Галина Борисова
Проект «Волшебница-Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Волшебница-Осень»
Проблема: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы
элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами
наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её. Осенний лес необычайно красив, богат грибами и ягодами, в огородах и садах полным ходом идет сбор урожая овощей и фруктов.
Публикация «Проект „Волшебница-Осень“» размещена в разделах
Аннотация: В условиях образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в детском саду, так и дома.
Типология: Краткосрочный, групповой, музыкально-творческий
Категории участников: Воспитатель, дети группы 6-7 лет, родители, музыкальный руководитель
Сроки реализации: С 12 сентября по 27 октября
Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Волшебница-Осень»
Обогащение знаний детей о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д.)
Задачи проекта : Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными
явлениями и объектами.
Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе.
Способствовать развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.
Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, чуткость, сострадание,
умение сопереживать.
Активизировать родителей на взаимодействие с детским садом,
Заинтересовать участием в проекте, привлечь внимание к участию конкурсе поделок «Осенние фантазии»
Ожидаемые результаты проекта : Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами,загадками, песнями, хороводами,играми осенней тематики;
применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной,музыкальной, театрализованной, умственной, игровой);
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Итог проекта :
Выставка поделок «Осенние фантазии»
Музыкальная гостиная «Осенние мотивы»
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Волшебница-Осень»
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Рассказ воспитателя об овощах с огорода, о фруктах и ягодах, собираемых в садах, «В лес за грибами»
Ознакомление с окружающим:
• «Осенний лес. Дары леса»
• «Приметы осени»
• «В гости к осени».
Беседы:
«Что мы знаем о лесе»,
«Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
- «изучаем жизнь природы осенью».
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Экспериментирование (Игры-эксперименты)
«Узнай на вкус»
«Узнай на ощупь»
«Узнай по запаху
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие:
Составление рассказа по картинкам
«Как собирают урожай»
Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок
Словесные игры:
«Опиши словами осень!»,
«Осень в лесу»,
«Вспомни – назови»,
«Один – много»,
«Будь внимательным»,
«Осенние деревья»,
«Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Плещеев «Скучная картина»
К. Бальмонт «Осень»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
А. Ерикеев «Наступила осень
Л. Толстой «Дуб и орешник»
З. Федоровская «Осень»
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Чтение Русских народных сказок «Мужик и медведь», «Вершки и корешки»
Разговор с детьми об осенних явлениях.
Рассказывание на тему «Поздняя осень».
Составление рассказа «Дары осени».
Заучивание стихотворений и песен об осени.
Отгадывание загадок об овощах, фруктах, ягодах и грибах
Создание совместно с детьми дидактических игр: «Собери овощи из частей», «Четвертый лишний»
Пальчиковая гимнастика:
«Домик»,
«Мы капусту рубим»,
«Пальчики в лесу»,
«По грибы»,
«Овощи»
«Сколько грядок в огороде»
«Урожай»
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья – «Прогулка в лес»,
«Семейный праздник».
«Овощной магазин».
Дидактические игры:
«Времена года»,
«Узнай по описанию»,
«Чудесный мешочек",
«Разложи фрукты, овощи, ягоды по корзинкам»
«Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,
«Что было бы, если из леса исчезли…»
«С какой ветки детки?»,
«Найди дерево по описанию»,
• «Опиши, а мы отгадаем»,
• «Найди, о чем расскажу»,
• «Загадай, мы отгадаем»,
• «Подайте то, что назову»,
• «Что нужно для огорода»,
• «Вершки-корешки»,
• «Что с начало, что потом»,
• «Собери урожай»,
• «Посади огород»,
• «Где растёт»,
• «Игры с листьями»,
• «Что растет в огороде, а что в саду?»
Игры – драматизации:
«Спор овощей»,
«Таня и овощи»,
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность:
• сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
• уборка опавшей листвы
• укрывание корней деревьев опавшей листвой.
Беседа: Осенние хлопоты человека осенью
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Художественно-эстетическое развитие:
Коллективная аппликация:
• «Ваза с кленовыми листьями»
• Рисование:
«Грибы на поляне»,
«Фрукты»,
«Мои любимые овощи».
«Золотая осень» (пейзаж)
Рисование овощей и фруктов по трафаретам
Лепка
«Фрукты на тарелке»,
«Слепим овощи для борща»
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Рассматривание альбомов «Золотая осень», «Поздняя осень»
Самостоятельная художественная деятельность:
Аппликация «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится»
«Наш участок осенью»
«Как звери готовятся к зиме»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
Прослушивание записи П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Осень балует дарами» сл. муз Е. Обухова
«Чудо-осень» сл. муз М. Сидоровой
«Моя Россия» сл. Н. Соловьевой муз. Г. Струве
Песня-хоровод «У калинушки» сл. муз. Ю. Михайленко
Музыкальная игра с пением:
«Осень –гостья дорогая» сл. муз. В. Витлина
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку», «Осень спросим».
Музыкально-ритмическая деятельность
«Танец с листьями» муз. С. Юдиной
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя»
Инсценировка «Огород».
Осенние мотивы
музыкальная гостиная для подготовительной группы
Цель: Воспитывать любовь к природе, посредством детского утренника посвященному осеннему сезону, создавать праздничную атмосферу.
Задачи:
-Развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
-Формировать музыкальный вкус и сценическую культуру у дошкольников
-Воспитывать коммуникативные качества
Актуальность: Осень –это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень-это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Ведь для ребенка осень, столько чудесного и необычного приносит. Многообразие репертуара: песен, стихов, танцев, инсценировок. Обогащают внутренний мир души маленького человека и оставляют радость на долгие годы.
Реквизит: Костюм осени –детский, плащ для дождика-детский,корзина с овощами, репродукции «Золотой и поздней осени» по ИКТ, листья по кол-ву детей, детские музыкальные инструменты, угощения
Под музыку «Осень» П. И. Чайковского дети входят в зал и садятся
Ведущий : Добрый день! Сегодня мы встречаемся в муз, гостиной, чтобы поговорить о музыке, поэзии и живописи, отражающие прекрасное время года – осень!
Муз. рук : Музыка - язык чувств. Давайте послушаем и попытаемся понять ее. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко – далеко в волшебный мир осенних звуков. (звучит запись «Осень» Вивальди)
Ведущий:
Тихо- тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном.
И раздвинулись вдруг стены,
Вся земля, видна вокруг
Плывут звуки речкой нежной
Тихо дремлют лес и луг.
Вдоль, бегут лесные тропки
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Вслед за нею может сразу
В дальний путь пустились мы
Побывать в гостях у сказок
У весны среди зимы…
Тихо- тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде.
В разноцветном, расписном!
Ведущий: Не правда ли, прекрасная музыка и стихи!
Стихи помогают нам понять музыку, услышать, о чем она рассказывает, они создают прекрасный образ осенней природы.
(Стихи о ранней осени дети 2-3 чел)
Ведущий: Осень самое выразительное время года. Какое разноцветье красок. Осень золотая, нарядная, она вспыхивает желтыми, оранжевыми. Багряными красками. Именно такую осень изобразили художники.
(Рассматривают репродукции картины на тему «Золотая осень»
Муз. рук. : Давайте споем песню «Осень балует дарами» муз. и сл. Е. Обуховой
Ведущий: Не только золотую осень воспевали музыканты, поэты, художники, но и ту, которую в народе называют поздней – с мелким. надоедливым дождем, курлыканьем улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.
Песня «Чудо-осень» муз и сл. М. В. Сидоровой
(Стихи о поздней осени читают 2-3 чел.)
Репродукции «Поздняя осень»
Ведущий: Но не будем грустить, а будем веселиться, Осень-величать! (воспевать)
Оркестр «Коробейники» русская народная песня
Ведущий: : Осень отличается переменчивой погодой. только что на небе были тяжелые тучи и вдруг подул сильный ветер и появилось солнышко.
Ветер срывает листья с деревьев и как бы играет с ними. Листья то поднимаются вверх, то опускаются нам под ноги.
Танец с осенними листьями
Ведущий: Природа потеряла свои краски и как бы затихла. Ждет не дождется, когда снежное покрывало надежно укроет землю от зимней стужи. Давайте под впечатлением всего увиденного и услышанного сами создадим коллективную картину из осенних листьев (проводится коллективная аппликация-Ваза с веточками и кленовые листья)
Ведущий: Художники, поэты, музыканты прославляли Россию в своих произведениях. О красоте родной природы немало слов воспето в песнях и стихах.
1 ребенок Какая Родина красивая!
Остановись и погляди
Моя Земля, моя Россия
Мы все наследники твои!
2 ребенок Здесь все мне дорого до боли
Огонь калины во октябре
Полей широкое раздолье
Крик журавлиный вдалеке.
3 ребенок Россия, Россия – вольные края
Россия, Россия - родина моя.
Любить тебя моя Россия
За ясный свет, твоих очей.
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий как ручей!
Песня «У моей России» сл. Н. Соловьевой муз. Г. Струве
Муз. рук. : Я предлагаю послушать знакомое вам произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Осенняя песнь» (слушание)
Муз. рук. : Я вижу вы узнали музыку. А о чем нам рассказала эта музыка?
Что вы услышали в ней? (музыка рассказала об осени, задумчивая, печальная, медленная, певучая. Шелест, облетающей листвы, порыв ветра, звон капели, надоедливого осеннего дождя)
Ведущий:
Осень, обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтели, по ветру летят
Лишь вдали красуются
Там на дне долин.
Кисти ярко-красные
Вянущих калин.
Хоровод «У калинушки» Ю. Михайленко
Ребенок:
Осень настала опять
пора нам дары принимать
Овощи, фрукты и ягод корзина
Лучше на свете нет и картины! (девочка –осень и мальчик-дождик идут надевать плащи)
Игра «Осень- гостья дорогая» В. Витлина
Муз. рук. : Я думаю, что вы приблизились к искусству. Сегодня мы с вами окунулись в мир музыки, услышали поэзию. До новых встреч в нашей гостиной. («Осень»Чайковского Уходят)
Ожидаемый результат: Дети с нетерпение ждали этого праздника. Серьезно к нему готовились: учили стихи, песни, танцы. И на празднике показали свои умения и навыки самым дорогим-своим родителям! А самое главное дети показали отличное настроение, радость и искренние улыбки. На праздник пришла персонаж-Золотая Осень. С ней дети веселились, играли читали стихи. За хорошее настроение и праздничную атмосферу Осень угостила детей.
Физическое развитие:
Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!»
«Я знаю пять названий!» (ягоды, фрукты, овощи, грибы» деревья)
«Осенние листочки»
«Вороны и собачка!»
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди»
• «К названному дереву беги»,
• «Капли дождя»,
• «Подбери действие»,
• «Найди листок, как на дереве».
Игры – соревнования: «Игра «Посади и убери урожай»
Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы»
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Мероприятия по работе с родителями:
Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
Участие воспитанников и их родителей в VIII городском конкурсе «Голос Детства» ДШИ № 4 «Гармония», онлайн-выступление на I Всероссийском фестивале «Воспитатели России» в рамках проведения всероссийского марафона «ТаланТы»
Конкурс семейных поделок «Осенние фантазии»;
Организация выставок детских работ;
Продукт проектной деятельности :
Семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
Альбом с загадками «Приметы осени»;
Результаты проектной деятельности :
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.