Нина Самсонова
Проект «Волшебные семена» в старшей группе
▼ Скачать
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Цель проекта : формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
Задачи:
1. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к живой природе.
2. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
Публикация «Проект „Волшебные семена“ в старшей группе» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
3. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.
4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
5. Активное привлечение родителей к осуществлению задач проекта, поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта - познавательно – исследовательский
Вид – исследовательский
Сроки реализации: март
Руководитель проекта : Самсонова Нина Александровна
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей.
А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.
ПРОБЛЕМА
Дети не знают, откуда появляется растение, что такое "семя", не умеют устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей скудные знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
ГИПОТЕЗА
Если семя любого растения поместить в тёплую почву, постоянно поливать и создать световой режим в виде солнечных лучей то из него вырастит росток и будет постоянно увеличиваться в росте.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к живой природе.
• Повышение практических умений и навыков детей по уходу за растениями.
• Развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат.
• Повышается процент участия родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения;
• Развиваются навыки продуктивной деятельности;
• Личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – Подготовительный
• Изучение методической литературы, пособий, фото-видеозаписей по данной теме;
• Знакомство с опытом работы дошкольных учреждений города;
• Анкетирование детей на тему "Что такое семена?"
• Определение цели и задач проекта;
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – Практический
Работа с детьми
Работа с родителями
III этап – Заключительный
ЭТАПЫ РЕАЛИАЦИИ
1 этап. Организационно – подготовительный этап.
2 этап. Основной этап.
1 блок. Познавательное развитие.
Совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма)
Измерение гороха сантиметром, где больше. где меньше. Умение делать выводы.
Состав числа. Используя фасоль, каштан.
Сосчитай. Счет порядковый и обратный, используя различные семена.
Где больше и насколько.
Измерение веса различных по объему семян.
Просмотр мультфильма «Лунтик. Семена»
Экспериментирование:
«Может ли растение дышать?»
«Где лучше расти?»
«В погоне за светом»
ООД «Живые семена»
2 блок. Речевое развитие.
Расширять словарный запас детей названиями цветов, оборудованием для посадки семян и ухода за рассадой, названием оборудования для проведения эксперимента.
Развивать диалогическую и монологическую речь
(высказывание предположений, гипотез, выводы по экспериментированию, при работе группами договариваться о распределении выполняемой работы и т. д.)
Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К. Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде», Дж. Родари «Чиполлино»
Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». Прослушивание детских рассказов из личного опыта
Чтение пословиц и поговорок
Чтение сказки «Как на землю пришли цветы», «Как горошина колыбельку искала»
пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
прослушивание детских рассказов из личного опыта
использование мультимедиа.
3 блок. Художественно –эстетическое развитие.
Раскрашивание картинок
Рисование «Загадки с грядки»
Рисование с натуры «Лук»
Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
Аппликация: «Овощи на тарелке»
Аппликация из фасоли «Цветок»
Аппликация из семян «Петушок»
Разучивание песен: «Есть у нас Огород».
Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Огородник и воробей», «Огородник»
Создание выставки рисунков
4 блок. Социально –коммуникативное развитие.
Беседа о роли растений и цветов в жизни человека
Беседа о бережном отношении к живой природе
Дидактические игры: Где посажены семена, Отгадай, Рисуем картину
Развивающие игры «Что где растет?», «Во саду ли, в огороде»
Проблемные ситуации:
Чем можно полить рассаду, если в кране нет воды.
Что может заменить росткам солнце
С/р игра «Магазин семян», «Магазин цветов», «Лаборатория»
Хозяйственно-бытовой труд (уборка после посадки семян, ухода за ростками, протирание предметов лаборатории и т. д.)
Постройка огорода на окне вместе с родителями.
Поделки из семян.
Высаживание растений в грунт.
Постройка мини теплички.
Занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных растений по графическому алгоритму)
проведение эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях и
ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд)
проведение дидактических игр
Рассматривание семян, иллюстраций
Опыт «На свету и в темноте»
5 блок. Физическое развитие.
П/ игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем.
П/и «Мы - одуванчики».
Психогимнастика «Дерево и семена»
ООД с использованием здоровьесберегающих технологий «Чиполлино и его друзья»
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Организация фотовыставки для родителей и детей на данную тему;
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Просмотр открытого ООД «Посадка семян»;
• Презентация проекта "Волшебный мир семян".
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Консультация: «Проектная деятельность».
• Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах»
• Знакомство с темой проекта.
• Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе ; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».
• Сделать совместно с родителями «Огород на подоконнике»
ВЫВОД
В результате реализации проекта расширились знания детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Дети приобрели практические навыки по посеву семян различных культур, по уходу и выращиванию рассады семян различных культур. Дети больше узнали об увлечениях членов своей семьи. В ходе работы над проектом повысилась педагогическая культура родителей, установились доверительные и партнёрские отношения между родителями и педагогами группы.
Также изменилось в положительную сторону отношение родителей к мероприятиям, которые проводит детский сад. Родители стали принимать активное участие в жизни детского сада. Взаимодействие детского сада и семьи стало строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка.
Таким образом, данный проект дал возможность родителям и воспитателям объединить свои усилия и обеспечить детям интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, обеспечило целостное развитие личности каждого ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии ООД по экологическому воспитанию дошкольников. М. : ВАКО, 2005.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия, Ко АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2000.
4. Хочу все знать. Растительный мир. Электронное издание энциклопедии с Triada, 2005.