Валерия Мазова
Проект «Волшебные песчинки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В. А. Сухомлинский
Проект «Волшебные песчинки».
Автор – составитель: воспитатель – Мазова Валерия Вячеславовна.
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР».
Темочки:
Вид проекта : педагогический, по формированию представлений у детей о работе в песочных планшетах, знакомить со способами рисования в интерактивной песочнице, развитие речевого творчества детей.
Срок реализации: проект краткосрочный, рассчитан на один месяц.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Актуальность.
Установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей.
Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связанно формирование как личности в целом, так и всех психических функций в целом. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Понимая важность речевого развития детей, а в особенности речевого творчества в нашей группе был реализован проект «Волшебные песчинки».
Цель: организовать эффективное взаимодействие по обеспечению условий способствующих развитию представлений детей о работе в интерактивной песочнице, овладение способами рисования в песочном планшете, развитие речевого творчества детей.
Задачи:
Теоретическое изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме ;
Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;
Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
Составление картотеки игр и упражнений с песком;
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу развития детей, к повышению их речевого творчества;
Создание рабочей программы «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой».
Предполагаемый результат:
Дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика;
Дети научаться составлять рассказы, сказки по рисунку в песочнице;
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу коррекции детей, к повышению их творческих способностей;
Принципы работы:
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
Постепенность и систематичность следования от простых и доступных знаний к более сложным;
Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Выявление проблемы:
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с проблемами в речевом развитии.
Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решением задач умственного воспитания детей.
Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной. У многих детей не сформирован интерес к речевому творчеству. В образовательной деятельности практически не используются средства развития творческой фантазии ребенка (сочинение сказок, стихов, фантазирование, мультимедийные игры). Недостаточно хорошо создана предметная среда, способствующая развитию у детей речевого творчества. Имеется недостаток материально- технической оснащенности образовательной деятельности. Поэтому потребность в формировании у детей речевого творчества возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
План работы над проектом.
I этап – подготовительный
Подготовительный этап проекта направлен на изучение литературы по проблеме, выявление уровня речевого творчества у детей 5-6 лет. Подбор методического и практического материала для детей и родителей. Создание картотеки игр и упражнений с песком.
II этап – основной
Работа основного этапа предполагает знакомство с интерактивной песочницей детей, организацию эффективного взаимодействия по обеспечению условий, способствующих совершенствованию речевого творчества детей, формирование навыков и обучение способам рисования в песочнице. Так же на этом этапе проводится работа по просвещению родителей в данном вопросе, стремление повысить интерес родителей к деятельности в ДОУ.
III этап – заключительный
На заключительном этапе выявляется эффективность проведенной работы, оценивается заинтересованность и умение детей работать в интерактивной песочнице. Итогом проекта является разработка рабочей программы «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой».
Этапы работы
Этапы Мероприятие
Подготовительный Определение целей и задач проектной деятельности.
Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.
Составление плана основного этапа.
Создание картотеки игр и упражнений с песком.
Основной
Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье».
Буклет «Развиваем речь играя».
Консультация для родителей «Возможности песочной терапии».
Знакомство детей с песочницей (ритуал входа в песочную страну, правила поведения в песочнице).
Путешествие по песочной стране:
1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат».
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».
4. Рассказывание «песочной сказки»
5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальцами картинку.
Заключительный Подведение итогов и анализ результатов проекта.
Разработка рабочей программы «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой».
Список литературы
1)Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии. - СПб. : «Речь», 2007. – 50 с.
2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. «Речь», 2008. – 125 с.
3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : «Речь», 2008. – 176 с.
4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб. : Питер, 2001. – 320 с.