Надежда Андреянова
Проект для комплексно-тематического плана «Весна идёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для комплексно – тематического плана «Весна идёт»
для детей 5-7 лет
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, специалисты ДОУ.
Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.
Структура проекта: проект разбивается на две темы «Изменения в природе» и «Человек весной».
Публикация «Проект для комплексно-тематического плана „Весна идёт“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Планирование на весенний период
- Весна. Проекты
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Периоды Промежуточные темы проекта «Весна идёт» Тематика раскрытия темы
12-21 марта Изменения в природе Чередование времен года, месяцев, их характеристики. Характеристики живой и неживой природы в весенний период. Растительный мир весной. Животный мир весной и т. п.
22-31 марта Человек весной Человек – часть природы. Причинно – следственные связи: сезон – погодные явления – поведение человека, его одежда, обувь, труд людей и др.
Итоговый продукт проекта: «Чудо – дерево весны» - дерево как арт-объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини-эссе о весне, рисунки о весенних цветах, поделки и т. д.).
Итоговое мероприятие: презентация «Чудо-дерево весны».Формулирование проблемы проектаПроект можно начать с обычной беседы о приближении весны и ненавязчиво сформулировать проблему, связанную непосредственно с конечным продуктом проекта «Чудо-деревом весны».
Воспитатель: А что можно придумать такое, чтобы весна поскорее наступила? Чтобы распустились листья на деревьях, выросли цветы, стало тепло и радостно.
Я предлагаю создать «Чудо-дерево весны», не простое дерево, а необычное и интересное. А вот как его создать, нужно хорошо подумать. Давайте поразмышляем, что мы можем увидеть на дереве весной?
Ответы детей: птицы, вернувшиеся из теплых стран, скворечник, птичьи гнезда, набухшие почки, маленькие зеленые листочки и т. д.
А что необычного и интересного может появиться на чудо-дереве весны? (рисунки о весне, наши поделки, наши маленькие рассказы, фотографии о весенних событиях и т. д.)
Все предложения воспитателя и детей можно зарисовать в виде предполагаемой модели «Чудо-дерева» и, таким же образом, данный рисунок будет своеобразным планом всей деятельности процесса.
Виды деятельности в проекте «Весна идёт»
Тема: «Изменения в природе»
•
Образовательная область «Познание»
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность):
- конструирование из бумаги «Скворцы прилетели»;
- изготовление из природного материала поделок «Птичьи гнёзда».
ФЭМП:
- составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.);
- составление математического букета «Подснежники» (на стеблях написаны выражения, на цветах – цифры);
- дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.
Формирование целостной картины мира:
- наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.).
- беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:
Каким бывает снег весной?
Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?
Как вы думаете, куда потом девается вода?
Как изменилась жизнь животных?
Какие птицы возвращаются к нам весной?
Что они будут делать? и т. д.
- просмотр видео и фото-сюжетов о весне;
- дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года);
- совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.
- оформление фото-коллажа «Все рады весне» и т. п.
•
Образовательная область «Коммуникация»
- фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы:
«Солнце просыпается и …», «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.
- речевые игры:
«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п. ,
«Где спрятался звук?» (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с);
«Чей хвост?» (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)
«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.)
- речевые логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек?»;
- интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Весна идет». Примерные вопросы:
Почему весной все хорошо растет?
С чем можно сравнить весну?
Какими словами можно сказать о весне?
• Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- заучивание стихов: А. Плещеев «Уж тает снег», А. Шевченко «Весна – мастерица», С. Городецкий «Весенняя песенка» и т. п.
- чтение и обсуждение: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», Н. Сладков «Весенние радости: Апрель», В. Сухомлинский «Весенний ветер», песенки, заклички, небылицы, загадки о весне, приметы весны.
•
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование:
- Рассматривание картин: В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.
- предметное рисование: «Подснежники» (гуашь, подмалевок);
- сюжетное рисование «Мы увидели грачей»
Лепка:
- коллективная композиция «Грачи прилетели» с использованием пластического способа лепки и дополнительных материалов (зернышки, бусинки, ветки деревьев и т. п.)
Аппликация:
- создание предметной композиции «Первые листочки»
•
Образовательная область «Труд»
Организация в центре природы проращивания семян гороха, бобов, огурцов, помидоров, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт.
•
Образовательная область «Социализация»
Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Времена года», «Угадай дерево по листу», «Угадай по описанию», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»;
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал» и др.
Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.
•
Образовательная область «Физическая культура»
- эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,
- подвижные игры: с мячом «Когда это бывает?», с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и т. п. ;
- ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.
•
Образовательные области «Здоровье и безопасность»
- беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей?».
Тема: «Человек весной»
• Образовательная область «Познание»
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность):
Составление предметов демисезонной одежды и обуви из геометрических фигур и разрезных деталей;
Упражнение «Посчитай»: воспитатель показывает картинки, а дети считают:
- одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок
- одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток
- один шарф, два шарфа и т. п.
Дидактические игры:
- «Разложи по возрастанию или убыванию» (от широкого шарфа до самого узкого, от короткого пальто до самого длинного и т. д.)
- «Разложи по группам и сосчитай» (составление множеств по признаку. Например: весенние коллекции обуви, одежды, головных уборов).
Формирование целостной картины мира:
Моделирование куртки из деталей (капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля);
Игры на классификацию: одежда, обувь, головные уборы; детские и взрослые; зимние, летние и демисезонные; ситцевые, шелковые, шерстяные, кожаные, фетровые, меховые и т. д. ;
Изготовление плаката «Человек - часть природы»;
Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе): объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;
Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:
- Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хочет спать, хочется тепла и т. д.)
Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение
- Зима -