Анастасия Кащеева
Проект во второй младшей группе «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы : Кащеева Анастасия Дмитриевна, Алексеева Яна Юрьевна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Весёлые пальчики».
Вид проекта : творческий, познавательно- игровой.
Продолжительность: долгосрочный. (1 год). Проводятся 1 раз в неделю по средам, во вторую половину дня.
Длительность - 10-15 минут.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Актуальность проекта :
Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.
Задачи:
повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка,
не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Что является прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию. Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.
В проект включены занятия пластинографии, тестомастики пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др.
Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательные области и задачи:
Образовательные области
Задачи
Социально-коммуникативное
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Познавательное развитие
Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.);
Научить Детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;
Знакомить детей с названием пальчиков;;
Развивать умение различать правую и левую руку.
Речевое развитии
Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;
Обогащать словарный запас.
Художественно-эстетическое
Развитие чувства ритма и музыкального слуха;
Формировать умение договаривать строки стихотворения;
Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
Физическое развитие
Развитие мелкой моторики;
Формировать умение согласовывать движение с речью;
Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Подготовка наглядного материала:
письменных консультаций, стендов информации;
Участники проекта :
o Воспитатель
o Дети
o Родители.
Взаимодействие с семьями воспитанников- консультации для родителей: «Умные пальчики» «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развитие»
изготовление «сухого бассейна» из пробок-
изготовление игр — шнуровок и модулей с пробками;
изготовление гирлянд из салфеток путем сминания;
конкурс для родителей «Мои любимые игрушки» (из теста); - повторение с детьми любимых пальчиковых игр; - семинары — практикумы для родителей.
Планируемые результаты освоения программы:
- расширение словарного запаса детей;
- улучшение дикции, звукопроизношения;
- развивитие памяти;
- повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение
координация Движений;
- наблюдается интерес к пальчиковым играм;
- формируются навыки работы с пластилином.
Описание собственного опыта работы
Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, и как писал И. П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Исходя из этого, я определила цель своей работы: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр
Поставила следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
1. Упражнение «Фонарики»,
2. Сжимание и разжимание кулачков,
3. Потирание кулачков,
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 58,3% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 41,7% - средний.
ПЛАН ПРОЕКТА
Сентябрь
1.3аучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Пальчиковая игра «Спрячь B ладошки».
3.06учение детей игре «Шнуровка».
4. Настольная игра «Мозаика».
Октябрь
1. Пальчиковая игра «Засолка капусты».
2. Пальчиковая игра «Как живешь?».
3. Изображение пальцами различных фигур : «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
Ноябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Апельсин».
2. Развивать у детей умение одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковая игра «Художник».
4. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Снеговик», повторение «Апельсин», «Замок».
2. Пальчиковая игра «Прогулка».
3. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Январь
1. Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».
2. Пальчиковая игра «Снежок», «Шнуровка».
3. Формировать у детей умение выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
4. Настольные игры «Мозаика», «Вкладыши»
Февраль
1. Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», повторение «Снеговик».
2. Формировать у детей умение сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
4. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (аппликация -«букет цветов»).
Март
1. Заучивание пальчиковой игры «Сказки». Повторение знакомых игр.
2. Игры с прищепками «солнышко», «ежик», «морковка», «цветок», «тучка».
3. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
4. Аппликация «Закладка для книг».
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры
«Велосипед», повторение «Замок», «Апельсин», «Сказки».
2. Формировать у детей умение изображать пальчиками различные фигуры : «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша»
Май
1.3аучивание пальчиковой игры «Пальчики B лесу».
2. Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».
3. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,
треугольники, квадраты).
Заключение
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Перечень используемой литературы:
1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008г.
2. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва «Сова», 2006г.
3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва «Росмэн», 2008г.
4. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск «Сибирское издание», 2008г.
5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры Минск «Попурри», 2009г.
6. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва «Сова», 2007г.
7. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск «Сибирское университетское издание», 2008г.
8. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика",изд. АСТ, 2007г.
9. Картуша М. Ю. "Логоритмика для малышей" Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
10. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"
11. Т Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковая гимнастика»(Москва «Корона принт», 2018 год)