Наталья Позднякова
Проект «Волшебство русских народных сказок» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебство русских народных сказок!».
в подготовительной к школе группе
МДОУ №18 г. Ржева Тверской области
Подготовила воспитатель
подготовительной группы : Позднякова Н. Н.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный проект, 2 недели. (09.08.2021г---20.08.2021г.)
Публикация «Проект „Волшебство русских народных сказок“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально –
коммуникативное развитие.
Актуальность: Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении. Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, Начав интересоваться книгой, русскими народными сказками. ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению сказок,а в дальнейшем и других произведений – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение. Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Слабо развиты творческие способности детей
Цель:
Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
2. Научить выделять основных сказочных героев.
3. Познакомить с волшебными предметами и событиями.
4. Научить различать сказочные и реальные события.
5. Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключениЯя.
6. Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки. Развитие мелкой моторики рук.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).
Продукт проекта : Книжка-малышка по русским народным сказкам : «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди». Выставка детских работ по мотивам русско-народных сказок
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы
7. Пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.
I этап «Подготовительный»
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.
3. Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме: «Волшебство русских народных сказок!».
4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски,
5. в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
6. подбор наглядно-дидактического материала.
II этап «Информационно-творческий»
Познавательное развитие:
1. НОД: «Русские народные сказки».
2. ФЭМП (развивающие игры) : «Блоки Дьенеша» «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт,»; «Палочки Кюизенера» – «Теремок»
3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель);
4. «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).
Речевое развитие: (в совместной деятельноси)
1. Пересказ сказки «У страха глаза велики».
2. Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».
3. Творческое рассказывание : «Придумай конец сказки».
4. Рассказывание сказок, используя зарисовки к произведению
4. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
5. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»
6. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок, «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».
Социально-коммуникативное развитие:
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка».
2. Обыгрывание сюжетов из сказок : «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок»
3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4. Отгадывание загадок.
5. Заучивание наизусть считалок, стихотворений.
6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся», «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени, «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками, кубики «Любимые сказки», театр сказок.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки»,
физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
3. Рисование акварелью «По мотивам русских народных сказок».
4. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».
6. Лепка «Мои любимые герои».
8. Театр своими руками.
9. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
11. Презентация на тему «Волшебство русских народных сказок!».».
12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Совместное художественно-эстетическое творчество с детьми-рисунок к русско-народной сказке (по желанию)
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
III этап «Заключительный»
Результаты проекта :
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.
Продукт проекта :
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, лепка любимых героев сказок).
2. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
3. Презентация «Волшебство русских народных сказок!».
4. Фотографии и видео викторины «Что за чудо эти сказки!».
5. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
6. Экскурсия в детскую библиотеку-тема «Там не неведомых лорожках»
Результат:
Детям была интересна и близка тематик проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «Волшебство русских народных сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
5. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
6. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М. : АРКТИ, 2004.