Татьяна Хованских
Проект «Вредна ли кока-кола?» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка» комбинированного вида
Проект «Вредна ли кока-кола?»
Тип проекта : информационно-исследовательский, групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Автор проекта : воспитатель Хованских Татьяна Николаевна
ноябрь 2018 год
Актуальность проекта
Темочки:
- Кока-кола. Исследовательские проекты, занятия
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Фундамент здоровья на всю жизнь – правильное питание в детстве. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно приобрести самые разнообразные продукты питания, зачастую не самые полезные. «Кока-Кола» - не исключение. Она является одним из самых покупаемых напитков, но, как показали результаты исследований, ее употребление может нанести неповторимый вред здоровью.
«Пить «Кока-Колу» или не пить! «Кока-Кола» : польза или вред?». Часто заходя с родителями в магазин, дети просят купить «Кока-Колу» или другую популярную газировку, но слышат в ответ, что они вредны и наносят вред здоровью. Дети искренне не понимают, как такой вкусный напиток может быть вредным? Ведь с экранов телевизора его рекламируют знаменитые футболисты, мультипликационные герои и даже сам Санта Клаус! Что же все-таки находится внутри красивой баночки?
Чтобы ответить на эти вопросы, можно вместе с детьми провести опытно-экспериментальную деятельность и дать возможность детям самим экспериментировать, наблюдать, размышлять, сравнивать, чтобы ответить на главный вопрос: правда ли, что «Кока-Кола» вредна для здоровья? По-своему опыту я могу сказать, что опытно-экспериментальная деятельность является наиболее эффективным способом получения новых знаний для детей подготовительного к школе возраста. Такая совместная деятельность взрослого и ребенка позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения эффективным и по-настоящему интересным.
В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же в свою очередь привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья.
Историческая справка
Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем “Кока-колы” был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества. Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках.
В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а “выжатые”, кокаина в них уже не было. С тех пор “Кока-кола” начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 года с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.
В группе мы начали знакомить детей с правильным питанием, на занятиях по программе «Разговор о правильном питании» мы проводили опрос «Ваши любимые напитки». В ходе беседы прозвучало слово кока – кола, а также
дети во время приема еды всегда спрашивали, почему нам всегда дают молоко, чай или кисель? Мы говорили, что молоко богато кальцием, который способствует укреплению зубов, а кисломолочные продукты благоприятно влияют на пищеварительную систему. Дети говорили, о том, что хотели бы пить газированные напитки. Среди названных напитков была названа Кока-кола. Одни дети говорили кока – кола очень вкусная, а другие ее пить нельзя. и получения знаний детьми. В связи с этим, назрела актуальность создания данной исследовательской работы.
Актуальность обусловлена в первую очередь тем, что детям стало интересно, что же такого плохого может сделать кока-кола с её и других ребят организмом.
Тогда мы решили на примере кока-колы показать ребятам, что влияние газированных напитков на организм человека не всегда полезно.
Из истории создания кока-колы мы узнали, что напиток«Coca-Cola» был изобретён в далёком 1886 году американским доктором Джоном Пембертоном, поначалу продавался только в аптеках в виде сиропа, и лишь в дальнейшем его стали смешивать с газированной водой. Своё детище он запатентовал еще в далёком 1886 году, и первоначально Coca-Cola продавалась, как лекарство от нервных расстройств. Тонизирующее действие Coca-Colaбыло обусловлено входящими в его рецептуру ингредиентом - экстрактом листьев растений кока.
В состав напитка, который можно было увидеть на этикетке
• вода
• сахар (11 %)
• диоксид углерода
• краситель (сахарный колер, Е150)
• ортофосфорная кислота (фосфора 170 ppm)
• кофеин (140 ppm)
• ароматизаторы
входил еще и таинственный экстракт кармин.
Исследователи установили, что это не что иное, как натуральный краситель «кармин» или пищевая добавка «кошениль», добываемая из кошенильных червяков. В пищевой промышленности этот экстракт также известен как карминовая кислота. Кошениль же — это общее название нескольких видов насекомых из разных семейств подотряда кокцид, самки которых используются для получения красной краски — кармина. Кармин безвреден и используется в пищевой промышленности уже 100 лет.
Из информационных источников мы узнали состав напитка кока-кола. Основные составляющие, пожалуй, за исключением воды и сахара – сплошь химические соединения:
Вначале я предложила ребятам из своей группы спросить у родителей, как они считают вредна ли кока –кола? На следующий день они рассказывали, что родители подтвердили вред «Кока-колы». Многие родители сказали, что «Кока-кола» плохо влияет на зубы. Некоторые родители смотрели передачу, а там сказали, что «Кока-колой» можно даже чистить ванну.
Цель: исследование вредного влияния «Кока-колы» на организм человека, формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательной деятельности.
Задачи: дать представление детям о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока - Колой»;
Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними;
Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
Закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Объект исследования: свойства кока – колы
Предмет исследования: вредное влияние кока – колы на организм человека
Гипотеза исследования: кока – кола опасна для здоровья
Методы исследования: экспериментирование, интервьюирование, беседы, наблюдения
Ожидаемые результаты: Дети научаться обследовать объекты, собирать информацию, делать выводы о пользе и вреде кока-колы, бережно будут относиться к своему здоровью, привлечение родителей к данной проблеме.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
- ввод детей в проблемную ситуацию
- опрос детей и родителей «Мой любимый напиток», «Знаете ли вы о вреде кока – колы?»
-подбор наглядного материала, оборудования для опытов, литературы
2 этап. Основной.
План реализации проекта.
-Покупка кока – колы;
-Беседа на тему «Кока – кола хорошо или плохо?»
-Рассказ медсестры «Вред кока – колы»
- Продуктивная деятельность «Красивая бутылочка кока –колы», «Запрещающий знак «Осторожно Кока-кола!»
-Занятие на тему «Изучаем кока – колу» с элементами экспериментально исследовательской деятельностью
-Опыты и эксперименты с кока – колой
-Дидактические игры «Что лишнее7», «Вредно-полезно»
- Консультация для родителей «Влияние кока –колы на организм человека»
3этап. Заключительный.
Продукты проекта : Книга – раскладушка «Кока – кола – это вред!»
Физкультурный досуг «Здоровей-ка»
Альбом «Кока – кола – это вред!» (совместная работа детей и родителей)
Свое исследование мы начали с интервью детей старшей группы «Любите ли вы кока-колу? Знаете вы о вреде колы? (Приложение №1)
Мы сделала вывод: Коку- колу любят многие ребята и не все знают, что это за напиток?
Мы с ребятами составили план действий
1. Что знаем?
2. Как и где мы можем узнать новое?
Поиск информации в различных источниках:
Компьютер - наш помощник
Книга – источник знаний
Советы доктора
Советы старших
Затем мы обратились к энциклопедии. Мы с детьми узнали, то Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем “Кока-колы” был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества. Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках.
В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а “выжатые”, кокаина в них уже не было. С тех пор “Кока-кола” начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 года с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.
Затем мы провели ряд опытов и экспериментов на занятии «Исследователи кока –колы» (Приложение №2)
Рассказ медсестры «Кока- кола – это вред» (Приложение №3)
Мы сделали вывод: проведя ряд опытов, я увидела, что кока-кола разрушает зубы и мясо, в ней много красителей.
В кока-коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая, ее нельзя пить со всеми продуктами.
А еще в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму.
Кока-кола не безопасна для здоровья!
Приложение №1
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Исследователи кока – колы»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процесс опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.
Задачи: дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»; закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека
учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними; активизировать словарь детей, развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы для проведения экспериментов: лупы, фартуки, нарукавники, бутылки с «Кока-Колой», пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, салфетки, 2 куриных яйца, конфеты «Ментос», посылка.
Предварительная работа: опрос детей на тему: «Мой любимый напиток», беседа с родителями на тему: «Знаете ли вы о вреде «Кока-Колы».
Ход занятия.
Сюрпризный момент: стук в дверь, воспитатель вносит в группу посылку.
Воспитатель: Как вы думаете, кто прислал нам посылку? А что в ней лежит?
Воспитатель: Откроем и посмотрим, что там.
Достает конверт. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я люблю пить разные вкусные соки. Мой друг прислал мне напиток, я не знаю можно его пить или нет, полезен ли он для здоровья? Помогите мне. Лунтик»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие напитки вы любите? (Ответы детей).
Воспитатель достает из посылки кока – колу : Что это?
Воспитатель: Ребята, поднимите руку все те, кто пробовал «Кока-Колу»?
Вам понравилась она на вкус? (Ответы детей).
Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Часто родители покупают вам «Кока-Колу»? (Ответы детей).
Мы поиграем в игру «Любим или не любим «Кока-Колу». На столе перед вами весы и поднос с гирями. По-очереди подойдите и положите гирю на правую чашу весов в красный стакан, если вы любите «Кока-Колу», на левую чашу весов в синий стакан – если не любите.
Воспитатель: Спасибо. А теперь посмотрим на весы и определим, какая чаша с гирями перевешивает.
Воспитатель: Ребята, какая перевесила чаша? Почему правая чаша с красным стаканом перевесила, а это что означает? (что больше тех ребят, кто любит «Кока-Колу»)
Воспитатель: А как вы думаете, пользу или вред приносит употребление этого напитка? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а чтобы правильно ответить на этот вопрос и помочь Лунтику, нам нужно узнать, что же находится внутри этой красивой бутылки.
Воспитатель: А какие секреты скрывает от нас «Кока-Кола», вы хотите узнать? (Ответы детей).
Воспитатель: Предположите, куда мы должны отправиться, чтобы ответить на эти вопросы? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия? (В лаборатории).
Воспитатель: Правильно, вы направитесь в исследовательскую лабораторию, а сами превратитесь в исследователей и проведете настоящие опыты, чтобы выяснить, как «Кока-Кола» влияет на организм человека.
Воспитатель: Как одеты лаборанты и ученые, которые ставят опыты? (белые халаты).
Воспитатель: Исследователям необходимо надеть не только спецодежду, но и бейджики научных сотрудников. Дети одеваются.
Итак, превращение произошло!
Воспитатель: Ученые, в начале нашей работы необходимо выяснить, как появилась на свет «Кока-Кола». А помогут нам ученые Знайка и Всезнайка. Давайте встретим ученых в лаборатории.
На экране телевизора появляются герои Знайка и Всезнайка.
Знайка, Всезнайка: Здравствуйте, юные исследователи!
Дети приветствуют ученых.
Знайка: А вы знаете, кто придумал «Коку-Колу»? (Ответы детей). Мы вам сейчас расскажем:
Всезнайка: «Коку-Колу» придумал американский аптекарь Джон Пембертон, в 1886 году, почти 130 лет назад.
Сначала ее продавали только в аптеках, как лекарство, а потом она стала самым популярным газированным напитком не только в Америке, но и во многих других странах планеты, в том числе и в России. Рекламным символом «Кока-Колы» стал Санта Клаус – американский Дед Мороз. (Показывает на плакате).
Знайка: Я узнал, что цвет для напитка получают путем перемалывания жучка, который живет на огромных кактусах. Чтобы получить краску необходимо перемолоть тысячи варёных жуков на специальных заводах в огромных кофемолках. Жука могут обозначать фразой "краситель E120". Но каждый день с экранов телевизоров мы смотрим, как с приятным шипением льется в стакан «Кока-Кола», что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка.
Всезнайка: Как мы поняли, посмотрев на ваши весы, вы тоже очень любите «Кока-Колу». Мы решили узнать, что думают об этом напитке ребята в детском саду из других групп. И оказывается, что большинство из них любят «Кока-Колу».
Итак, пить «Кока-Колу» или не пить? Что приносит «Кока-Кола» человеку – вред или пользу?
Знайка: Юные исследователи, на эти вопросы мы поможем вам ответить!
Всезнайка: Приступайте к исследованиям.
Опыт 1.
Влияние «Кока-колы» на металлические предметы
Нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: в своем опыте мы будем использовать ржавые гвозди.
В мисочку с «Кока – Колой» мы положим ржавые гвозди.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произошло с предметами? (Предположения детей).
Проверяем.
Теперь, достаем пинцетом предметы и протираем салфеткой.
Что стало с ржавыми гвоздями?
Дети рассматривают под лупой гвозди и озвучивают свои наблюдения
Опыт 2.
Воспитатель: Юные исследователи, а теперь вы вместе с учеными приступите к выполнению второго опыта.
Воспитатель: Положите в стакан с «Кока-Колой» половину таблетки вкусной конфеты «Ментос». Немного подождем. Какие изменения произошли? (Ответы детей).
Дети: В стакане «Кока-Кола» начала пузыриться.
Воспитатель: Исследователи, какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей).
С некоторыми продуктами «Кока-Кола» не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв.
Воспитатель: Юные исследователи, вы только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
Воспитатель: Исследователи, а сейчас нам нужно покинуть лабораторию и вернуться в группу.
Ребята, вы провели исследования, которые должны были помочь вам выяснить, вредна или полезна «Кока-Кола»? Пить или не пить этот напиток? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. Ребята, какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей).
Воспитатель: «Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок и портят наши зубы.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами выясним, как изменилось ваше мнение о газированном напитке «Кока-кола».
Мы поиграем в игру «Полезное или вредное».
Подойдите к весам. Возьмите гирьки и положите на правую чашу весов в красный стакан гирьки, если вы считаете, что «Кока-Кола» - напиток полезный. А если вы считаете, что этот напиток вреден для здоровья, то положите гирьки в синий стакан на левую чашу весов.
Всезнайка: Посмотрите, какие вы молодцы! Чаша весов с полезными напитками перевесила чашу весов с вредными напитками.
Знайка: Всезнайка, хорошо, что мы пришли в гости к ребятам. Они побывали настоящими исследователями, а так же сделали правильные выводы и узнали, как сохранить свое здоровье!
Воспитатель: Ребята, давайте скажем «Спасибо» ученым за то, что помогли нам провести опыты, и убедиться, что «Кока-Кола» наносит вред нашему организму.
Дети прощаются с учеными.
Воспитатель: Теперь давайте нарисуем для Лунтика значок запрещающий пить кока – колу.
Продуктивная деятельность.
Итог занятия
Приложение №2
Конспект экспериментально – исследовательской деятельности
Тема: Рассказ медсестры «Изучаем кока – кола»
Цель: изучение свойств кока – колы.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла гостья – медсестра Надежда Николаевна, которая решила тоже поучаствовать в наших экспериментах. Надежда Николаевна проведет для вас интересные опыты с «Кока-Колой», чтобы помочь вам в ваших изысканиях.
Опыт 1
Медсестра: «Кока-Кола» наносит вред нашим зубам. Давайте узнаем, правда ли это?
Для этого опыта мы возьмем скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов отвечает вещество-кальций.
Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили «Кока-Колу», а в другой - воду. В оба стакана положили яичную скорлупу.
Воспитатель: Что произошло со скорлупой?
Дети: В стакане с «Кока-колой» скорлупа потемнела, испортилась.
Воспитатель: Исследователи, возьмите свои лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа яйца.
Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей).
Воспитатель: От «Кока-Колы» яичная скорлупа потемнела. Точно так же и зубы могут потемнеть и испортятся.
Опыт 2
«Кока-кола» как моющее средство
Медсестра: На чашке мы видим сильный налет от заварки. Вот такую кружку из-под чая мы попробуем отмыть водой.
Возьмем чашку и ополоснем ее водой. Ребята, вы видите, что налет пропал? (Ответы детей).
А теперь нальем в эту кружку «Кока-Колу» и немного ополоснем ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, произошли изменения? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, поблагодарите Надежду Николаевну, которая доказала вам, что «Кока-Кола» с легкостью удаляет ржавчину и следы от заварки, а значит она так же легко может разъедать стенки нашего желудка, легко может оказать вредное действие на ваш организм и принести вред здоровью.
Воспитатель: Ребята, расскажите что вы узнали нового на занятии! А вам большое спасибо за смелые ответы и правильный выбор!
Вспомните, что мы хотели узнать в начале эксперимента? (Ответы детей). Удалось ли нам это сделать? (Ответы детей). Вы сделали настоящие открытия.
Приложение №3
Опыты и эксперименты с кока - колой.
Опыт1
Для эксперимента взяли куриное яйцо, и мы решили проверить, что будет, если положить его в «Кока-колу».
Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда «Кока-колу» и опустили яйцо.
Вывод: Эксперимент с яйцом подтвердил о способности «кока-колы» растворять кальций (зубы, ногти, кости).способности «кока-колы» растворять кальций (зубы, ногти, кости).
Опыт 2
Разрезали колбасу на две части. Одну часть положили в воду, другую – в колу.
На второй день часть сосиски, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в коле поменяла цвет.
Вывод: Кола обладает разрушительными свойствами для мяса. «Кока-Кола» агрессивно действует на мышечную ткань (слизистую оболочку желудка) и может привести к развитию гастрита или язвы желудка
Опыт 3
Взяли ржавые монеты. Поместили в миску с колой и водой.
Монеты посветлели и частично очистились от ржавчины, а в воде остались такими же.
Вывод: Мы узнали, что кока-кола разъедает ржавчину.
Опыт 4
Была взята белая чашка со следами от чая. Обычной водой следы не отмывались. Дети налили в чашку кока-колу и вышли на прогулку. После прогулки чашку прополоскали. Следы от чая пропали.
Вывод: Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.
Опыт 5
В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.
Вывод: В кока-коле много сахара
Опыт №3. «Можно ли запивать «Кока-Колой» лекарства?»
Методика эксперимента. Взял 2 таблетки метронидазола. Положил их в стеклянные чашки. В один из образцов налил воду (для сравнения, а в другой налил Кока-Колы
Результат эксперимента. Через 1-2 мин таблетка метронидазола опустилась на дно стакана с водой, а таблетка метронидазола в стакане с «Кока-Колой» начало быстро циклически то опускаться на дно, то снова всплывать в течении примерно 10 минут, после чего всплыла на поверхность и осталась плавать на поверхности (фото 11).
Вывод: Большинство лекарств всасываются в тонком кишечнике, задержка таблетки в желудке не дает лекарству оказать быстрое действие. Задержка в желудке не желательна, так как всасывание там происходит сравнительно медленно. Поэтому таблетки, которые должны подействовать быстро, надо глотать, запивая водой, а не «Кока - Колой».
ВЫВОД:
Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что “Кока – кола” разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая. Ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в “Кока-коле” очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: “КОКА-КОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!
Последующая работа:
По окончании экспериментов были сделаны фотографии и издана газета о результатах опытов.
Затем дети с газетой посетили среднюю и подготовительную группы и наглядно объяснили, почему же “Кока-Кола” вредит организму.