Виктория Анисимова
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;
- закреплять приёмы рисования гуашью;
- упражнять в рисовании концом кисти.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе „Знакомство с дымковской игрушкой“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- воспитывать у детей интерес к народным традициям, уважение к труду народных мастеров.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие у детей, расширять знания о декоративно-прикладном искусстве.
Оборудование: образцы элементов дымковской росписи; гуашь: красная, желтая, синяя; ватные палочки; кисти; непроливайки; салфетки, магнитофон (песня В. Шаинского «Веселая карусель», мультимедийная установка для показа презентации.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые игрушки изображены на картинке. Давайте рассмотрим их внимательно. Эти игрушки называются дымковские. Интересно, почему?
Ели спят у большака в инее седом.
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
—Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Какое у вас настроение создала эта игрушка : грустное или веселое? (Веселое)
Физкультминутка «Карусель»
(звучит музыка В. Шаинского «Веселая карусель»)
Приходите веселиться – на дымковской карусели прокатиться.
Карусель на лентах алых приглашает взрослых, малых.
Шутки, прибаутки, веселье.
Приглашаю прокатиться на карусели.
Карусель прокатила – отдохнуть пригласила.
Воспитатель:
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите: пышный хвост у него совсем не прост –
Точно солнечный цветок; а высокий гребешок,
Красной краскою горя, – как корона у царя!
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк.
Воспитатель: Ребятки, а вы знаете, как делают дымковские игрушки? Хотите узнать? Приглашаю в мастерскую дымковской игрушки. Это глина – из нее лепят дымковские игрушки. Какого она цвета? Как вы думаете, какая она на ощупь – твердая или мягкая, холодная или теплая? (Ответы детей)
Красную глину на игрушки собирали ( имитация движений: собираем) обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали (перемешиваем) ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе- дело не простое: ее рубят лопатой (рубим, много раз переворачивают (переворачиваем, заливают водой (заливаем, а раньше и ногами месили (месим).
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Свернут и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, голову. Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой.
Следы «примазки» при всем желании не заметить: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она гладкая да ровная, будто не руками сделанная, а отлитая в форме
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало и на поверхности изделия появлялась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую, и была готова для росписи.
Воспитатель: У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент, своя форма, что делает ее не похожей на другие игрушки. Дымковские игрушки расписывали такими элементами как кружки, точки, кольца, прямые и волнистые линии. Использовали яркие, сочные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый.
Каждый элемент узора что – то обозначает. Например, круг – означает солнце, волнистая линия – вода, клетка – поле. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать такие элементы узора.
(Дети рисуют дымковские узоры на полосках бумаги: «продолжи узор»).
Воспитатель: Молодцы, хорошие узоры получились, а теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
Видеть мир привыкли люди (ладонь ко лбу – смотрим из-под ладони)
Белым, желтым, синим, красным. (руки на поясе, повороты туловища влево - вправо)
Пусть же все вокруг нас будет (развести руки перед собой в стороны)
Удивительным и разным (поднять руки вверх, развести в стороны).
Воспитатель: Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Вам понравились игрушки? Какие запомнились? Какие красивые слова мы про них скажем, какие они? (Ответы детей)
Воспитатель:
Все игрушки расписные
Веселы и ярки!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям,
Пришло время расставанья
Скажем хором:
- До свиданья!