Татьяна Сайлер
Проект «Волшебное мыло» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Опытно – экспериментальный, информационный, краткосрочный, групповой
Название проекта :
«Волшебное мыло»
Подготовили: Сайлер Т. Н. Чернышёва С. Н.
Введение
Актуальность проекта
Мыло пришло к нам из глубокой древности и постепенно из роскоши превратилось в предмет первой необходимости.
Нас заинтересовало: чем пользовались люди до изобретения мыла, почему оно имеет запах съедобных продуктов как создают причудливые формы мыла.
Публикация «Проект „Волшебное мыло“ в средней группе» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом».
А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло и как оно появилось в нашей жизни, мы никогда не задумываемся.
Цель проекта :
Создание условий для расширения представлений детей о мыле, его свойствах и качествах.
Задачи:
образовательные:
- закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
-познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, их свойствами.
- учить детей на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы.
развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
воспитательные:
- воспитывать интерес к открытиям через поисковую деятельность, аккуратность в работе с мыльной пеной.
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Методы работы: исследовательский, наглядные, словесные, практические, игровые.
Формы работы:
1. Решение проблемной ситуации.
2. Чтение художественной литературы.
3. Наблюдение.
4. Беседы.
5. Игровая деятельность (игра-экспериментирование «Мыльные пузыри»)
Участники: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Принципы реализации проекта
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Интеграция областей.
3. Совместная работа с родителями.
Ожидаемые результаты
• У детей систематизированы и углублены знания о культурно-гигиенических навыках.
• Развита самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
• Воспитаны культура здорового образа жизни.
• Дети знают свойства и значение мыла в жизни человека, о последствиях «грязных рук».
• Повысится заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей, разнообразятся формы сотрудничества с семьёй.
I.План график мероприятий
Этапы проекта
I этап- предварительный
Дата Подготовительная работа Ответственные
5 декабря 1. Мониторинг знаний детей.
2. Создать развивающую среду : подобрать материалы, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу, мультфильмы.
3. Подготовить материал для продуктивной деятельности.
4. Составить тематический план. Воспитатели
II. этап- основной
III. этап- заключительный
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
II этап
6 декабря -Беседа «Какое бывает мыло?» -
-Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр». Консультация для родителей «Эксперементируем с детьми дома» Модернизация уголка эксперементирования.
7 декабря -Чтение стихотворения А. Л. Барто «Девочка чумазая».
-Беседа на тему «Для чего нужно умываться, мыть руки?».
Дидактические игры:
-«Уроки Айболита» (ввести понятия «микроб», «вирус»).
8 декабря -Чтение стихов о мыле:
М. Яснов «Мыло бывает разным».
-М. Бойкова «В тепленькой водичке разведу я мыло».
-Просмотр мультфильма «Большая стирка». Фотоотчет «Игры с мыльной пеной и мыльными пузырями».
11 декабря Исследовательская деятельность:
-«Душистое мыло» (запах, цвет, форма).
-«Жидкое - твердое».
-«Растворяется, пенится, красится…» Памятка для родителей в информационном уголке: «Мыловарение в домашних условиях.
12 декабря Пальчиковая гимнастика «Мою руки»
-«Создаем пену (из цветного мыла)». Задание для родителей на дом
Изучаем мыло дома.
13 декабря -«Делаем мыльные пузыри».
-Игры с мыльными пузырями. Помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы. Пополнение предметно-развивающей среды иллюстрациями, художественной литературой по теме проекта.
14 декабря -О. Борисова «Я пускаю пузыри».
«Изучение свойств разных видов мыла» (Стирка одежды для кукол)
Создание мини-музея «Виды мыла»
15 декабря - Л. Гуляева «Если дунуть посильнее…»
-Заучивание отрывка из сказки «Мойдодыр» «Да здравствует, мыло душистое»….
Дидактические игры:
-«Искупаем куклу».
-«Постираем белье (платочки)».
III. этап - Открытое занятие по эксперементально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри».
II. Оценка результатов и отчетность
Воспитатели:
-Разработали и реализовали совместно с детьми и родителями проект.
Дети:
-Познакомились со свойствами и значением мыла в жизни человека.
-Активно участвуют в опытах и экспериментах.
-Способны к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей повысился интерес к личной гигиене.
Родители:
- Активно включились в совместную проектную деятельность.
- проявляют больший интерес к жизни группы и детского сада.
III. Приложения
Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки»
Задачи:
1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.
3. Разучить потешку.
4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.
Ход беседы:
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть
Надо с мылом и водой дружить
Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!»
Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)
Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»
Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.
А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.
-.Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Что же детям пригодиться,
Чтобы начисто умыться?
Нам нужна водица.
Что с рук грязь смывает?
Мыло детям помогает.
Чисто-чисто умывались.
Чем же дети вытирались? Полотенцем.
В умывальник мы идем,
Мыло и полотенце сейчас найдем!
Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.
Правила правильного мытья рук: (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук»).
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.
(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)
Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.
Торжественное обещание
1. Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)
Быть хочу я очень чистой,
А не чёрной галкой,
2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)
3. А ещё, два раза в сутки
Обещаю чистить. (зубки)
4. Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным,
Очень, очень. (аккуратным).
Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку:
Мойся мыло не ленись
Не выскальзывай,не злись,
Ты зачем опять упало,
Буду мыть тебя сначала.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МЫЛО-ФОКУСНИК»
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое).
Задачи: Образовательные
• уточнить и закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
• продолжать учить работать по алгоритму;
Воспитательные
• воспитывать культурно-гигиенические навыки;
Развивающие
• развивать память, внимание, мышление.
Культурные практики и виды деятельности: познавательноисследовательская, коммуникативная, игровая – игровая практика, практика расширения возможностей ребенка, практика целостности, практика культурной идентификации познания мира.
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационные
Оборудование и материалы: посылка с кусками мыла разной формы, цвета и запаха, картинки с алгоритмом мытья рук, банки с водой.
Ход занятия
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого?
Читаем: «Детям детского сада из страны Чистоты от Мойдодыра». Так она для нас! Интересно, что в ней? Вы сможете узнать это, если отгадаете загадку.
Этот наш хороший друг, терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится, в руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнет и побежит, и потечет.
Исчезнет без следа. А руки станут чистыми,Чистыми, душистыми. Узнали без труда (ответ детей) Правильно, это мыло. Теперь можно и посмотреть, берите по кусочку - кому какое нравится.
Здесь его много, всем хватит. Вот какой сюрприз от Мойдодыра! Ребята, а зачем нужно мыло?
Д е т и. Для того чтобы умываться.
В о с п и т а т е л ь. А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Д е т и. С мылом будет чище.
В о с п и т а т е л ь. Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь. Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр. Какого цвета, какой формы? Гладкое или шероховатое? Понюхайте? Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.
В о с п и т а т е л ь. Зачем делают разное мыло?
Д е т и. Людям нравятся разные цвета, запахи.
В о с п и т а т е л ь. Тебе, Катя, какое мыло нравится? Почему? (Ответ ребенка.)
Кладите мыло на поднос. Давайте немножко поиграем.
Закройте глаза. (Убирает один кусок мыла.)Какое мыло пропало — какого цвета, формы? (Ответы детей.)Сколько кусков мыла лежит на подносе? (На столе разложены цифры от 1 до 10.)Покажите мне ту цифру, которая соответствует количеству.
Игра проводится несколько раз.
В о с п и т а т е л ь. Смотрите, в посылке еще что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку Алгоритм, изображенный на картинках: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.
В о с п и т а т е л ь. Картинки сложим по порядку и отправим Мойдодыру. Смотрите, ребята, в посылке еще одно письмо. Мойдодыр приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдете, что-то новое найдете. Пойдем? Вот первая дорожка, по ней мы пойдем, поставив руки на пояс с высоким подниманием коленей. Вот мы и пришли — открываем коробочку. Поглядим, что же это? (Нюхаем, трогаем.) Д е т и. Это тоже мыло.
В о с п и т а т е л ь. Какое-то оно не такое. Интересно, как оно называется? Кто-нибудь видел такое мыло? Для чего оно? Рассматриваем и знакомимся с хозяйственным мылом.
В о с п и т а т е л ь. Давайте двигаться дальше. Дорожка номер два, по ней мы будем прыгать как зайчики. В конце дорожки еще одна коробочка. В ней Мойдодыр зачем-то положил бутылочку. Что в ней? Читаю: «Жидкое мыло». Интересно, зачем мыло в бутылочке? Почему называется жидким? Потому что течет? (Предположения детей.) Пойдемте дальше. Следующая дорожка — номер три. По ней мы пойдем на носочках. Шли-шли, в лабораторию пришли. На столе баночки с водой.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, как можно определить, что в баночке?
Д е т и. Можно понюхать. Это вода — она ничем не пахнет.
В о с п и т а т е л ь. А если мы нальем в банку мыло, что случится с водой?
Д е т и. Будет пена.
В о с п и т а т е л ь. Мойдодыр предлагает провести опыт.
Опыт «У кого пена выше и пышнее?»
В о с п и т а т е л ь. Возьмите трубочку и подуйте в нее, опустив в воду с мылом. Дети выполняют.
В о с п и т а т е л ь. Что случилось с мылом в воде? (Мыло растворилось.)Откуда взялись пузыри? (Мы выдули их из мыльной воды.)
Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
В о с п и т а т е л ь. Вот так мыло : и микробы убивает, и играть с ним можно! Проведем следующий опыт. Опыт «Подушка из пены»
В о с п и т а т е л ь. Вы взбили хорошую пену.
В о с п и т а т е л ь. Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували на занятии? (Ответы детей.)
Хозяйственно бытовой труд.
Стирка кукольной одежды.
Вид труда: хозяйственно-бытовой труд.
Форма организации: поручение.
Цель:1. Закреплять умение доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу, распределять обязанности между собой.
2. Закреплять навыки стирки белья: намыливать бельё мылом, полоскать в чистой воде, отжимать; работать последовательно - сначала стирать с мылом, потом полоскать в чистой тёплой воде, отжимать, развешивать бельё на верёвку, прикреплять прищепками бельё к верёвке.
3. Способствовать формированию у детей личностных качеств: положительное отношение к труду, трудолюбие, привычки к трудовому усилию, ответственности, бережливости, готовность принять участие в труде по необходимости, прикладывая волевые усилия, настойчивость; формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда - работать дружно, оказывать помощь, давать советы, доброжелательно оценивать работу.
Форма организации: совместный труд
Оборудование: тазы, тряпочки, мыло в мыльницах, бельевая веревка, прищепки, кукольное белье, клеёнка, письмо, картинки - схемы последовательности стирки.
Ход работы:
1. Воспитатель вспоминает, что в группу еще утром почтальон принес письмо. Ребята это письмо от Золушки. Воспитатель читает письмо, в котором Золушка просит помощи постирать одежду для кукол. Давайте поможем ей!
Чтобы вспомнить, как это делается, давайте посмотрим на схемы, которые я приготовила. Нужно пойти и разложить картинки в том порядке, в котором мы будем трудиться, (дети выставляют, или раскладывают картинки в определенной последовательности).
2. Но сначала нам нужно приготовить рабочее место и подготовиться к стирке. Расстелем клеёнку. Для чего? (чтобы не намочить столы). Ставим тазы, наливаем воду. Вот теперь всё готово. Не забудьте сначала нужно стирать белое бельё, затем цветное.
Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и начать работу. «Воду не разбрызгивайте, стирайте аккуратно, не спеша!»
В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, даёт указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашивает, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками.
Показ ребёнком. Объяснение: «Сначала вещь надо опустить в воду, намочить её, затем взять кусок мыла и хорошенько намылить ее, затем отложить мыло в сторону, положить в мыльницу, сжав кулачки зацепив ими края платья растирать его, затем окунуть в воду, отжать, а потом прополоскать и повесить на верёвку, чтобы оно не упало закрепить прищепками».
Напоминаю, что полоскать начинать тоже нужно с белого белья. Показываю, как нужно полоскать. Что нужно сделать с прополосканным бельём? Правильно, расправляем, встряхиваем и развешиваем на верёвку.
3. Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Затем предлагает полюбоваться на результаты труда. Дети по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности.
Вот ребята, какие молодцы, каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Вся верёвка бельём завешена. Бельё у нас теперь чистое свежее, куклы будут очень рады.