Татьяна Дианова
Проект «Весёлые ладошки»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»
Разработала: Дианова Т. Н.
Крапивинский муниципальный округ 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика проекта …3
Актуальность …. 4
Цель …. 6
Задачи …. 6
Ожидаемые результаты …. 6
Организация работы по проекту … 7
Перспективный план работы …. 8
Выводы ….11
Список литературы …12
Характеристика проекта
Продолжительность проекта : среднесрочный (с 01.03 – 02. 04. 2021г).
Публикация «Проект „Весёлые ладошки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Вид проекта : познавательно - творческий.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: дети 1 младшей группы.
Руководитель: воспитатель Дианова Татьяна Николаевна.
Актуальность
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Известный физиолог И. П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Проект «Весёлые ладошки», направленный на развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы актуален, так как малыши с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Из-за большой занятости на работе родители меньше говорят с детьми дошкольного возраста. Дети больше смотрят телевизор, они в меньшей степени делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Тонкая моторика—основа развития, своего рода локомотив всех психических процессов, включая память, внимание, восприятие, мышление и, конечно же, речь. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
Работа по проекту «Весёлые ладошки» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Поэтому она является основной формой, используемой в проекте.
Проект имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей первой младшей группы в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Содействовать нормализации речевой функции;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, пластилином;
• Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
• Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Планируемые результаты:
• Сформировать навыки повторения и воспроизведения кистевых и пальчиковых движений вслед за взрослым;
• Манипулировать мелкими предметами;
• Владеть приёмами самомассажа рук;
• Застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
• Владеть приемами работы с пластилином, бумагой, песком;
• Развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки.
• родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома.
Этапы реализации проекта
Изучение научно-методической литературы по данной теме;
Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей
Совместная деятельность с родителями.
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Презентация проекта.
Перспективный план работы
Взаимодействие с детьми
Сроки Направление деятельности Тема
1 неделя
Художественно-эстетическое, познавательное развитие Игра «Цветик-семицветик»
Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстегивать и застегивать пуговицы.
Речевое развитие,
Познавательное развитие. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Учить детей определять на ощупь предметы,
Развивать речь детей;
Развивать тактильные ощущения.
Социально-коммуникативное развитие Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Учить детей касаться поочередно пальчиками одной руки с другой, начиная с большого пальчика;
Развивать память, речь.
Познавательное развитие:
Дидактическая игра «Цветные вкладыши»
Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.
2неделя
Познавательное развитие, Дидактическая игра «Мозаика»Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Речевое развитие,
Познавательное развитие. «Посмотри, кто спрятался в комочке» -(разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц)- Формировать навыки правильного звукопризношения;
- развивать координацию и гибкость движений мелкой моторики. Игра
Физическое развитие, речевое развитие
Пальчиковые игры.
-развивать координацию и гибкость движений мелкой моторики,
-формировать умения выполнять действия
по образцу и словесной инструкции, управлять движениями пальцев, рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности, способствовать развитию речи детей. Воспитывать у детей интерес к видам деятельности, требующей движений пальцев и кистей рук.
Художественно-эстетическое развитие. «Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по манке)
3 неделя Познавательное развитие Дидактическая игра «Сухой бассейн»
Развивать мелкую моторику рук.
Развитие хватания;
Развитие согласованных движений обеих рук;
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Физическое развитие, Игра с прищепками «Солнышко», «Тучка»,
Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое,
Дид. игра «Кто в теремочке живёт?»
- Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью;
- воспитывать коммуникативные качества;
- формировать необходимый запас эмоций.
Познавательное развитие, Художественно-эстетическое Игра «Пластилиновые узоры»
Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.
4неделя Познавательное развитие.
Физическое развитие Выкладывание из палочек геометрических фигур.
Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание.
Игра «Мастер-ломастер»
Развивать силу рук, а также соотносящие действия рук.
Художественно-эстетическое развитие "Червячки для грачей" лепка из теста
Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.
Познавательное развитие, речевое развитие. "Покатай, покатай"
катание гладкого и ребристого карандаша
между ладонями.
Развитие силы рук;
Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Физическое развитие - Игры с водой «Достань, что скажу»
Речевое развитие, физическое развитие. Игры с пальчиковыми куклами.
закреплять умение владеть пальчиковыми куклами,
-учить выразительно передавать интонацию голосов героев сказок.
5 неделя Социально-коммуникативное развитие Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.
Познавательное развитие. Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Физическое развитие. Д/и «Прищепки».
Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.
Речевое развитие, физическое развитие. Д/и «Массажный мячик»
Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
Речевое развитие, физическое развитие. Игра «Веселые упражнения с карандашом» Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.
Работа с родителями.
Консультация для родителей "О влиянии развития мелкой моторики рук
на становление речи ребёнка".
Буклеты для родителей «Играем нашими пальчиками дома» (комплекс пальчиковой гимнастики).
Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».
Что получилось в результате:
В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, потешек, песенок.
Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь;
улучшалась ориентировка в пространстве;
воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.
Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни.
Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности.
Перспектива:
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.
Накопить материал по данной теме.
Литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г
4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
5. Янушенко. Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.
6. Галкина Г. Г, Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.
7. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб. ; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» (Серия «Кабинет логопеда»).2013- 96с.
8. Интернет ресурсы.