Бакланова Юлия Олеговна
Консультация «Удивительные палочки. Занятия с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Основной характеристикой методики является изучение математических понятий посредством игры. В игровой форме ребенок знакомится с числами, учится счету и измерению. Результатом занятий станет осознанное определение дробей, понимание сути вычитаний и сложений, возникнет элементарное представление о математике, как науке.
Публикация «Консультация „Удивительные палочки, Занятия с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
Палочки Кюизенера – это числа и цифры, переданные длинной и цветом. Основной набор состоит из десяти прямоугольных брусочков. Чем длиннее призма, тем большее число она представляет. В классический набор Кюизенера входит 241 цветной брусочек. Для дошкольников подготовили облегченный вариант из 144 и 119 палочек. Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает. Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа "красной" группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8 сантиметров). "Синей" группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) – трем, а "желтой" – пяти.
Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на., научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из. ", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Занятия с палочками Кюизенера
1. Благодаря объемности, цвету и различной длине палочек ребенок учится различать предметы за сенсорными характеристиками.
2. На занятиях по этой методике ребенку проще усвоить такие понятия как: правый-левый, одинаковые-разные, короткий-длинный, больше-меньше и др.
3. Предметно можно показать числовой ряд, выстраивая палочки в лесенку – от одного до десяти. Тем же способом детки учатся понимать, например, что шесть больше четырех.
4. Это прекрасный способ наглядно объяснить детям состав цифр и деление целого на части. К примеру, с такой методикой ребенок быстро запоминает, что число два формируется с пары единиц.
5. При использовании методики Кюизенера легко научить ребенка соотносить предметы по длине, высоте, ширине и массе.
6. На занятиях по данной методике можно ознакомить ребенка с фигурами и буквами, предложив создать их при помощи призм.
7. Палочки Кюизенера позволяют одновременно учить порядковый и количественный счет.
8. Использовать палочки можно при обучении более сложным математическим действиям: вычитании, сложения, делении и умножении.
9. Существуют специальные основы-схемы, по которым можно складывать различные фигуры и создавать объемные картинки. Такие пособия с подготовленными иллюстрациями вы без труда найдете в интернете.
10. Для закрепления полученных знаний и навыков обучение стоит проводить систематично, не реже одного раза в неделю.
Эту методику смело можно назвать универсальной. Наряду с представлением о цифре, цвете и фигуре, ваш ребенок будет развивать мышление, память, творческое воображение. Цветные числа Кюизенера хорошо зарекомендовали себя как отдельно, так и комплексно с другими развивающими программами.))
Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала, что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.