Ерастова Марина Геннадьевна
Проект во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Название проекта : «Знакомство с Дымковской игрушкой»
Участники проекта : дети 3 – 4 лет, воспитатели, родители.
Вид проекта : художественно – эстетический.
Продолжительность: краткосрочный ( срок реализации: 1 неделя с 12 декабря по 23 декабря 2016).
Публикация «Проект во второй младшей группе „Знакомство с дымковской игрушкой“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность проекта : Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.
Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников.
Проблема проекта
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Цель проекта : Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).
Задачи проекта :
1. Создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.
2. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
3. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
4. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
5. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т. д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой,формировать навыки аккуратной работы.
6. Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров.
7. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.
Формы работы:
Занятия, беседы, познавательные рассказы воспитателя:
- Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
- Беседа о "дымке".
- Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки".
- Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой».
- Конспект НОД «Украсим узором салфеточки Дымковской росписью»
- Конспект НОД «Дымковская игрушка – лошадка»
- Конспект НОД «Барышня-водоноска».
- Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки (хвост индюка)»
- Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки»
- Подвижная игра «Птички в гнездышках»
- Игра малой подвижности «Гуленьки»
- Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.
- Загадки о Дымковских игрушках
Взаимодействие с родителями
- Консультация "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
- Консультация для родителей "Народные игры в семье"
- Консультация "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
- Рекомендации родителям «Радость сотворчества. Дымковская игрушка.»
Деятельность педагога
" Подбор литературы о народном промысле "дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).
" Оформление изостудии (на протяжении проекта)
" Изготовление лэпбука
Ожидаемый результат
Дети:
У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах
Научить детей рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.
Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи,. Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.
Родители:
Заинтересованность и активное участие родителей в проекте;
Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.
Продукты проекта :
1. Выставка детских рисунков по теме проекта
2. Выставка Дымковских игрушек, выполненных детьми совместно с родителями.
3. Презентация «Дымковская игрушка»
4. Лэпбук «Дымковская игрушка»
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Составление тематического планирование мероприятий;
- Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия
- Создание презентации «Дымковская игрушка»
- Выбор форм, методов и средств достижения ожидаемого результата;
- Беседа – консультация с родителями на тему: «Дымковская игрушка».
II. Основной этап реализации проекта :
-Создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта;
- Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.
- Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.
- Изучить узоры при росписи игрушки.
- Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.
- Нарисовать эскизы игрушек : козлик, баран, барыня.
- Изготовить (слепить) и расписать дымковскую игрушку.
III. Заключительный этап.
- Обобщение результатов работы
- Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».
Выводы:
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки
Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети активно участвовали в проекте. Были прочитаны стихи о дымковской игрушке, изучали историю игрушки, технику росписи дымковской игрушки, развивались навыки работы с глиной, красками, готовили сообщение. Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка, поселенье и другие).
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки выполненные детьми доставили им чувство радости, удовлетворения, восхищения.
Рефлексия проектной деятельности
1. Оценивание качества результатов
Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.
Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.
2. Приобретены рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.
При создании народной игрушки, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. Раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.
После завершения проекта дошкольники приобрели следующие умения:
• личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
• умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;
• знания о декоративно-прикладном творчестве России.