Людмила Измайлова
Долгосрочный проект «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.
У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Именно с помощью загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части. Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Наши предки широко использовали народный фольклор – это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки.
Публикация «Долгосрочный проект „Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В современной семье родители обязательно должны поддерживать интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, к проявлению музыкального творчества. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, яркие мелодии, удобный диапазон). Как можно чаще устраивать семейные дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. Поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций. Эффективной формой общения взрослых и детей являются праздники.
Праздник – это: встречи и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду, получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке, торжестве, радости, веселье, которые разделяют и взрослые и дети.
Пройдут годы, дети забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с особой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими.
Примерные темы мероприятий, которые можно использовать дома с детьми для развития семейных традиций:
«Мир вокруг дома» (мир природы и людей в их единстве);
«Строим дом» (обряды и обычаи строительства старинного дома);
«Мой дом» (интерьер дома);
«Кто живет в нашем доме» (состав семьи многих поколений);
«Имя – великое сокровище» (знание своего имени и имен своих родственников).
«За семейным столом» (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи);
«У колыбельки» (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи);
«Готовим наряды к празднику» (украшение помещения, изготовление костюмов);
«Игры» (народная детская игровая культура).
Исходя из вышесказанного и осознавая значимость данного вопроса, была сформулирована тема данного проекта:
«Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста через реализацию семейных праздников в детском саду»
Цель:
Организовать мероприятия, создающие мотивацию для ребенка и родителей к творческому самовыражению, созданию и поддерживанию традиций семьи.
Задачи:
1. Познакомить детей и родителей с этапами проведения семейных праздников, играми для всей семьи;
2. Воспитывать интерес и желание продолжить семейные традиции, принимать участие в семейных праздниках;
3. Способствовать созданию новых традиционных семейных праздников дома и в детском саду;
4. Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем членам семьи через праздничные мероприятия;
5. Реализовать планируемые мероприятия.
Этапы реализации:
1. Подготовительный (подбор литературы, сценариев праздничных мероприятий с родителями);
2. Основной (осуществление плана работы)
Срок реализации – 3года.
Вывод:
Начав реализацию годового плана работы ГЭП, можно отметить, что совместные праздники с родителями становятся своеобразной визитной карточкой нашего дошкольного учреждения, они способствуют укреплению семейных связей через общее творчество, помогают в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребёнка. Такие праздничные встречи становятся доброй традицией детского сада. Создаются новые традиции проведения различных праздничных мероприятий: «Музыкальная гостиная для мам» (круглый стол, «Мой папа лучше всех!» (соревнования для пап, «Прощай, зимушка – зима» и т. д.
План мероприятий на год
Сентябрь Концертно - игровая программа «Моя дружная семья» (к международному дню семьи)Цель: Знакомство с творческими семьями детского сада
(Презентации семей, представления в разных формах)
Октябрь «День пожилых людей» Цель:Поздравление, чествование старшего поколения
Ноябрь «День матери» Цель:Воспитывать любовь и уважение к матери; способствовать созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье
Декабрь Семейное развлекательное шоу для родителей и детей: «Это Я и Мой ребёнок» Цель:Способствовать укреплению доверия между родителями, детьми, педагогами; находить креативный, творческий подход в разных педагогических ситуациях; повышать опыт игрового взаимодействия с детьми
Январь Консультация для родителей «Ценность семейных традиций» Цель:Формировать традиции проведения семейного досуга
Февраль «Мой папа – лучше всех» Цель:Воспитывать любовь и уважение к папам
Март Семейное развлекательное шоу «Это я и мой ребёнок» Цель:Создать условия для реализации творческого потенциала семей
АпрельДень Ромашки (Посвящён дню семьи, любви и верности) Цель:Совершенствовать навыки общения,взаимопонимания между детьми и родителями
Май Встреча в семейном клубе "Моя семья " Цель:Формировать традиции проведения семейного досуга
Используемая литература:
Кандала Т. И., Семкова О. А. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями, 2011г.
Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.
Журналы: «Музыкальный руководитель» №5 2012г., «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №2 2012г.