Людмила Новикова
Проект «Воздух, где ты?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Воздух где ты?»
Актуальность
В процессе взаимодействия со сверстниками у детей возникает множество вопросов чем мы дышим? Почему воздушный шар легкий? Почему воздушный шар летает по небу? Множество вопросов «почему» : «требуют от педагога качественных ответов.
Публикация «Проект „Воздух, где ты?“» размещена в разделах
Но современный педагог не должен давать готовых ответов, он должен побуждать детей самостоятельно искать ответы. Этому способствует исследовательская и проектная деятельность.
Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений.
Экспериментальная деятельность также позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию.
Как-то раз во время наших занятия я задала вопрос детям: ребята, а вы знаете что находиться между полом и потолком и между нами с вами? Дети конечно стали предлагать различные варианты какого было их удивление что все пространство вокруг нас занимает. Воздух В ходе размышлений, беседы, дети выявили проблему: «Как увидеть воздух?».
В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы: Узнать про воздух, как можно больше. Провести опыты с воздухом.
Вид проекта : исследовательский, детский
Длительность проекта : краткосрочный
Цель проекта : Познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи проекта : дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети будут знать :
1. Где находится воздух.
2. Для чего нужен воздух.
3. Свойства воздуха.
4. Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети будут уметь :
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Выдвигать гипотезы и проверять их.
6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Продукт проекта :
1. Организация фотовыставки «Воздух, и мы».
3. Создание альбома «Воздух вокруг нас».
4. Создание картотеки опытов «Как обнаружить воздух».
5. Презетация проекта перед детьми и педагогами детского сада.
6. Вечер экспериментов для детей старшей группы №7
Свою работу по исследованию воздуха мы разделили на 3 этапа.
1. этап. Подготовительный
Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы.
На первом (подготовительном) этапе мы с детьми решили узнать, что же такое воздух? Совместно с родителями начали собирать информацию в интернете, энциклопедиях. Собирая информацию, мы узнали, что воздух находится во круг нас повсюду, помогает передвигать предметы.
• Организация художественно-речевой деятельности.
• Организация изобразительной деятельности.
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Организация прогулок.
• Чтение художественных произведений, энциклопедий
• Беседы.
• Выставка детских рисунков.
2 этап. Основной (организация исследования в рамках проекта).
Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.
На втором основном этапе были проведены беседы на тему: «Свойства воздуха», «Для чего воздух необходим?
Вместе с детьми составили схему исследования свойств воздуха и проводили эксперименты и делали выводы.
1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по данной теме.
2. Наблюдения.
3. Беседы.
«Свойства воздуха».
«Для чего воздух необходим?
4. Организация художественно-речевой деятельности.
5. Организация изобразительной деятельности.
6. Рассматривание картин, иллюстраций.
7. Организация прогулок.
8. Чтение художественных произведений, энциклопедий
9. Выставка детских рисунков.
10. Составление схемы исследования свойств воздуха.
Проведение экспериментов с воздухом.
• «Движение воздуха»
• «Воздух невидимка»
• «Как увидеть воздух?»
• «Воздух внутри стакана»
• «Какой воздух на вкус?»
• «Какой воздух на запах?»
• «Воздух внутри нас»
• «Как звучит воздух?»
3 этап. (заключительный)
Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома.
7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.
Планирование экспериментальной исследовательской деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с воздухом.
Опыт №1 «Как увидеть воздух».
Задача: обнаружить воздух.
Оборудование: Бумажная салфетка.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети предлагаются сдвинуть бумажную салфетку без рук при помощи воздуха. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий (Взмахом руки заставляют салфетку двигаться.).
Опыт №2 «Движение воздуха»
Задача: обнаружить воздух.
Оборудование: Бумажный веяр.
Предложить детям взять бумажный веяр и помахать на себя.
Вывод: воздух движется.
Опыт №3 «Что в пакете?»
Задача: выявить свойства воздуха : невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Оборудование: два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. Различия: вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух : невидим, невесом.
Опыт №4 «Воздух в стакане»
Оборудование: Таз с водой, пустой стакан.
Предложить детям опустить стакан в таз с водой вверх дном, дети видят, что вода в стакан не набирается, а теперь попробуйте его наклонить или приподнять (появились пузырьки) Что это? Это выходит воздух, а его место занимает вода.
Вывод: воздух легче воды.
Опыт №5 «Что внутри».
Задача: обнаружить воздух.
Оборудование: целлофановые пакеты.
Предложить детям взять в руки мешочки, и посмотреть, что внутри? А затем скрутить мешочек. Что с ним случилось? Его раздуло? Что внутри? А внутри ребята, воздух прозрачный - значит через него все видно. Проколоть мешочек, направляя струю воздуха на детей, дать детям почувствовать воздух.
Вывод: воздух не видим, прозрачен.
Опыт №6 «Воздух сам не пахнет, но может передавать запахи»
Предложить детям подышать носом и ответить на вопрос:
воздух имеет запах?
Затем взять лимон, или апельсин и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
Опыт№ 7 «Воздушные шарики».
Детям предлагается надуть шарики и все шарики получаться по размеру разные.
Вывод: воздух не имеет формы, а принимает форму пустого предмета, сосуда.
Опыт№ 8: «Трубочка».
Оборудование: Стакан с водой (неполный, трубочка пластиковая.
Задача: Обнаружить воздух в нас самих.
Предложить детям подуть из трубочки в стакан с водой, появляются пузыри воздуха чем сильнее дуем, тем больше пузырей.
Вывод: Воздух находиться у нас в легких чем глубже мы вдохнем, тем больше воздуха выйдет из легких.
Опыт №9 «Вкус у воздуха?»
Задача: выявить свойства воздуха (не имеет вкуса).
Предложить детям ловить воздух ртом, чтобы выявить какой он на вкус?
Вывод: воздух не имеет вкуса.
Опыт№ 10: «Пузырьки-спасатели».
Задача: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
Выводы: Свойства воздуха : прозрачен, без запаха, легче воды, упругий всегда движется, не имеет формы.
Опыт № 11. Сжимаемость и упругость.
Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.
Оборудование:
Технологический процесс: 1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.
2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг.
Опыт № 12. Воздух необходим людям, животным и растениям.
Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.
Технологический процесс:
1. Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.
2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.
3. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям так же как и нам для жизни нужен воздух. Гипотеза № 10 подтвердилась.
Заключение
Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера.
Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
Список литературы:
1. 1 «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
2. «Воздух вокруг нас» Рыжова Н., Мусиенко С. Москва, Обруч 2011 год.
3. «Лаборатория в детском саду и дома». Рыжова Н. Москва, Линка-Пресс 2012год.
4. «Юному эрудиту обо всем» Издательство Махаон 2008 год.
5. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование) Е. В. Марудова Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС 2011год.