Наталья Юрьевна Азизова
Проект «Волшебная дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
Московский Государственный Областной университет
«Организация изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Проект «Волшебная дымка»
Проект выполнила : Плюснина Ольга Алексеевна
воспитатель МБДОУ д/с № 63
«Ёлочка, г. Ногинск
Руководитель курсов: Серебрякова Л. Г.
Москва, 2015г.
ПРОЕКТ " Волшебная Дымка "
Тип проекта : познавательно-творческий
Публикация «Проект „Волшебная дымка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проектной деятельности : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникативно-личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Актуальность
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Проблема: утрата интереса детей и их родителей к русскому народному творчеству (сказки, народные игры, игрушки).
Цель
Развитие эстетического видения и чувствования окружающего мира через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства. Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русскому народному творчеству, в частности, к дымковским игрушкам.
Задачи:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
2. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
3. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
4. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
Планируемые результаты:
На уровне педагога: создание предметно-развивающей среды в группе, оформление выставки дымковских игрушек.
На уровне детей: повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности. Обогащение словарного запаса детей.
На уровне родителей: повышение интереса к народно-прикладному искусству. Развитие интереса к совместному с детьми творчеству. Помощь в оформлении выставки, в обогащении предметно-развивающей среды в группе.
Этапы и мероприятия реализации проекта.
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Деятельность педагога:
1. Подбор литературы о народном промысле "дымка»
Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.
Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез
Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г
Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25.
2. Подбор иллюстраций и поделок (дымковских изделий).
Ирина Лыкова "Дымковская игрушка. Альбом для детского художественного творчества".
А. А. Мезрина. Няня. Няня с девочкой и мальчиком.
А. А. Мезрина. Всадник.
А. А. Мезрина. Скоморох на козле.
А. И. Мезрина. Барыня, с зонтиком. Няня. Барыня,. Няня.
О. И. Коновалова. Барыня с муфтой. Гусь. Уточка-крылатка. Петух.
Л. Н. Никулина. Барыня, с собачкой. Барыня с муфтой.
Е. З. Кошкина. Водоноска.
Е. И. Пенкина. Лошадь с жеребенком.
Л. С. Фалалеева. Скоморох на козле. Скоморох на свинье. С. В. Шаляпина. Конь. Ю. Д. Шмырина. Гусь с гусятами. Г. И. Нохрена. Олень.
Н. Н. Суханова. Баран.
3. Оформление уголка «Дымковская игрушка» в группе.
Выставка глиняных дымковских игрушек из методического кабинета (барыни, индюк, кони, петух).
«Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева Волгоград «Учитель» 2009г.
.
2 этап ОСНОВНОЙ
Доклад "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье" (https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/12/07/khudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie-detey-v Опубликовано 07.12. 2012 - 15:22 - Потапова Светлана Николаевна).
Привлечение родителей к пополнению мини-музея: роспись глиняных игрушек (мастер-класс для родителей)
Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
Консультация для родителей "Народные игры в семье" (https://ds78.detkin-club.ru/parents/8147 Волобуева Т. А.)
Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста" (https://skyclipart.ru/detsad/papki_pererdv/32640-vliyanie-narodnyh-promyslov-dymka-na-esteticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html)
Работа с детьми:
1. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки». Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25.
Цель: закрепить знания, где зарождалась народная игрушка из глины.
2. Чтение стихотворений «Дымковские игрушки».
«Дымковская игрушка» Валентин Клементьев, Т. А. Маврина.
Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства средствами художественной литературы.
3. Физкультурная пауза «Путешествие в село Дымково»
Цель: Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями.
4 «Игрушкины частушки» П. Синявского. Исполнение детьми частушек о дымковских игрушках. «Песня о Дымке» муз. Дунаевского. Хоровод «В огороде бел козел» р. н. мелодия
Цель: накопление музыкального опыта в части исполнительского искусства.
5. Игра «Водоноски» : 2 ведерка, 2 ложки, 2 емкости с водой;2 команды по 5-6 человек;
Цель: Чья команда быстрее перенесет воду из емкости в ведра.
Цель: развития современной игровой культуры, продолжать знакомить с русскими народными играми.
6. Продуктивная деятельность. Изготовление и раскрашивание шаблонов барыни и коней (дети). Разукрашивание дымковских игрушек (родители).
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Д/и "Обведи элемент".
"Д/и "Обведи и раскрась".
«Составь дымковский узор»
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Пополнили мини-музей Дымковской игрушки глиняными изделиями. Сделали альбом «Мастера – умельцы народной игрушки».
Оформили альбом – «Игрушки из дымки».
Организация ярмарки «Свистуньи».
Сделали папку – раскладушку «Дымка».
Сделали дидактическую игру «Составь Дымковский узор».
Итоги проекта
В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все ее элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.
Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
Словарь: дымковская игрушка, барыня, кольцо, точка, линия, полоска, сверху вниз, слева, направо.
Литература:
В. С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.
Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.
ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез
Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г
Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С. 73-77.
Доронина Г. Использование прикладного искусства в эстетическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 11. - С. 22-23.
Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25.
Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12. - С. 13-14.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Методические рекомендации. - М. : Просвещение, 1999.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего (среднего, старшего) дошк. возраста. - М. : Просвещение, 1999. - 40с.
Дошкольникам о художниках детской книги (из опыта работы) : Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1991. - 124с.
Дризовская Т. В. Г. Сутеев – писатель и художник // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 7. - С. 121-124.
Дувидов В. Повторение пройденного: О проблемах оформления детской книги // Детская литература. - 1972. - № 1.- С. 52-53.
Егорова П. Первые шаги в мир прекрасного // Дошкольное воспитание. - 1981. - №2. - С. 23-24.
Езикеева В. А. Об иллюстрациях в детской книжке // Дошкольное воспитание. - 1952. - № 9. - С. 7-12.