наталья ерошкина
Проект: «Волшебница вода» для детей подготовительной группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Идея проекта :
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
активизировать мышление детей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций;
расширять и обогащать знания детей о значении воды в жизни живых организмов; формировать целостную картину мира.
Участники проекта :
Публикация «Проект: „Волшебница вода“ для детей подготовительной группы,» размещена в разделах
Дети подготовительной группы, воспитатели группы.
Задачи:
-Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
-Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
-Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
-Активизировать природоведческий словарь ребенка.
-Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Организационный этап
-Чтение художественной литературы о природе:
Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
-Использование фольклорных материалов.
-Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
Беседы на темы:
-Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
-Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
-Какие свойства воды ты знаешь?
-Зачем человеку нужна вода?
-А еще кому нужна вода?
-Что было бы, если бы с земли ушла вода?
-Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
-Составление кроссвордов, ребусов.
-Отгадывание загадок.
-Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
-Экскурсии.
-Просмотр диафильмов о природе.
-Игры – эксперименты, игры – опыты.
-Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
-Моделирование «Круговорот воды в природе»
-Составление памятки «Правила поведения на воде».
- Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
-Создание альбома «Мир воды».
-Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
-Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Продуктивный этап
Организационный момент: звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».
Воспитатель: Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Что вы почувствовали?
- Тепло рук и улыбок друзей. Настроение улучшилось. Появляется Волшебница Вода.
Введение в проблему:
Волшебница Вода : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я загадаю вам загадки, а, отгадав их, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Не конь, а бежит, Люди ждут меня, зовут,
Не лес, а шумит. А приду к ним – прочь бегут.
(Вода.) (Дождь.)
В тихую погоду У нас под крышей
Нет нас нигде, Белый гвоздь висит.
Как ветер подует - Солнце взойдет –
Бежим по воде. Гвоздь упадет.
(Волны.) (Сосулька.)
Лежало одеяло, мягкое, белое. Мост, как синее стекло, -
Солнце припекло, одеяло потекло. Скользко, весело, светло.
(Снег.) (Лед.)
Дети отгадывают загадки (прикрепляют на магнитную доску карточки с рисунками – отгадками).
Сегодня мы с вами будем говорить о воде.
- Что вы знаете о ней? Вода – самое удивительное вещество в природе, занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете. Первые живые организмы появились в воде. Без нее невозможно их существование. Человек наполовину состоит из воды, и жить без нее он не может. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам, сельском хозяйстве, медицине, производстве продуктов питания.
Волшебница Вода : Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. Сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а заодно узнать много нового и интересного.
Проводится игра «Хорошо – плохо».
- Как вода помогает человеку? (Ее мы пьем, на воде готовим еду, стираем белье, моемся, купаемся, по воде мы перевозим грузы, вода дает нам электроэнергию и т. д.)
Волшебница Вода : Как вода вредит человеку?
(Когда много дождей, может погибнуть урожай. На море большой шторм может потопить корабли. Цунами разрушает целые города и т. д.)
Волшебница Вода : А вы знаете, где можно встретить воду в природе?
(В морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках.
Ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Н. Рыжова
Волшебница Вода : Правильно, ребята
- Как вы думаете, где больше всего воды? (Больше всего воды в океане.)
- А где океан берет воду? (Океан берет воду из морей.)
- А море где берет воду? (Море берет воду из рек.)
- Так кто же самый главный?
- Что будет, если исчезнут даже самые маленькие ручейки? (Дети отвечают.) Проводится игра «Отгадай что звучит?» Дети слушают аудиозаписи звуков дождя, океана, фонтана, ручья. Проводится игра «Маленькие человечки». Воспитатель называет состояние воды, а дети выполняют соответствующие движения. Твердое состояние воды (лед, сосульки, град) – крепко держатся за руки; жидкое состояние – стоят, руки опущены вниз; газообразное – бегают по кругу. Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень много интересного знаете о воде. Сегодня, мы с вами много путешествовали. Я предлагаю вам попрощаться с Волшебницей Водой и вернуться в детский сад. (Звучит музыка). Воспитатель: Предлагаю сесть за столы. Формирование проблемы: Звучит тревожная музыка Воспитатель: Ребята, это завод игрушек слил грязную воду в реку. Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь. Если мы не будем закрывать краны, вода по капельке вытечет зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и погибнут морские животные и рыбы. Всем нужна чистая вода. Как мы сможем сберечь воду?
Разработка плана действий
Идет свободное обсуждение проблем:
-Загрязненная вода вредна всем. - Грязную воду можно очистить с помощью фильтров. - На заводах и фабриках нужно строить большие очистные сооружения. - Не тратить воду зря, закрывать плотно кран после пользования. -Не бросать мусор в водоемы. Давайте поможет очистить реку, сделаем фильтр, который ее очистит.
Поэтапное решение проблемы
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию, оденьтесь как настоящие лаборанты и проходите на рабочее место.
Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют.
Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ситечко, вата, бумажные салфетки, марлю, ткань, воронки. У вас они лежат на столах. Попробуем отфильтровать воду разными способами и посмотрим, что из этого лучше очистит воду. На столах у вас баночки с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр.
Самостоятельное освоение различных видов творческой деятельности
Дети очищают грязную воду с помощью фильтра. Самостоятельно делают фильтр. Кладут в воронку вату, обернутую несколько раз бинтом. Делают этот опыт дважды, вода светлеет, но недостаточно чистая. Затем детям предлагается другой вариант, пропустить воду через бумажные салфетки. Дети самостоятельно выполняют задание. После двух раз вода становится чистая.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Вода стала чистой, а грязь осталась на поверхности фильтра.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Для того, чтобы грязная вода не попадала в моря, океаны, реки ее надо очищать. Для этого на заводах нужно строить очистные сооружения, которые напоминают наш фильтр, только больше.
Презентативный этап
Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».
Воспитатель: - Дети, давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались? Дети рассказывают о своей деятельности. В завершении проекта совместными усилиями организуется моделирование «Круговорот воды в природе».