Маркина Наталья Алексеевна
Проект «Вода и её свойства» во второй младшей группе
Паспорт проекта.
Тема проекта : «Вода и её свойства».
Тип проекта : творческо – исследовательский.
Возрастная группа : вторая младшая группа.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации: 1 месяц.
.
Актуальность темы.
Публикация «Проект „Вода и её свойства“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
В период дошкольного детства ребёнок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник-маленький исследователь, который стремится к активной деятельности. Первое вещество, с которым знакомится ребёнок, это вода. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет возможность познавать мир и себя в нём. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, ухаживания за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Цель проекта.
Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путём создания благоприятной обстановки;
Осознание детьми значения воды в жизни человека, животных и растений.
Задачи проекта :
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
• Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, её значением и свойствами;
• Формировать у детей осознанные представления об основных свойствах воды, о важности воды в жизни всех живых существ, о необходимости заботиться о своём здоровье;
• Воспитывать трудовые качества и бережное отношения к воде;
• Дать задатки по экологическому воспитанию детей (связь человека с природой).
Методы исследования:
Наблюдения, беседы с детьми о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, опыты с водой, консультация для родителей.
Продукт проекта :
Аппликация- коллаж «Всем нужна вода».
Предполагаемый результат:
-проявление повышенного интереса к познавательной и опытно-исследовательской деятельности;
- проявление самостоятельности и активности в проделывании опытов,
- умение делать простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;
-расширение знаний о свойствах воды и льда.
Реализация проекта.
Этапы проекта :
I этап- накопление знаний.
1). Беседа с детьми: «Для чего нужна вода?»
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям понять, что вода- это источник жизни, и всё живое на земле пьёт водичку.
2). Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Л. Барто «Девочка чумазая»
Задача: воспитывать бережное отношение к воде.
3). Заучивание наизусть песенок, потешек, стихов о воде.
Задача: обогащать словарный запас, память, связную речь.
II этап-практический.
Игры-эксперименты по ознакомлению со свойствами воды :
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
«Тонет-не тонет»
Предложить детям поместить в ёмкость с водой камни и пластмассовых уточек. Что произошло? (уточки плавают на поверхности, камни на дне.) Вывод: в зависимойсти от свойств предметов (твёрдый-мягкий, лёгкий-тяжёлый) они тонут или остаются на поверхности воды.
«Изменение цвета воды».
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой. В один из стаканчиков добавить краску. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? (в стаканчике с простой водой мы видим палочку, а в стаканчике с подкрашенной водой – нет). Вывод: вода –прозрачная.
«Разноцветный лёд», «Превращение льда в воду»
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Вывод: лёд – это тоже вода.
«Вода жидкая, может течь».
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
«Мыльные пузыри»
Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить со свойствами мыльной воды.
Совместно с детьми приготовить мыльный раствор. Показать детям, что при добавлении мыла в воду, вода начинает пенится. Затем взять трубочку, опустить в мыльный раствор и подуть. Вывод: Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путём надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера, из-за разного количества воздуха в них.
Трудовая деятельность.
«Полив комнатных растений»
Цель: формировать у детей представления о важности воды для роста растений.
Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы Маши»
Цель: формировать у детей знания о необходимости заботится о своём здоровье. С помощью занятия дать представление о том, что нужно купаться, умываться, и для этого необходима вода.
Образовательная деятельность. Рисование.
«Капельки-крошки».
Цель: формировать у детей умение изображать в рисунке явления природы: льет, капает дождь.
III этап- заключительный.
Аппликация – коллаж по теме : «Вода и её свойства»
«Всем нужна вода!»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды, её значении в жизни человека, животных и растений.