Анжелика Архипенко
Экологический проект во второй младшей группе «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
«Огород на окне» во 2 младшей группе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта : воспитателm второй младшей группы Архипенко Анжелика Андреевна
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Публикация «Экологический проект во второй младшей группе „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
База проекта : МБДОУ д\с № 51 группа № 13 «Светлячки».
Срок реализации: 4 месяца (март-июнь)
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Формы и методы работы:
- интегрированные занятия;
- экспериментирование;
- игры;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- просмотр презентаций;
- приобщение родителей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Проблема: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Гипотеза. Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
-учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей;
-обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
-развивать познавательные и творческие способности детей;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
-формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
-воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям;
-обогащать словарный запас, развивать связную речь детей ;
-совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
-побуждать проявлять инициативу и любознательность
Ожидаемые результаты:
1. Дать знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Расширить представления о труде взрослых, учить правильно называть трудовые действия.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. проявление интереса к посаженым растениям, к простейшим взаимосвязям в природе;
5. доброжелательное и активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
6. умение выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, прослушивании художественных произведений;
7. .умение высказывать свою точку зрения во время наблюдений за ростом растений;
8. развить интерес к экспериментальной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :
I этап-Подготовительный.
Сроки реализации :1.02.18г-15.03.18г.
Цель - создать условия для реализации проекта «Огород на окне»
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС ДО, Сан ПИНы).Изучение передового педагогического опыта по проблеме. Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме.
2. Изменение развивающей среды по проблеме. Создание библиотеки в группе
3 Выявление уровня развития детей (указание фамилии ученого, автора диагностического инструментария). Протоколы, таблица результатов диагностики.
4. Разработка самого проекта (системы занятий, модели взаимодействия с родителями и т. д.) Конспекты НОД, беседы, модели взаимодействия с родителями
II этап – Практический
Сроки реализации: 16.03.18г. -31.05.18г
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена». Выявление уровня знаний детей, и получение новых
Научить детей наблюдать, сравнивать, анализировать.
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
Расширять представления детей о росте и развитии растений с помощью солнца и воды.
Познакомить детей с необходимыми условиями роста растений, учить устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать любовь к растениям желание ухаживать за ними.
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами
4. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»(картотека игр к проекту)
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», лото (подбери пару, найди такое же)
•Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин». Применение полученных знания на практике в игровой деятельности
5. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
Отгадывание загадок на тему «Овощи». Развитие творческого воображения и
6.. Оформление альбома
«Наш лук от всех недуг».
7. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде». Донести до родителей как важна совместная деятельность в создании огорода на окошке
III этап – Заключительный.
Сроки реализации: 1.06.18г-15.06.18г
Цель – проанализировать полученные результаты
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выявление уровня развития детей. Динамика развития детей
2. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Презентация.
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: телевизор, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной деятельности :
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Список используемой литературы:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. С. Н. Николаева «Юный эколог»,
6. Н. А. Рыжова «Наш дом природа».