Кутьина Наталия
Проект «Веселые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: воспитатели Балицкая О. В., Кутьина Н. Б.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых была подтверждена связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев рук (пальчиковая гимнастика) и развитие мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Публикация «Проект „Веселые ручки“» размещена в разделах
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой рук?
1. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребенка.
3. Ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
4. Овладев многими упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
5. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребенка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от - пальцев. Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции и речь.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребенка, а также проблема вызвана на недостаточном просвещении родителей в данном вопросе.
Цель: научить детей и родителей проводить пальчиковые игры и игры для мелкой моторики рук в домашних условиях.
Задачи:
- показать способы и приемы проведения пальчиковых игр и игр для мелкой моторики детям и их родителям;
- расширять речь детей, расширять словарный запас;
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года, родители и педагоги.
Вид проекта:
по количеству участников:
коллективный (дети, воспитатели, родители и другие члены семьи)
по времени реализации:
долгосрочный (в течение учебного года)
по видам деятельности:
творческий, практико-ориентированный
Средства достижения поставленных задач:
-применение и использование пальчиковой гимнастики во время занятий, на прогулке;
- разучивание стихов, потешек;
- использование игр для развитие мелкой моторики рук во время досуга, на занятиях, в свободной деятельности;
-использование атрибутов к пальчиковой гимнастике и игры на развитие мелкой моторики рук;
- информация для родителей.
Условия реализации проекта:
- приобрести игры для развития мелкой моторики рук, создать на группе картотеку игр для пальчиковой гимнастики, пальчиковые театры, необходимую методическую литературу (можно своими руками, необходимую методическую литературу;
Предполагаемый результат:
- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас, речь стала более эмоциональной и выразительной;
- дети использую пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей развита мимика, моторика рук и пальцев, внимание, память, воображение, речь.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
- Определение воспитателем темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;
- подготовка наглядного материала, игр для развития мелкой моторики рук;
- подготовка консультаций информаций для родителей;
- изучение методической литературы: Новицкая О. Н. "Веселые пальчиковые игры", Шанина С. "Играем пальчиками, развиваем речь", Хворостовцев А. "Умные ручки".
2. Основной этап:
- составление перспективного плана проведения пальчиковых игр с детьми;
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковых игр;
- включение пальчиковых игр и игр для мелкой моторики рук в образовательную и свободную деятельность;
- работа с родителями:
1) консультации "Речь и пальчики", "Пальчиковые шаги", "Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры".
2) беседа с родителями: "Дети и мелкая моторика рук".
3) мастер-класс для родителей "Волшебные пальчики".
4) дни общения (ответы воспитателя на интересующиеся вопросы).
5) Информация для родителей "Чтобы четко говорить - надо с пальчиками дружить".
3. Заключительный этап:
- проект должен положительно воспринят ребенком и повлиять на различные виды деятельности;
- должна быть отмечена положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики и играми на развитие мелкой моторики рук.
- рост речевой активности детей, внимание более сосредоточенное, улучшение памяти;
- оформление фотовыставок "Говорящие пальчики", "Пальчиковые сказки" и др.
-выставка детских работ "Ваза из фасоли" и др.
План выполнения проекта
1. Изучение тематики, формулировка проблемы.
2. Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей.
3. Создание картотеки "Пальчиковая гимнастика", игр на развитие мелкой моторики рук.
4. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.
5. Консультации для родителей на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».
6. Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики».
7. Наглядная информация для родителей на темы «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить», «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
9. Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги» (с родителями).
10. Создание на группе теневого театра.