Получи документы

Проект «Волшебный песок» в группе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (6 фото)

Светлана Сычева
Проект «Волшебный песок» в группе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Проект «Волшебный песок»

в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и детей инвалидов

Автор-составитель:

воспитатель: Сычева Светлана Валерьевна

1. Пояснительная записка.

Песок – одно из самых распространенных минеральных соединений окружающего мира. Он встречается везде: на тротуарах, дороге, в песочнице, на реке и т. д. Мы любим ходить по нему босиком, учим детей копать лопаткой и “печь куличики”. Этим, как правило, ограничивается использование песка в повседневной жизни ребенка. Давайте задумаемся, почему же дети многих поколений и всех народов любят длительно сидеть в песочнице и без конца “печь пирожки, куличики, торты”? Ответ прост: они опытным путем нашли ряд закономерностей, а осознать и выразить словами не могут. Им требуется помощь взрослого. Например: сухой песок сыплется, а сырой нет, из сырого песка можно лепить, а из сухого нет, сырой песок тяжелее сухого и т. д. Игры с песком позволяют глубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления (больше – меньше, полный – пустой) и учат слаженной работе глаз и рук. Именно поэтому игры с песком так важны для развития любого ребенка.

Публикация «Проект „Волшебный песок“ в группе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов» размещена в разделах

2. Актуальность проекта.

Наши дети – “особые”, с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями нуждаются в особом подходе и даже в старшем дошкольном возрасте с трудом овладевают несложными действиями с песком. Причина кроется в том, что они самостоятельно не находят тех закономерностей, о которых сказано выше.

Как правило, движения ребенка не скоординированы, отсутствует контроль глаз за действиями рук, тактильно – двигательное чувство не развито, плохо развита мелкая моторика рук и т. д. Эти особенности развития мешают детям без труда овладеть таким, казалось бы, простым занятием, как игры с песком. Отсюда следует вывод о том, играть с песком надо учить!

Как же мы, взрослые, можем помочь ребенку? И здесь нам может помочь игра в песочнице. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

напряжения, пережить в совместных мероприятиях радость от живого общения друг с другом. Проект поможет заинтересовать родителей совместными играми и установлению психологического комфорта детей, способствовать развитию у детей познавательного интереса к неживой природе.

3. Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе игр с песком.

Задачи:

1. Познакомить со свойствами песка.

2. Развивать познавательные способности в играх с песком, формировать элементарные исследовательские умения.

3. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.

6. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

7. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

• развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

• стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

• развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;

• личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей.

Тип проекта: познавательно - экспериментальный, творческий, игровой.

Участники: Педагоги, дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Срок реализации: краткосрочный с 17 по 28 июня (2 недели)

Проблема: Развитие эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ.

Принципы создания проекта:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности.

Перспектива проекта: участие в конкурсе

5. Перспективное планирование

1. Подготовительный:

• определение проблемы, цели, задач проекта

• изучение методической литературы

• пополнение развивающей среды

• составление плана проектной деятельности

2. Основной (выполнение проекта):

Социально-личностное развитие

Игровая деятельность: Игры с песком

Безопасность: Беседа – знакомство с правилами поведения в песочнице

Труд: Помощь взрослым в уборке после игр с песком

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация: Беседа о свойствах песка,

"Из чего состоит песок", "Какой бывает песок"

Проговаривание своих ощущений при взаимодействии с песком

Познание: Опыты с песком

Художественная литература: Чтение стихов о песке

Театрализованная деятельность: Создание и заселение песочной страны

Художественно-эстетическое развитие

Рисование картин на песке палочками и пальчиком

Образовательные области Деятельность педагога Деятельность детей

Познавательное развитие Игра “Я пеку, пеку.

Игра «Найди предмет»

Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Ребенок вместе с воспитателем “выпекает” из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого используются разнообразные формочки, совочки. Пирожки можно “выпекать” и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую (если действие недоступно ребенку, то выполняете его при совместном взаимодействии). Затем ребенок “угощает” пирожками кукол.

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть ребенок раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

Содержание.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Речевое развитие Артикуляционная гимнастика:

«Пчелки», «Зудит комар»

Знакомство с потешками: «Здравствуй,здравствуй песок. Здравствуй, здравствуй дружок! Будем мы с тобой играть, И не будем обижать!»

«Повторяй друг за другом» – произношение гласных и простых согласных, «Пчёлы в поле полетели, зажужжали –ж – ж загудели м-м-м; комары з- з- з»,

Социально-коммуникативное развитие Беседа – знакомство с правилами поведения в песочнице Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения: «Кукле Кате попал песок в глаза» Цель: Соблюдение правил безопасности.

Беседа о свойствах песка:

"Из чего состоит песок", "Какой бывает песок"

Труд: полив песка из леечек. Рыхление песка лопаткой, грабельками. Просеивание песка через сито, удаляя лишний мусор. Помочь воспитателю помыть игрушки от песка, смести песок с оборудования.

Проговаривание своих ощущений при взаимодействии с песком

Художественно-эстетическое развитие Игра “Рисуем с помощью трафаретов” Предлагаем ребенку нарисовать сказку при помощи трафарета. 1 вариант: насыпаем песок на весь трафарет, а затем аккуратно разглаживаем песок и поднимаем трафарет. 2 вариант: ребенок аккуратно насыпает песок в трафарет и убирает трафарет.

Игра «Рисуем палочками, пальчиками, кисточками на песке» Предлагаем ребёнку нарисовать прямые, волнистые, линии, круги, квадраты.

Рисование картин на песке палочками и пальчиком, а также трафаретами.

Физическое развитие Подвижные игры:

Пузырь

- Раздувайся, пузырь!

- Раздувайся, большой… Оставайся такой. И не лопайся!

- Ш-ш-ш-ш!

(держась за руки, расходятся) (стоят, держась за руки)

(не отпуская рук, сходятся к центру)

РППС для совместной деятельности детей и педагога: совочки, ведёрки, грабельки, формочки, мельницы, бутылочки, леечки, воронки, палочки, кисточки, трафареты, бросовый и природный материал, игрушки для обыгрывания построек.

3. Работа с родителями:

• обогащение развивающей среды

• консультация «Игры с песком», «Песочная терапия»

6. План мероприятий проекта.

• «Из чего состоит песок?»

Цель: дать представление о том, что песок – это множество песчинок. На белый лист бумаги насыпать немного песка, рассмотреть его. Песчинок много, они мелкие, каждую из них хорошо видно. Насыпать несколько горок разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод: песок состоит из множества песчинок.

Проект «Волшебный песок» в группе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

• «Какой бывает песок?»

Цель: дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. Показать емкость с песком, предложить сунуть в нее руки, вытащить их. Какие руки? (сухие)Значит, песок сухой. Песок с рук стряхивается легко. Затем налить в емкость воду. Предложить потрогать песок, помять его, вытащить руки. Какие руки (грязные) Предложить стряхнуть руки. Стали руки чистыми? Мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми?

Вывод: песок бывает сухой и мокрый. Сухой песок легко стряхивается с рук, мокрый – нет.

• «Сыпучий песок»

Цель: выяснить, какой песок хорошо сыплется. Предложить набрать в кулачок горсть сухого песка и выпустить маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? Проделать то же самое с мокрым песком. Что происходит? Вывод: сухой песок сыплется, мокрый – нет.

Фото «Волшебный песок»

• «Сухой и мокрый»

Цель: выяснить, из какого песка можно лепить. Насыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получается. Затем песок намочить и проделать те же самые операции. Из какого песка получились фигурки?

Вывод: из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет.

Проект  в группе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов - фото

• «Что больше весит?»

Цель: выяснить, какой песок весит больше – сухой или мокрый? Насыпать песок в две одинаковые чашечки. Определить, в какой руке чашечка тяжелее. Можно взвесить чашечки с помощью весов.

Вывод: мокрый песок тяжелее сухого. Игры - эксперименты с песком

Фото №1 Проект Волшебный песок в группе компенсирующей направленности для детей с

• «Чувствительные ладошки».

Цель: развитие тактильной чувствительности Поднос, сухой песок - Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Фото №2 Проекты планы консультации ОВЗ и детей инвалидов Автор составитель воспитатель Сычева Светлана Валерьевна

• Рисунки на песке палочками и пальчиками

• «День рожденья куклы Маши»

Потешки

- Я пеку, пеку, пеку

Куклам всем по пирожку.

А для милой Машеньки

Испечем мы пряники.

«Как на Машин день рожденья

Испекли мы пирожки

Из песочка и водички

Наши детки – молодцы!»

Цель: продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Формочек, совочки, камешки, палочки для украшений. Предложить «испечь» пирожки, тортики для куклы и ее гостей. Дети выполняют действия с разнообразными формочками. Сказать, что можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем дети «угощают» пирожками кукол.

• «Создание и заселение песочного городка»

Фото №3 Пояснительная записка

7. Ресурсы:

Интеллектуальные и кадровые: воспитатели, младший воспитатель.

Информационные: литература, интернет.

Технические: компьютер, фотоаппарат, центр «Песок-вода»

Организационные: план, консультации, занятия, эксперименты.

8. Риски и пути преодоления рисков.

Низкая познавательно-исследовательская активность детей, большой объем работы, недостаточная заинтересованность родителей.

Пути преодоления: консультации для родителей, чтение стихов про песок, проведение экспериментов.

9. Выводы проекта:

• активное участие в играх с песком

• интерес к экспериментальной деятельности

• обогащение словарного запаса

• снятие психофизического напряжения

Трансляция проекта:

• выступление на педсовете

Значимость проекта

Игры с песком способствуют:

- расширению детского опыта ориентировки в окружающем;

- развитию у детей любознательности и познавательной мотивации;

- развитию воображению и творческой активности детей;

- сплочению детско-родительский отношений;

- информированию педагогов и родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях решении данных задач.

Список литературы

1. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», - Спб. : Речь, 2006г.

2. Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только», - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010 г.

3. Нищева Н. В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке», - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

4. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

5. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и среднего и старшего возраста: методическое пособие», - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Волшебный песок»Дидактическое пособие «Волшебный песок» Игры с песком — очень распространенная форма естественной деятельности ребенка. Песочницу хорошо применять на занятиях для развития и.

Дом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗДом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ Как известно, особенности и манеры поведения закладываются и формируются еще в детстве, вместе с ним формируется и взгляд на мир. Зачастую,.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебный песок» в группе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Опубликовано: 28 июня 2024 в 16:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волшебный песок» в группе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сычева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!

2 июня. День песка. Передвижка «Игры в песочнице»

Лето — пора игр в песочнице. Это только на первый взгляд они кажутся простыми и незатейливыми, а на самом деле приносят большую пользу для детского развития и воспитания.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД