физическое развитие Подвижные игры со звукопроизношением и проговариванием текста:
«У медведя во бору», «Ветер дует нам в лицо», «Курочка и цыплята», «Листопад».
Работа с родителями
Консультации: «Как одевать ребенка осенью», «Что такое Осень», «Закаливающие мероприятия осенью».
Конкурс «Осенние фантазии».
2 БЛОК ПРОЕКТ «ЗИМА»
Раздел программы Формы и методы работы
1 2
Игровая
деятельность Дидактические игры: «Украсим елку», «Снеговик», «Снежинки». Сюжетно-ролевые игры: «Оденем Машу на прогулку», «Зайка заболел», «Праздник елки».
Познавательное развитие Экскурсии: на площадке. «Покормим птиц».
Прогулка «Зимний день». Рассматривание иллюстраций о зиме.
Пальчиковая игра: «Ручки греем»
Конструирование Конструирование горки, санок.
Развитие речи Беседы с детьми «Вот и зимушка – зима, в гости к нам пришла», «Зимние забавы», «Праздник детства – Новый год».
Занятие: «Зимушка-зима в гостях у ребят».
Ознакомление с художественной литературой Чтение русской народной сказки: «Теремок». Заучивание наизусть стихотворений о зиме, снеге, Деде морозе.
Театрализованная деятельность Настольный театр: «Рукавичка». Кукольный театр «Привет Деду Морозу».
Рисование «Снегопад», «Огоньки на елке», «Следы на снегу».
Аппликация «Бусы на елке», «Снег на крыше дома»
Лепка «Снеговик», «Снег на крыше, снег везде»».
Исследовательская деятельность Опыты со снегом, водой.
Музыкальное
развитие Разучивание песенок о зиме, снежинках, снеге. Новогодний утренник : «Здравствуй, Дедушка Мороз».
Физическое развитие Подвижные игры со звукопроизношением и проговариванием текста: «Снег, снег кружится», «Зайка беленький сидит», «Нет у деток рукавичек», «Выпал беленький снежок».
Работа с родителями Консультации: «Как одевать ребенка зимой», «Осторожно, гололед», «Зимние забавы вашего ребенка».
Выставка рисунков: «Зимушка - зима».
Конкурс поделок «Новый год у ворот».
3 БЛОК ПРОЕКТ «ВЕСНА»
Раздел программы Формы и методы работы
1 2
Игровая
деятельность Дидактические игры: «Листочки на дереве», «Сколько лодочек в луже?», «Кто это?», «Как кого зовут?».
Словесно – речевые игры : «Вот пришла весна»
Познавательное развитие Прогулка «Весенние листочки» Занятие: «Жизнь животных весной»
Конструирование Конструирование кораблика, лодочки.
Выкладывание из мозаики «Травка», «Жучки в траве».
Развитие речи Занятие: «Весна пришла» - рассматривание иллюстраций.
Занятие : «Прогулка в лес»
Ознакомление с художественной литературой Чтение рассказов: А. Плещеев «Сельская песня», М. Полянская «Одуванчик».
Сказка «Маша и медведь».
Театрализованная деятельность Инсценировка сказки «Репка»
Игра-ситуация: «Подрастай, молодой дубок»
Рисование «Дождик», «Травка», «Яблони в цвету»
Аппликация «Листочки на деревьях», «Одуванчик»
Лепка «Сосульки», «Зернышки для птиц»
Исследовательская деятельность Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника.
Музыкальное развитие Музыкально – ритмические движения «Веснянка»,
«Полянка»
Физическое развитие Подвижные игры «Веселый воробей»,
«Перешагни через лужу»
Работа с родителями Консультация: «Как научить ребенка любить природу»,
«Здравствуй, Весна».
«Красота природы» - облагораживание клумбы.
4 БЛОК ПРОЕКТ «ЛЕТО»
Раздел программы Формы и методы работы
1 2
Игровая
деятельность Дидактические игры: «Кукла Маша готовит салат».
«Собери картинку».
Сюжетные игры: «Угостим мишку ягодами», «Собери цветы»
Познавательное развитие Игра : «На нашем участке», «Зайчик и белочка».
Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Бабочка лети».
Конструирование Конструкции из песка. Обыгрывание построек.
Развитие речи Беседы с детьми: «Какие цветы растут на клумбе», «Солнышко, свети».
Занятие: «Лето, ах лето».
Ознакомление с художественной литературой Чтение потешек : «Солнышко - ведёрнышко», «Радуга- дуга», «По малину». Заучивание, чтение стихотворений : «Солнечные зайчики»
Театрализованная деятельность Кукольный театр : «Сказка о лете»
Рисование «Божья коровка», «Украсим бабочке крылышки»
Аппликация «Лучики для солнышка», «Сложи цветок», «Зайки на полянке».
Лепка «Лучики», «Летнее дерево».
Исследователь
ская деятель
ность Игра : «Водичка – водичка, умой моё личико».
Игры с природным материалом.
Музыкальное развитие Разучивание песенок о лете. Развлечение «Летнее настроение».
Физическое развитие Подвижные игры со звукопроизношением и проговариванием текста:
«Слышим – делаем», «Гуси», «Кто, машет крыльями?»,
«Музыкальные ребята».
Работа с родителями Консультации: «Особенности сезонных наблюдений», «Закаливающие мероприятия летом».
Перечень форм и методов реализации проекта.
• непосредственно образовательная деятельность;
• комплексные занятия;
• чтение сказок, «часы общения»;
• праздники и развлечения;
• игры: сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные.
• творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование;
• наблюдения за окружающим;
• инсценировки и театрализации;
• совместная работа с родителями.
Итоги реализации проекта.
• Улучшились все стороны речи детей (диагностическая карта).
• Обогатился словарный запас.
• Возросла самостоятельность межличностного речевого общения.
• Возрос уровень умственного развития детей раннего возраста, расширился их кругозор, интерес к окружающему.
• Проект оказал положительное влияние на развитие коммуникативных, творческих способностей у детей данной возрастной группы.
• Был создан большой объём наглядного и дидактического материалов.