Наталья Зарубина
Проект «Вместе дружная семья: детский сад, родители и я»
Вид проекта: детско родительский
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность
Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные государственные стандарты, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать на ряду с традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. В нашем детском саду на протяжении всего периода работы, воспитатели, родители и дети участвуют в проектной деятельности, посвященной семье, основной целью которого, формирование у детей осознанного отношения к семье, семейным отношениям, уважение и почтение к женщине, девочке, содействие укреплению взаимопонимания между родителями и детьми. Подготовка и проведение данного мероприятия позволили увидеть родителей в другом формате (активные, эмоциональные, творческие, сопереживающие, креативные, заинтересованные, ответственные.)
Цель:
Воспитание любви и уважения в своему роду,семье. Вовлечение максимального числа родителей в воспитательно-образовательный процесс, обеспечение психоло-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей,развитие их творческого потенциала, содействия возрождению традиций семейного воспитания.
Задачи
Обучающие:
сформировать у детей понятие «семья»;
сформировать представления о родственных отношениях, о семейных традициях и праздниках;
познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи», учить разбираться в родственных связях.
Развивающие:
способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким;
показать ценность семьи для каждого человека.
Задачи (в работе с родителями):
изучение семей воспитанников через анкетирование, опросы, беседы и т. д., выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ;
повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения;
установление доверительных и партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Планируемые результаты:.
У детей усвоение детьми представлений о семье, семейных отношениях, традициях, истории своей семьи;
проявление уважительного отношения и любви к родным и близким;
усвоение детьми понятия «генеалогическое древо семьи», проявление интереса к своей родословной;
создание крепкого союза «воспитатель – ребёнок – семья».
У родителей
повышение уровня социально-психологической культуры;
возрождение традиций семейного воспитания;
применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
развитие партнерских отношений в семье;
увеличение числа участвующух родителей в проведении совместных мероприятий;
создание крепкого союза «воспитатель – ребёнок – семья».
У педагогов
повышение уровня социально-психологической культуры;
развитие партнерских отношений с семьями воспитанников;
создание крепкого союза «воспитатель – ребёнок – семья».
Первый этап
1 этап – подготовительный.
Проведения тестирования для выявления актуальных вопросов,волнующих родителей по воспитанию детей.
-Составление конспектов,занятий бесед по познавательному развитию.
Подбор наглядной информации для родителей.
Консультации для родителей.
-Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
Второй этап
Основной (практический)
Практическая деятельность – реализация перспективного плана
Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы)
Третий этап
Заключительный (обобщающий) - подведение итогов
-Показ открытого занятия «
- Изготовление альбома
Комплексно тематическое планирование.
Сентябрь
Беседа «У меня большая семья».
Заучивание стихотворения М. Дружинина «День рождения».
Чтение стихов про имена.
Мп/и «Назови полным именем»
Дидактическая игра «У кого сегодня день рождения»
Аппликация «Дружные ребята»
Октябрь
Речевая деятельность «Письмо бабушке и дедушке»
Драматизация сказки «Курочка Ряба».
Заучивание стихотворения Р. Рождественский «Моя бабушка».
Словесная игра «Назови по-другому».
Ноябрь
Ручной труд: открытка маме.
НОД «Сказка про маму».
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дидактическая игра «Кем быть ««Чьи детки «
Стенгазета «День матери
Декабрь С/р игра «Старшая сестра».
Заучивание пословиц и поговорок о семье, братьях и сестрах.
Выставка рисунков «Я и мой брат (сестра)»
П/и «Ласковое имя»
Сюжетно ролевые игры «Больница».
Нод «Пернатые друзья»
Январь
Составление творческих рассказов «Моя семья» «Как я помогаю дома»
Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Дидактическая игра «Кто ты для бабушки «
Создание альбомов «Наша группа»
Выставка совместных рисунков моя семья
Февраль
Рассматривание иллюстраций,книг о семье
Просмотр фильмов о семье
Игры –драматизации по сказкам «Красная шапочка «
Нод конструирование «Осенние картины»
Март
Составление рассказа «Как я помогаю дома»
Рисование на тему «Моя семья»
Исценировки «Три мамы»
Прослушивание песен о дружбе.
Чтение В. Мвяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Апрель
Беседа :Мама папа я дружная семья
Создание альбомов «Моя семья»
Строительные игры «Мебель для дома»
Пальчиковая игра «В гости мы зовем друзей»
Коллективная работа «Символ дружбы»
Май
Слушание и разучивание песен Для вас любимые»
Сюжетно ролевые игры «День рождение «
Нод «Где чей дом»
Заключение:
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений.
Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.
Список использованной литературы:
1. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. / О. Б. Казина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова: Учитель, 2009.
3. Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2007;
4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы. – М. :АРКТИ, 2004;
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 3-5 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Интернет-ресурсы.