Галина Ермакова
Проект «Времена года». 1 часть — «Красавица Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный информационно-познавательный творческий проект «Времена года» средняя дошкольная группа (4-5 лет)
1 часть
Технологическая карта проекта
Содержание Пояснение
Название проекта «Времена года»
Вид проекта Информационно – познавательный творческий проект :
Публикация «Проект „Времена года“, 1 часть — „Красавица Осень“» размещена в разделах
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта Воспитатели средней дошкольной группы – Ермакова Г. А. и Безрукова М. А., дети группы, музыкальный руководитель – Слободенюк Н. А., родители
Период Долгосрочный (с сентября по июнь)
Форма организации детей групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Основания для разработки проекта История : Ещё с давних времён людей интересовали загадочные явления в природе, которые они не могли объяснить, некоторых они боялись. Люди стали создавать себе богов и поклонялись им, чтобы те могли оградить их от бед. И до наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы. Позднее люди научились наблюдать за природными явлениями, сравнивать и делать выводы относительно погоды и урожая, что было особенно важно для ведения натурального хозяйства.
Проблема: У детей данной группы слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва?», «Как зарождается жизнь растений?» и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.
Актуальность. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Достичь это с раннего возраста можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветов, любоваться пейзажами родных мест, красотой природы. Впечатления от великолепия природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Цель проекта Развитие познавательного интереса к миру природы. Формирование представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.
Задачи Обучающие:
- формировать у дошкольников представления о временах года, о месяцах, их последовательности, о сезонных изменениях в природе; о том, что можно делать в разное время года;
- учить различать диких животных и их детенышей, познакомить с их местом обитания, изменениями, происходящими в разные времена года;
- учить детей различать птиц: зимующие и перелетные;
- учить различать растения; изменения, происходящие с ними в разные времена года;
- учить детей различать одежду и обувь; определять, что надевать в разное время года;
- учить различать овощи и фрукты; знать, где, как и когда растут;
- формировать представления о сезонных праздниках;
- расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
- развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Принципы реализации проекта
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принципы научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип полноты, необходимости и достаточности;
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Формы реализации:
-непосредственная образовательная деятельность
-дидактические, коммуникативные, пальчиковые, подвижные игры и упражнения;
-беседы, чтение художественной литературы.
-рассматривание иллюстраций, картинок, наблюдения на прогулках;
-изготовление поделок, рисование по теме проекта совместно с родителями
-использование магнитофона: прослушивание музыкальных композиций.
-работа с родителями.
Ожидаемый результат
-Обогащение и расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе, признаках разных времен года;
- Усвоение и запоминание последовательности времен года и месяцев;
-Пополнение словарного запаса детей, как активного, так и пассивного словаря.
- Развитие познавательной активности, любознательности.
-Сформируется активность и заинтересованность у родителей в образовательном процессе детей.
- Создание и пополнение предметно-развивающей среды.
- Составление конспектов занятий, праздников, вечеров, развлечений
Конечный продукт - ознакомление педагогов ДОУ с новыми дидактическими пособиями, изготовленными по данной теме; конспектами проведенных мероприятий;
- развлечения, праздники
-сезонные выставки детских работ, совместных работ с родителями;
-огород на подоконнике, огород на участке;
-изготовление интерактивного календаря природы «Времена года»
-Итоговое развлечение «Встреча времен года»
Материально-технические ресурсы -магнитофон, ноутбук, проектор, календарь природы, презентации по темам: «Красавица Осень», «Зимушка-зима»,
«Весна идет», «Вот оно какое - наше лето»; стихи, муляжи фруктов и овощей, предметные и сюжетные картинки; схемы произрастания растений, правил ухода за ними; литература по теме.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап:
СЕНТЯБРЬ (1я-2я недели сентября)
Информирование родителей о проекте «Времена года».
Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями.
Воспитатели:
• Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, папки-передвижки: «Осень золотая», «Пришла зима», «Весна идет», «Лето красное», стихи, загадки, сказки
• Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
• Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
• Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок, пейзажей о временах года, фрагментов музыкальных произведений.
• Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
• Сбор информации о временах года для создания картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
• Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.
Сотрудничество с родителями:
Участие в выставках работ по темам
Разучивание стихотворений о временах года, к праздникам
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями:
Развлечения, праздники, мероприятия
2. Основной этап:
СЕНТЯБРЬ - ИЮНЬ
Мероприятия по работе с детьми:
I Блок - ОСЕНЬ
Сроки Формы и методы работы Содержание
Сентябрь - ноябрь Чтение художественной литературы И. Бунин «Листопад», «Первый снег».
М. Ивенсин «Падают листья»,
З. Александрова «Дождик»,
К. Д. Бальмонт «Осень». Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.».
А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.», «Уж небо осенью дышало.»; А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.»;
сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»,«Под грибом», Ю. Тувим «Овощи»,Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», Г. Снегирев «Как птицы и звери к осени готовятся»
Непосредственно образовательная деятельность Ознакомление с окружающим миром:
1. «Что нам осень принесла»
2. «У медведя во бору…»,
3. «Осенние посиделки»,
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок «Золотая осень», «Осенний дождь», «На лесной полянке», «Во саду ли, в огороде.»,
«В поле», «Поздняя осень», «Первый снег»
Труд в природе
1. Соберем букет из листьев
2. Уберем в огороде траву
3. Собираем урожай
4. Развешивание кормушек, подкормка птиц
Экспериментальная деятельность «Для чего нужна вода?», «Какого цвета вода?», «Вода, лед, пар»
Беседы «Осень в гости к нам пришла», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Осень золотая», «Сельскохозяйственные промыслы», «Первый снег по осени бывает», «Знакомство с календарем. Осенние месяцы»
Наблюдения Проводились ежедневно на прогулках согласно картотеке.
Рисование «Разноцветные листья», «Дерево осеннее», «Перелетные птицы»
Аппликация «Морковка на грядке», «Грибы в корзинке», «Веточка рябины».
«Осеннее дерево» - обрывная аппликация
Лепка «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие морковки»
Дидактические игры «Весёлый огород», «Что есть что», «Собираем урожай», «Что нам осень принесла», «Чудесный мешочек», «Улетает – не улетает», «С какого дерева листок»,
Пальчиковые игры «Вышел дождик на прогулку», «Компот», «Мы капусту рубим», «Осенние листья».
Подвижные игры «Листопад», «У медведя во бору…», «Осень», «Собираем урожай»,«Огуречик, огуречик»; «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»
Праздник осени
Развлечение кукольный театр «Снова осень за окошком»
«Как зайка готовился к зиме».
Работа с родителями - разучивание стихотворений об осени;
-организация выставки детских работ совместно с родителями «Осенний серпантин».
- консультации для родителей «Как растить детей здоровыми», «Профилактика простудных заболеваний»
- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Осеннее развлечение.
Развлечение кукольный театр «Как зайка готовился к зиме».
Вед: В одном сказочном лесу, жил-был Зайчик.
Звучит музыка- появляется Зайчик.
Зайчик: Очень весело в лесу скакать, и цветочки на полянке собирать.
Ля, ля (зайчик собирает цветы)
Вед: Так веселился наш Зайчик, пока не подул холодный ветер. И наступила осень.
(посыпать Зайчика желтыми листочками)
Зайчик: Ой, как мне холодно! Ой, ой, ой.
Вед: Ребятки, давайте споем песенку про осень, может быть, согреем зайчика.
Дети исполняют песню «Осень».
Вед: Поскакал зайчик по лесу, а навстречу ему ежик.
Зв. музыка- появляется ёжик.
Ё ж:Фуфты, фуфты. Здравствуй Зайчик, ты что дрожишь?
Зайчик: Здравствуй ёжик, мне холодно.
Ё ж: Так осень уж наступила, нужно к зиме готовиться.
Зайчик: А как?
Ё ж: Грибы, яблочки, ягодки собирать. В клубок прятаться и всю зиму спать.
Зайчик: В клубок? Это как?
Вед: Ребятки, давайте покажем, как ёжик прячется в клубок.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Вед: И укатился ёжик, а наш Зайчик поскакал дальше по лесу… .(скачет)
А навстречу ему идет медведь.
Зв. музыка - появляется медведь.
Медведь: УУУУ, стало холодно в лесу.
Меда и малины съел я много, а теперь пора в берлогу. УУУУ
Зайчик:Здравствуй,Мишенька, а как ты готовишься к зиме?
Медведь: Здравствуй, Заяц косой, пора мишке на покой.
Буду в берлоге всю зиму спать, лапу сладкую сосать.
Зайчик: Лапу сосать? (пробует свою лапку). Тьфу, она же не вкусная.
Медведь: Все прощаюсь я с тобой.
Ты мне Заяц песню спой.
Вед: Ребятки, давайте мишке споем песенку про Зайку.
Дети исполняют песню «Заинька-зайка».
Вед: Уснул медведь в своей берлоге, а Зайчик попрыгал по дороге (прыгает)
А навстречу ему бежит лиса.
Зв. муз. - появляется лисичка.
Лиса: Здравствуй зайчик. Какой ты маленький, хорошенький, почему ты дрожишь?
Зайчик: Здравствуй лисичка. Мне холодно, а ещё я тебя боюсь.
Лисичка: Не бойся меня зайчик. Я тебя…. (подходит ближе) я тебя… догоню и съем!
(Зв. муз. Лисичка гонится за Зайчиком, зайчик прячется за деревом)
Лисичка: Заинька, где ты маленький, все равно тебя поймаю и скушаю.
Зайчик: Ой, ой. ой, помогите кто-нибудь!
Вед: Ребята давайте поможем Зайчику, громко, громко похлопаем, лисичка подумает, что это охотники и убежит.
(Зв. веселая музыка. дети хлопают, лисичка с криком: «Караул, охотники», убегает.)
(Появляется зайчик в белой шубке)
Зайчик: Спасибо вам ребятки. Посмотрите, был я зайчик серенький. А теперь я беленький.
И теперь мне зимой не страшен зверь любой лесной. От лисы и волка я убегу или спрячусь от них в снегу.
(Зв. муз. Зайчик весело прыгает) .
Зайчик: Спасибо вам мои друзья, поиграю с вами я.
Игра «Где же мои ручки».
Вед: Вот и закончилась сказка о зайчике. За то, что вы пели и сказку смотрели, вам зайчик детки, приготовил вкусные конфетки. (Зв. музыка. раздают детям конфетки) .