Марина Быкова
Экологический проект «Воздух» в подготовительной группе
Вид проекта: экологический
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители.
Актуальность
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего возраста. При профессиональном подходе к вопросам сбережения здоровья у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обсуждать и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Публикация «Экологический проект „Воздух“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические способности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Воздух – это главный продукт потребления человечества. Его наличие – основное условие существования всего живого.
И мы с детьми поставили задачу: Как увидеть воздух. Узнать про воздух, как можно больше. Провести опыты с воздухом и сделать выводы.
Цель
Развитие познавательных способностей детей. Формирование представлений детей о воздухе, его свойствах и значение воздуха для всего живого.
Задачи
1. Активизировать творческое мышление
2. Обогащать личный опыт детей, познакомит со свойствами воздуха, посредством организации опытно-экспериментальной деятельности
3. Расширять представление детей о значении воздуха в жизни человека и всех живых организмов
4. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы
5. Обогатить словарный запас детей
6. Воспитать бережное отношение к природе
Критерии оценки эффективности проекта
1. Формирование представления о значении воздуха в жизни человека.
2. Воспитание интереса у детей к живой природе.
3. Формирование представления о свойствах воздуха.
4. Обогащения словарного запаса по теме проекта.
Этапы проекта
Подготовительный Основной Завершающий
Предполагаемый результат
У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети понимают взаимосвязь в природе и бережно относятся к ней. Умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Подготовительный этап включает: определение знаний: что мы знаем о воздухе? Что хотим узнать? Подбор познавательной и художественной литературы, иллюстраций. Подбор экспериментов и опытов по данной теме.
Основной этап
Наблюдения:
Наблюдение за воздушными массами воздуха в природе.
«Куда плывут облака»,
«Ветер, ветер ты могуч»,
«Транспорт нашего города»,
«Крылатые семена»,
«Кто как летает»
Беседы:
1. Что такое воздух
2. Значение воздуха для жизни и роста живых организмов
3. Как найти следы невидимки – воздуха
4. Есть ли воздух на улице? Где он находится?
5. Отчего загрязняется воздух?
6. Есть ли воздух в помещении?
Составление рассказов из личного опыта:
- Как с папой запускали воздушного змея.
- Как ветер свалил деревья.
Чтение художественной литературы
Рассказ: С. Козлов «Как поймать облако»
Сказка: К. Чуковский «Краденое солнце»
Рассказ: Н. А. Рыжов «Воздух-невидимка»
Сказка: Г. Х. Андерсен «Свинопас»
Энциклопедия: «Неизвестное об известном»
Энциклопедия: «Все обо всем» составитель Г. Шалаева
Энциклопедия: Д. Уэст «Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать»
Пословицы, поговорки и загадки о воздухе
Просмотр мультфильмов: «Смешарики», «Фиксики»
Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование – «Воздушный шарик»,
«Как сильно дует ветер»,
«Осенний лес»
«Листопад в детском саду»
«Летят перелетные птицы»
«Осеннее дерево под ветром и дождем»
Аппликация – «Воздушный шар – аэростат»
«Барашек»
«Ежик на прогулке»
«Фрукты на тарелке (объемные)»
«Поделки из природного материала»
Лепка - «Корзинка с грибами»
«В грибном царстве в лесном государстве»
«Дикие животные»
«Веселые человечки»
Дидактические игры
- Живое, не живое.
- Явления природы
- Хорошо – плохо
- Кто где живет
- С какого дерева листок
Подвижные игры
- Солнышко и дождик
- Воздух, вода, земля, огонь
- Выше ноги от земли
- Игры с вертушками, с воздушным змеем
Опыты и эксперименты
- Воздух внутри нас
- Воздух имеет вес
- Как найти воздух
- Воздух в воде
- Ветер на воде
- Воздух может сжиматься и разжиматься
- Воздушный шар
- Факел и воздух
Работа с родителями
• Подборка материала о воздухе: энциклопедии, художественная литература, стихи, пословицы, загадки, игры.
• Помощь в проведении экспериментальной деятельности в группе.
• Составление творческих рассказов с детьми из личного опыта: «Какое красивое небо», «Если бы я был облаком», «Сказка о ветерке».
• Консультация: «Нам нужен чистый воздух»
• Экскурсия в осенний лес
Завершающий этап
Проведение развлечения «Мыльные пузыри»
Выставка детских работ
Презентация по теме «Воздух-невидимка»
Результаты мониторинга в рамках реализации проекта. Образовательная область.
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
83% - 97%
Формирование целостной картины мира 81% - 96%
Коммуникация. Чтение художественной литературы 79% - 97%
Художественное творчество - лепка 81% - 96%
Художественное творчество - аппликация 79% - 96%
Художественное творчество - рисование 83% - 97%
Выводы
Дети опытным путем доказали существование воздуха.
Познакомились со свойствами воздуха.
Расширили представление о значении воздуха в жизни человека и всех других живых организмов.
Получили элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и его охраны.
Научились устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
Практическая значимость
для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:
- опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;
- подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Перспективы дальнейшей работы
Обобщение педагогического опыта, внедрение
Инновационных технологий и новых форм работы
по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического профессионального
уровня педагогов через овладение метода проекта
в работе с детьми.