Мария Сусленникова
Проект во второй младшей группе «Необычные опыты с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»
Краткосрочный педагогический проект “ Необычные опыты с водой” во второй младшей группе «Колокольчик»
Автор проекта :
воспитатель Сусленникова М. Н.
Темников 2018
Информационная карта проекта
Автор проекта : Сусденникова М. Н.
Тип проекта : познавательно – ознакомительный.
Вид проекта
По времени – краткосрочный
По содержанию – комплексный (познавательно – речевой, экологический).
Публикация «Проект во второй младшей группе „Необычные опыты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
По реализации – индивидуально-групповой
Участники проекта : дети, воспитатели 2 младшей группы №1 «Колокольчик»
Возраст детей: 3 года (вторая младшая группа).
Актуальность темы:
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Необычные приключения капельки» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности. В проекте используется метод педагогической интеграции.
Цель проекта
Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
Задачи проекта
Расширять знания детей 2-ой младшей группы о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире;
Познакомить детей с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности;
Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов;
Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья;
Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т. д.)
Этапы проекта
1. Подготовительный
Действия педагога
Разработка системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций в различной дельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.
Действия детей: Активное участие в постановке данной цели.
2. Реализация проекта
Деятельность педагога
Выдвижение предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор детьми и педагогом способов проверки предположений. Беседа с детьми «Где встречается вода», рассматривание картин «Летом – дождь, зимою - снег», - опытно-экспериментальная деятельность детей «Прозрачная, без вкуса, без запаха», «Вода жидкая, может течь и замерзать», «Как сделать воду сладкой», «Имеет ли вода запах», «Как сделать воду разноцветной», «Что растворяется в воде», «Что плывет, а что тонет».
Деятельность детей
:Принимают активное участие в мероприятиях по данной теме, проявляя заинтересованность.
3. Завершающий
Действия педагогов
Оформление выставки рисунков «Какая бывает вода», оформление выставки книг «Давайте экспериментировать», итоговая беседа «Да здравствует вода!» Побуждение детей к самостоятельному формулированию вывода.
Действия детей:
Активно участвуют в различных мероприятиях Обмениваются полученной информацией со сверстниками и родителями.
Результат проекта
В результате деятельности у детей развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТОВ
ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА» :
Название опыта Постановка цели Создание условий Действия Выводы
Наливаем, выливаем, наблюдаем Узнать, что вода льется Приготовить емкости различной величины, формы Дети переливают воду из одной емкости в другую Вода льется
Сравнение молока и воды Выяснить, что вода прозрачная Приготовить две емкости с молоком, водой, ложечку (емкости прозрачные) Дети опускают ложечку в молоко, в воду сравнивают Вода прозрачная
Эксперименты с подкрашенной водой Убедиться, что воду можно подкрасить в любой цвет Приготовить 4 прозрачных емкости, акварельные краски 4-ех цветов, кисточки, бумагу, лейки Дети кисточкой подкрашивают воду, называют цвет, рисуют подкрашенной водой на бумаге или поливают лейкой снег Воду можно подкрасить в разные цвета
Определяем температуру воды Выяснить. Что вода имеет разную температуру: холодная, теплая, горячая 3 емкости с водой : холодной, горячей, теплой Ребенок опускает ручку в холодную, теплую, горячую воду, определяет и называет Воду можно согреть, остудить
Снег – это тоже вода Узнать, что из снега образуется вода Снег Ребенок берет снег в руку и наблюдает Снег – это вода
КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВОДОЙ
для детей 3 - 4 лет.
Необычные кораблики.
Цель. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал. Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель: Ты плыви, кораблик, по речке, по ручейку.
Ты вези, кораблик, песенку мою.
Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите, в них что-нибудь есть? (Можно предложить подуть в них – получится «песенка»).
Дети. Они пустые.
Воспитатель. Хотите, чтобы бутылочки стали корабликами?
Дети. Да.
Первый эксперимент. Дети опускают одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (Она постепенно наполнится водой, станет тяжелой – тяжелее воды – и утонет).
Второй эксперимент. Другую бутылочку дети плотно закрывают пробкой, опускают на воду. Почему она не тонет? Погружают ее в воду. Почему она всплывает?
Дети высказывают свои предположения, зарисовывают результаты, подводят итоги: первая бутылка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды – такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.
Играем с красками.
Цель. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал. Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель. Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые – разные.
Первый эксперимент. В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется).
Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).
Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Дети делают зарисовки и подводят итоги: капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Секрет сосновой шишки.
Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал. Две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель.
Белка шишку сорвала –
А орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной,
Очень скучно ей одной.
Возьми её и поиграй.
А во что? Сам угадай!
Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей).
Воспитатель. Почему шишка стала такой?
Дети. Созрела – чешуйки раскрылись, и семена вылетели.
Воспитатель. Хотите увидеть, какая она была раньше?
Дети. Да!
Первый этап. Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? Они высохли и стали твёрдыми.
Второй этап. Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? Она плавает на поверхности, потому что лёгкая. Оставить шишку в воде на сутки.
Третий этап (проводится на следующий день). Дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему? Пропиталась водой, пластинки приняли прежний вид. А ещё она опустилась на дно. Почему? Стала тяжёлой, воды в ванночке стало меньше.
Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги. Сухая шишка лёгкая, жёсткая – не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой и мягкой – опускается на дно; объём влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счёт влаги.
Прятки.
Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной, камешки, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Что вы видите в баночках? (Ответы.) Какого цвета вода? (Ответы.) Хотите поиграть с камешками в прятки?
Дети. Да!
Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная.
Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
Мыло – фокусник.
Цель. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал. Ванночка, кусочек мыла (туалетного или хозяйственного, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Хотите поиграть с мылом?
Дети. Да!
Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. Оно гладкое, душистое. Обследуют воду. Тёплая, прозрачная. Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? В воде появляются пузырьки воздуха.
Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? Скользким. Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. Что происходит? Вода изменяет цвет, в ней появляется пена. Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? В ней появляются большие пузыри.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в неё дуют. Что происходит? Из трубочки появляется мыльный пузырь, он лёгкий, переливается на свету. Погружают конец трубочки в воду и дуют в неё. Что появляется на поверхности воды? Много мыльных пузырей.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. Сухое мыло гладкое; мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они лёгкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь.