Орехова Елена
Проект «Влияние двигательной активности на физическую подготовленность учащихся 8 класса»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. К сожалению, в последнее время характерной особенностью современного образа жизни является сокращение объёмов двигательной активности человека (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации постоянно растет, а физические нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше понимает, что такое физический труд. За пошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Образ жизни современных школьников очень близок к «постельному режиму», ведущему к острой гипокинезии. В настоящее время известно, что 70 % детей страдают этим заболеванием[1].
Темочки:
- Двигательная активность ребенка
- Проекты в школе. Сладший школьный возраст, 5 - 9 классы
- Проекты, проектная деятельность
- Спорт, физкультура. Проекты
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Проблема: снижение показателей физической подготовленности.
Цель: выявить причины снижения показателей физической подготовленности, как один из факторов двигательную активность школьников.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у детей с высоким уровнем двигательной активности показатели с физической подготовленности выше, чем у детей с низкой двигательной активностью, т. е. двигательная активность влияет на физическую подготовленность.
Объект исследования. Учащиеся 8 «г» класса.
Предмет исследования. Физическая подготовленность и двигательная активность школьников.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Определить уровень двигательной активности через анкетирование учащихся;
3. Определить физическую подготовленность учащихся;
4. Установить взаимосвязь между двигательной активностью и физической подготовленностью;
5. Разработать программу конкретных мероприятий, направленных на повышение двигательной активности.
Методы:
- Теоретический (изучение литературы, интернет ресурсов)
- Эмпирический (метод контрольных измерений, анкетирование)
- Статистический (математическая обработка данных)
1. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
1.1 Двигательная активность: понятие и методы измерения
Двигательная активность – сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, занятиях физическими упражнениями. Под термином двигательной активности понимается суммарная величина разнообразных движений (локомоций) за определенное время (час, сутки) и общая продолжительность двигательного компонента в режиме дня. [Сухарев М. М. 1998]. В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой. Дополняя друг друга, они обеспечивают определенный уровень двигательной активности.
Характеристика двигательной активности по А. Т Сухареву
Уровень двигательной активности Число локомоций
(в сутки, тысяч шагов) Суммарный объем (часов в неделю)
Низкая
Умеренная
Высокая
Максимальная Менее 10
10-20
21-30
31 и более До 2
2-5
6-15
20 и более
«Разнообразные формы использования двигательной активности в течении недели у учащихся-подростков должны составлять 10-12 часов или в среднем 1,4 – 1,7 часов день.» [2]
Двигательная активность может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера, родителя) и неорганизованной (самостоятельной, в неорганизованных формах чаще всего проявляется досуговая, игровая двигательная активность. Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах: гимнастики до учебных занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах, уроков физической культуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья.
При измерении двигательной активности можно использовать следующие методы:
- анкетирование (воспроизведение деятельности по памяти);
- непрямая калориметрия (определение количества потребляемого кислорода)
- измерение продолжительности двигательной активности в суточном «бюджете» времени, выраженная в единицах времени (минутах, часах) или в процентах по отношению к продолжительности суток (24 ч,
- Метод шагометрии (заключается в подсчете локомоций с помощью специальных приборов) и другие.
Таким образом, двигательную активность как сумму разнообразных движений можно измерить на протяжении суток и оценить по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, по количеству локомоций (шагов, по величине энергозатрат и изменениям ЧСС.
1.2 Физическая подготовленность: понятие и тесты определения физической подготовленности.
Физическая подготовленность - совокупность таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающегося. [В. В. Сермеев, В. М. Зациорский, З. И. Кузнецова]
О физической форме человека свидетельствует состояние ее основных составляющих:
— сердечно-дыхательной выносливости — способности выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности; показатель того, насколько эффективно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активности;
— мышечной силы и выносливости, необходимых для поднятия, перемещения и толкания предметов и выполнения других действий, в том числе в течение некоторого времени и повторно;
— скоростных качеств, необходимых для передвижения с максимальной скоростью, прыжков, перемещений в единоборствах и спортивных играх;
— гибкости, характеризующей пределы движения отдельных звеньев организма.
Существует множество тестов для определения физической подготовленности. Обычно используются обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
1) Скоростных (бег на 30 или 100 м);
2) Координационных (бег 3х10 м, прыжки через скакалку);
3) Скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.);
4) Силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);
5) Выносливости (бег на 1000 м, 2000 м, 3000 м);
6) Гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе) [3]
1.3 Взаимосвязь двигательной активности и физической подготовленности.
Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, неподвижность ведёт к тучности, к снижению работоспособности и заболеваниям. Малоподвижный образ жизни отражается на функционировании многих систем организма школьника.
При недостаточной двигательной активности появляется негативные изменения в органах дыхания, снижается амплитуда дыхательных движений, особенно снижается способность к глубокому вдоху, жизненная емкость легких также снижается – все это приводит к кислородному голоданию. Отсутствие мышечной нагрузки отрицательно сказывается и на сердечных мышцах. [4]
Также недостаток двигательной активности ведет к атрофии мышц и ожирению. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хороших результатов, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции, повышает работоспособность.
Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными.
В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников занимающихся физическими упражнениями становая сила в течение года увеличилась на 8,7 кг; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой на 13 кг; а у занимавшихся кроме уроков физического воспитания, еще и спортом на 23 кг.
Кроме перечисленного, происходит улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в 1,5 – 2 раза, выносливость – в несколько раз, сила в 1,5 – 3 раза, минутный объем крови во время работы в 2-3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту во время работы – в 1,5 – 2 раза и т. д.
Таким образом в результате недостаточной физической нагрузки происходят атрофические изменения в скелетных мышцах, изменения в мышцах и тканях сердечно- сосудистой системы, изменение состава крови, костной ткани. Это ведет к функциональным изменениям всех органов и систем, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость и силовые показатели.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Определение уровня двигательной активности
Исследование на определение уровня двигательной активности проводилось в виде анкетирования по разработанной нами анкете в форме таблицы. (Приложение А). Целью исследования было выявление форм двигательной активности, используемых детьми, а также определение недельного объема. В анкетировании приняли участие 23 человека 8 «Г» класса. Нами были предложены следующие формы двигательной активности: гимнастика до занятий; физкультурные минутки на уроках, подвижные перемены, уроки физкультуры, двигательная активность во второй половине дня. В анкете учащиеся указывали время (в часах) потраченное на двигательную активность ежедневно. Для определения недельного объема двигательной активности, данные суточной двигательной активности суммировались.
Результаты показали:
- утреннюю гигиеническую гимнастику выполняет – 3 человека (13%);
- физкультминутки и двигательные перемены в классе не проводятся;
- уроки физической культуры посещают все учащиеся в классе;
- спортивные секции посещают - 10 человек(43,5%);
- самостоятельно занимаются (посещение тренажерного зала, катка, лыжные прогулки) – 12 человек(52,2%).
Диаграмма двигательной активности учащихся
В выходные дни суточная двигательная активность снизилась в 2 раза.
В исследованных нами литературных источниках приведены разные данные о нормах двигательной активности. Она колеблется от 1,5 до 3,5 часов в сутки и от 8 до 14 часов в неделю. За оптимальный объем двигательной активности, мы взяли 12 часов в неделю [2]. Исходя из этого, у нас получилось 2 группы детей, с достаточным (оптимальным) и недостаточным (низким) уровнем двигательной активности. Оптимальный уровень двигательной активности показали 8(34,8%) учащихся, а низкий - 15(65,2%) человек.
2.2. Оценка физической подготовленности
Чтобы определить уровень физической подготовленности учащихся, мы использовали в своей работе методику профессора Ю. Н Вавилова по оценки физической кондиции – «Проверь себя» (Приложение Б). Термин "физическая кондиция" несколько уже понятия "физическая подготовленность" и отражает состояние физических качеств человека [Вавилов Ю. Н. 1997]. Эта методика включает выполнение физических упражнений, которые позволяют определить общий уровень физической кондиции (ОУФК).
Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
Тест 2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат
Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине
Тест 4. Удержание тела в висе на перекладине
Тест 5. Наклон вперед из положения сидя
Тест 6. Бег на 1000 м с высокого старта
Для начала мы создали таблицу, в которую вносили данные тестирования (Приложение В.)
Результаты 5-ти тестов мы взяли из мониторинга физической подготовленности, который преподаватель проводит 2 раза в год (осень, весна). Тест на удержание тела в висе, мы провели самостоятельно. Тестируемые принимали положение виса, подбородок находился над перекладиной. Нами фиксировалось время, до того как руки, под влиянием утомления начнут разгибаться, и глаза окажутся на уровне перекладины. Полученные данные внесли в таблицу, после этого, используя расчетные формулы, вычислили показатели для каждого теста. На основании полученных результатов проводится оценка и обработка результатов по таблице возрастных и оценочных нормативов. Для определения ОУФК и оценки физической подготовленности вычислили сумму всех показателей и поделили на количество тестов. По таблице Оценки индивидуального уровня физической кондиции нашли соответствующее значение ОУФК.
В результате у нас получилось, что в классе оценку «супер» имеют – 6 человек (26,1%, «отлично» - 3(13%, «хорошо» – 4(17,4%, «удовлетворительно» - 4 (17,4%, «неудовлетворительно» - 0 человек (0%, «опасная зона» – 6 человек (26,1%). Результаты представлены в диаграмме.
Оценка уровня физической подготовленности учащихся
2.3. Анализ полученных результатов
Анализ результатов исследования уровня двигательной активности и физической подготовленности показал, что в группе детей с достаточной двигательной активностью оценку «супер» показали 3 человека (37,5%, «отлично» - 3 (37,5%, «хорошо» - 2 (25%, «удовлетворительно» - 0 (0%, «неудовлетворительно» – 0(0%, «опасная зона» - 0 (0%). Во второй группе, с недостаточной двигательной активностью: оценка «супер» –3 человека (20%, «отлично» - 0 (0%, «хорошо» – 2 (13,5%, «удовлетворительно» - 4 (26,5%, «неудовлетворительно» - 0 человек (0%, «опасная зона» – 6 человек (40%).
Учащиеся с оптимальным уровнем двигательной активности имеют более высокие показатели физической подготовленности, чем дети, у которых уровень двигательной активности ниже.
Также исследования показали, что у большинства детей в классе, а это 15 человек, двигательная активность ниже оптимального уровня, что повлияло на их физическую подготовленность и результаты тестов. Следовательно, физическая подготовленность зависит от уровня двигательной активности.
2.4. Пути повышения уровня двигательной активности
Для того, чтобы улучшить физическую подготовленность, нужно повысить уровень двигательной активности. Поэтому мы разработали программу мероприятий, в которую включили все формы двигательной активности. Программа была представлена в классе и принята для осуществления. Это программа разработана на 1 учебный год и включает в себя: проведение в классе гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, подвижных перемен. А также организация походов на каток, лыжных прогулок, соревнований.
План мероприятий, направленных на увеличение двигательной активности.
Месяц Программа мероприятий
сентябрь Участие в легкоатлетическом пробеге «Испытай себя»
октябрь Тестирование, разработка физкультурных минуток, разработка гимнастики до занятий
ноябрь Проведение игры «Перестрелка», посещение ледового дворца «Кристалл».
декабрь Лыжные прогулки.
январь Лыжные прогулки, конкурс физкультминуток
февраль Соревнования «А ну-ка мальчики!»
март Соревнования «А ну-ка девочки!»
апрель Тестирование.
май Проведение «Дня здоровья»
Заключение.
В ходе анализа изученной литературы и результатов проведенных исследований мы пришли к следующим выводам.
Двигательная активность влияет на состояние всех органов и систем организма, а также на физическую подготовленность учащихся.
Анализ уровня двигательной активности показал, что оптимальный уровень двигательной активности в классе имеют 8 человек, а не достаточный - 15 человек.
При определении физической подготовленности по методу Вавилова выяснили, что в классе оценку ОУФК «супер» имеют 6 человек; «отлично» - 3 человека; «хорошо»- 4 человека ; «удовлетворительно»- 4 человека ; «неудовлетворительно»- 0 ; «опасная зона»- 6 человек.
Установили, что связь между двигательной активностью и физической подготовленностью существует. Высокая двигательная активность влияет на физическую подготовленность.
На основании исследований нами разработана программа мероприятий по повышению уровня двигательной активности. Свою работу мы не заканчиваем и планируем проверку физической подготовленности после выполнения программы. В подтверждение нашего исследования мы бы хотели в будущем использовать и другие методы исследования физической подготовленности и двигательной активности, в частности метод шагометрии.
Список литературы.
1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М. : ВАКО,2007
2. Виленский М. Я. Физическая культура: Учебник для учащихся 5-7 кл.
М. Просвещение, 2002.
3. Ланда Б. Х. «Мониторинг физического развития и физической подготовленности» Педагогический университет «Первое сентября»,2008
4. Назаренко Л. Д. «Оздоровительные основы физических упражнений»
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2002
5. Интернет ресурсы.
Приложение А
Анализ двигательной активности (ДА)
ФИО___
Дни недели Гимнастика до занятий Физкульт минутки на уроках (мин Подвижные перемены Урок физ-ры ДА во вторую половину дня Общее кол-во часов % ДА
Секции, кружки Самосто ятельные занятия
Пн
ВТ
СР
Чт
Пт
Суб
Вск
Приложение Б
Методика Вавилова Ю. Н. «Проверь себя»
Как выполнять тесты
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания).
Исходное положение: упор лежа, голова-туловище-ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии - голова-туловище-ноги. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.
2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат.
Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине.
Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений в одной попытке за 30 секунд.
4. Удержание тела в висе на перекладине.
Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.
5. Наклон вперед из положения сидя.
На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется 3 наклона вперед, на 4-м регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течение 5 секунд, при этом не допускается сгибания ног в коленях.
6. Бег на 1000 м. Выполняется с высокого старта.
На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную).
Таблица возрастных оценочных нормативов
Для мужчин
Тест Возраст
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Отжимание в упоре лежа, раз 13 15 17 19 21 23 25 28 32 37 40 42 43 44 44 44 43 42
Прыжки в длину с места, см 112 127 140 152 163 174 185 196 206 216 225 233 238 241 242 241 238 233
Поднимание туловища, раз 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 25 25 25 24 23
Вис на перекладине, с. 9 11 14 18 22 26 30 35 40 46 51 55 58 60 61 61 60 58
Наклоны туловища вперед, см 4 5 6 7 8 9 9 10 10 11 11 11 10 10 9 9 8 8
Бег 1000 м, с 332 315 298 281 268 256 243 233 224 216 209 203 198 194 191 192 194 198
Для женщин
Тест Возраст
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Отжимание в упоре лежа, раз 8 9 10 11 12 13 14 14 15 15 16 16 16 15 15 15 14 14
Прыжки в длину с места, см 104 120 132 142 152 160 167 173 177 180 180 178 176 172 167 161 155 149
Поднимание туловища, раз 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 21 21 20 19 18 17 16 14
Вис на перекладине, с. 6 9 12 15 19 23 27 31 35 39 41 42 41 39 35 30 25 22
Наклоны туловища вперед, см 6 7 8 9 10 11 12 12 13 13 13 13 13 12 12 11 10 9
Бег 1000 м, с 374 357 340 325 311 298 288 279 271 265 262 262 265 269 274 280 287 294
Оценка индивидуального уровня физической кондиции
Формулы для вычисления физической кондиции:
Отжимание в упоре лежа О = (Р - НВП): НВП
Прыжки в длину с места П = (Р - НВП): НВП
Поднимание туловища С = (Р - НВП): НВП
Вис на перекладине В = (Р - НВП): НВП
Наклоны туловища вперед Н = (Р - НВП): НВП
Внимание! Формула отличается от предыдущих!
Бег 1000 м Б = (НВП-Р): НВП
Общий уровень физической кондиции
ОУФК = (О + П + С + В + Н + Б): 6, где Р - результат в соответствующих тестах.
НВП - норматив из таблицы,
соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Возраст в таблице:
7 лет - возраст от 6,5 до 7,5
8 лет - возраст от 7,5 до 8,5 лет
9 лет - возраст от 8,5 до 9,5 лет
и т. д.
Оценка уровня физической кондиции (ОУФК)
Значение ОУФК Оценка
от 0,61 и выше Супер
от 0,21 до 0,60 Отлично
от 0,20 до -0,20 Хорошо
от -0,21 до -0,60 Удовлетворительно
от -0,61 до -1,00 Неудовлетворительно
от -1,01 и ниже Опасная зона
Приложение В
Оценка ОУФК по методике Вавилова Ю. Н.
№ Ф. И. О. Возраст Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) Прыжок в длину с места на гимнастический мат Поднимание туловища из положения лежа на спине Удержание тела в висе на перекладине Наклон вперед из положения сидя Бег на 1000 м с высокого старта Значение ОУФК Оценка ОУФК
Р НВП О Р НВП П Р НВП С Р НВП В Р НВП Н Р НВП Б
1 15 35 32 0,09 232 206 0,13 32 21 0,52 45 40 0,13 6 10 -0,40 240 224 -0,07 0,37 отлично
2 15 25 32 -0,22 228 206 0,11 28 21 0,33 17 40 -0,58 2 10 -0,80 315 224 -0,41 -0,26 удвл.
3 15 30 32 -0,06 230 206 0,12 31 21 0,48 27 40 -0,33 18 10 0,80 259 224 -0,16 0,80 супер
4 15 19 32 -0,41 132 206 -0,36 28 21 0,33 40 40 0,00 17 10 0,70 250 224 -0,12 0,14 хорошо
5 14 25 28 -0,11 194 196 -0,01 27 20 0,35 33 35 -0,06 10 10 0,00 268 233 -0,15 0,21 хорошо
6 15 10 32 -0,69 185 206 -0,10 28 21 0,33 17 40 -0,58 11 10 0,10 320 224 -0,43 -1,30 опасн. зона
7 14 35 28 0,25 213 196 0,09 32 20 0,60 45 35 0,29 4 10 -0,60 248 233 -0,06 0,57 отлично
8 15 36 32 0,13 215 206 0,04 37 21 0,76 86 40 1,15 3 10 -0,70 238 224 -0,06 1,32 супер
9 15 45 32 0,41 230 206 0,12 35 21 0,67 75 40 0,88 19 10 0,90 245 224 -0,09 2,80 супер
10 15 20 32 -0,38 245 206 0,19 28 21 0,33 36 40 -0,10 6 10 -0,40 263 224 -0,17 -0,50 удвл.
11 15 5 32 -0,84 210 206 0,02 25 21 0,19 8 40 -0,80 0 10 -1,00 321 224 -0,43 -2,80 опасн. зона
12 15 40 32 0,25 205 206 0,00 32 21 0,52 51 40 0,28 2 10 -0,80 239 224 -0,07 0,10 хорошо
13 15 30 32 -0,06 200 206 -0,03 31 21 0,48 50 40 0,25 4 10 -0,60 310 224 -0,38 -0,59 удавл.
14 14 10 28 -0,60 185 196 -0,06 27 20 0,35 11 35 -0,69 0 10 -1,00 262 233 -0,12 -2,10 опасн. зона
15 14 9 14 -0,36 168 173 -0,03 24 19 0,26 15 31 -0,52 16 12 0,33 370 279 -0,33 -0,63 удавл.
16 15 24 15 0,60 185 177 0,05 27 20 0,35 27 35 -0,23 15 13 0,15 274 265 -0,03 0,89 супер
17 14 1 14 -0,93 168 173 -0,03 20 19 0,05 1 31 -0,97 15 12 0,25 291 279 -0,04 -1,60 опсн. зона
18 14 40 14 1,86 178 173 0,03 33 19 0,74 15 31 -0,52 9 12 -0,25 281 279 -0,01 1,80 супер
19 15 27 15 0,80 181 177 0,02 30 20 0,50 17 35 -0,51 5 13 -0,62 279 265 -0,05 0,14 хорошо
20 15 9 15 -0,40 165 177 -0,07 17 20 -0,15 5 35 -0,86 13 13 0,00 324 279 -0,16 -1,50 опсн. зона
21 15 47 15 2,13 180 177 0,02 28 20 0,40 41 35 0,17 7 13 -0,46 264 279 0,05 2,30 супер
22 15 0 15 -1,00 141 177 -0,20 12 20 -0,40 0 35 -1,00 17 13 0,31 375 279 -0,34 -2,63 опасн. зона
23 15 15 15 0,00 197 177 0,113 27 20 0,35 21 35 -0,40 18 13 0,38 284 279 -0,02 0,40 отлично