Ольга Фефелова
Проект для развития мелкой моторики рук у детей среднего возраста в процессе пальчиковых игр «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
___
Тема по самообразованию:
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Проект : Веселые пальчики
«Развитие мелкой моторики рук у детей среднего возраста в процессе пальчиковых игр»
Автор:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Фефелова О. Ф.
с. Алтайское
2020г.
Содержание:
Публикация «Проект для развития мелкой моторики рук у детей среднего возраста в процессе пальчиковых игр „Веселые пальчики“» размещена в разделах
1. Паспорт проекта 3 стр.
2. Актуальность 3 стр.
3. Цель, задачи 4 стр.
4. Этапы реализации проекта 4 стр.
5. Планируемые результаты 5 стр.
6. Методы, формы 5 стр.
7. Планирование работы с детьми в рамках проекта 6 стр.
8. Планирование работы с родителями в рамках проекта 7 стр.
9. Работа с педагогами 7 стр.
10. Материально-техническое обеспечение 7 стр.
11. Литература 8 стр.
1. Паспорт проекта :
Название проекта «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего возраста в процессе пальчиковых игр»
Новизна проекта : создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
Вид проекта : групповой, игровой, долгосрочный
Срок реализации проекта : сентябрь 2020г. - май 2021г.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
2. Актуальность:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики рук у детей среднего возраста обусловлена возрастными психическими физическими особенностями детей : в среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается структура и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие : «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей». Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.
Всестороннее представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположенности в пространстве. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать задолго до поступления ребенка в школу, а именно с дошкольного возраста.
Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
3. Цель: создание условий для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
Образовательные:
- Подготовить методический материал, составить план работы.
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
-Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности.
Развивающие :
- Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
- Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.
- Развивать творческое воображение
- Совершенствовать движения рук.
-Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные: -Воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр.
- Консультировать педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.
4. Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020г.)
1. Составление перспективного плана работы с детьми.
2. Подбор и изучение методической литературы
3. Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики рук для родителей и педагогов.
4. Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
II этап - основной (работа с детьми)
Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. (Приложение1)
III этап - заключительный (май 2021г.)
Систематизация материалов, подведение итогов.
Итоговое мероприятие (круглый стол-дети, воспитатель, родители. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями).
5. Планируемые результаты
Дети:
- расширение словарного запаса детей;
-улучшение дикции звукопроизношения;
-повышения уровня развития мелкой моторики рук;
-развитие памяти;
-развитие интереса к пальчиковым играм;
Родители:
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей дома;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Педагоги:
- повышение качества работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
6. Методы, формы:
Методы:
Игровой метод.
Практический – показ способов действия с предметами.
Формы организации деятельности:
групповая;
подгрупповая
индивидуальная.
Форма работа с родителями:
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация;
- фотовыставки.
Формы работы с педагогами:
- выступление консультации;
- мастер-класс;
- совместная деятельность;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- работа с учебными и наглядными пособиями.
7. Планирование работы с детьми в рамках проекта
Сентябрь. Настольная игра «Мозаика».
Пальчиковые игры : «Семья», «Пылесос».
Массаж и самомассаж: «Художник» (С помощью акварельной кисточки или пальчиком).
Конструирование: «Домик», «Заборчик» (из мелкого конструктора).
Октябрь. Настольная игра «Собери картинку»
Пальчиковые игры : «Тесто», «Дом».
Массаж и самомассаж: игры с бумажными шариками.
Ноябрь.
Пальчиковые игры : «Переложи игрушки», «Засолка капусты».
Изображение пальцами различных фигур : «Бинокль», «Стол», «Стул».
Массаж и самомассаж: «Перчатки», игры с карандашами.
Декабрь.
Пальчиковые игры : «Спрячь в ладошку», «Апельсин».
Конструирование: «Лесенка», «Квадрат» (из палочек)».
Массаж и самомассаж: игры с резиновыми игрушками.
Январь.
Пальчиковые игры : «Дружные ребята», «Гости».
Рисование: с помощью трафаретов (рыбы, ягоды.)
Массаж и самомассаж: «Шаловливый котенок» (сматывание ниток в клубок).
Февраль.
Пальчиковые игры : «Пальцы в гости приходили», «Замок».
Аппликация: изготовление подарков к дню защитника Отечества.
Массаж и самомассаж: игры с шишками.
Март
Пальчиковые игры : Повторение знакомых пальчиковых игр.
Аппликация: Изготовление подарков к 8 марта.
Массаж и самомассаж: выкладывание фигурок из счетных палочек (предметы мебели).
Апрель.
Пальчиковые игры : «Пирожки (с пластилином)», «Ноги ходят по дороге».
Массаж и самомассаж: игры с конструктором, массаж колючими резиновыми мячиками.
Май.
Пальчиковые игры : «Прогулка», «Комарики», «Пчелка».
Изображение пальцами различных фигур : «Очки», «Флажок».
Массаж и самомассаж: игры с грецкими орехами, игры на клавиатуре компьютера.
8. Планирование работы с родителями в рамках проекта
Октябрь.
Выставка атрибутов по развитию мелкой моторики рук.
Ноябрь.
Консультация: «Развитие мелкой моторики рук с использованием круп, пуговиц, штриховки, тетрадей в клетку».
Декабрь.
Консультация: «Шевелим пальчиками».
Январь.
Консультация: «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук».
Февраль.
«В игры играем, память развиваем».
Март.
Консультация: «Развиваем руки. Что посеешь, то пожнешь».
Апрель.
Выставка фото «Развитие мелкой моторики рук с использованием пластилинографии».
Май.
Папка-передвижка «Игры для развития мелкой моторики рук с использованиемне стандартного оборудования».
9. Работа с педагогами:
Консультация «Развитие мелкой моторики и координация движения рук у детей младшего дошкольного возраста»
10. Материально-технические ресурсы:
1. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ и группы :
- наглядный материал (иллюстрации, предметы, буклеты, папки-передвижки и др.).
Оснащение группы:
- методическое обеспечение для реализации проекта, включающего в себя специально разработанные пальчиковые игры;
- уголок для родителей – памятки, рекомендации, консультации.
2. Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические
комплекты, дополнительная и справочная литература, программно-методические
материалы, дидактические игры, дидактический материал, интернет.
3. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего
характер
11. Литература:
1. Шанина С. Е. «Играем пальчиками-развиваем речь».
2.. Навицкая О. П. «Подсказки для родителей».
3. Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют».
4. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев».
5. Драко М. В. «Развивающие пальчиковые игры».
6. Хворостовцев Е. «Умные ручки».
7. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
8. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
9. Солнцева В. А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников».
10. Тимофеева Е. Ю. «Пальчиковая гимнастика»
11. Узорова О. В. «Игры с пальчиками».
12. Узорова О. В. «Пальчиковая гимнастика».
13. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василевой.
14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» М. 2017
15.. И. А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» М. 2001
16. И. Агапова, М. Давыдова «Аппликация» М. 2008
17. Е. А. Короткова «Рисование, аппликация в детском саду»
18. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»
19.. Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина»
20.. И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду»
21. В. О. Скворцова «Развитие творческих способностей дошкольников»