Юлия Матюхова
Проект «Веселые мыльные пузырики»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект " Веселые мыльные пузырики"
Автор:
Матюхова Юлия Анатольевна, воспитатель группы № 7 ГБОУ Школа 618
Наименование проекта: «Веселые мыльные пузырьки».
Тип проекта:
по виду: практико-ориентированный с элементами экспериментирования;
по содержанию: интегрированный;
по продолжительности: долгосрочный;
по числу участников: групповой.
Образовательная область: «Познавательная»,
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Проект „Веселые мыльные пузырики“» размещена в разделах
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Проекты, исследования
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая», «Физическая».
Проект реализуется по направлениям:
взаимодействие педагогов с детьми;
взаимодействие педагогов, родителей и детей.
]Актуальность проекта
На развитие ребенка оказывают влияние множество факторов, но неоценимыми являются его любознательность и познавательные интересы. Они побуждают маленького человека к самостоятельному получению, расширению и углублению знаний, способствуют развитию когнитивных и аналитических способностей. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются нравственные и эстетические сферы, воспитываются такие ценные качества личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению начатого.
Немаловажна в личности ребенка и актуализация его творческого потенциала, развитие образного мышления и воображения. Россия в лице ее президента В. В. Путина сформулировала запрос на творческих, способных неординарно и нестандартно мыслить граждан. Для этого воспитательно-образовательный процесс на дошкольной ступени образования должен строиться с учетом решения задач формирования самостоятельной и творческой личности, способной к саморазвитию и достижению цели.
Как полезные, так и вредные привычки человека формируются в дошкольном детстве. Потому так важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела и т. п. диктуется не только гигиеническими требованиями, но и элементарными нормами человеческих отношений качестве проявления уважение к окружающим.
Педагогический долгосрочный проект «Веселые мыльные пузырьки» создает предпосылки для интеллектуального, социального, нравственного и эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет. Касаясь такой каждодневной части быта каждого ребенка, как мыло, проект учит по-новому взглянуть на привычные предметы, окружающие его постоянно, находить нестандартное применение элементарным используемым средствам. Овладение нестандартными знаниями, умениями и навыками, нетиповыми способами решения предлагаемых задач поможет детям в дальнейшем развитии и нахождении своего места в жизни. Организованная в игровой форме исследовательско-экспериментальная деятельность способствует развитию каждого малыша, приучает его к организованности и самостоятельности.
Участники проекта
Дети 3-4 лет в дошкольной группе, педагоги, родители.
Срок реализации проекта
Проект предусматривает реализацию основных мероприятий проекта в течение одного учебного года.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование и расширение знаний детей дошкольного возраста 3-4 лет о свойствах, разновидностях и назначении мыла, формирование мышления и интереса к исследовательской деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
формировать и расширять знания детей о свойствах, разновидностях и назначении мыла;
формировать умение на основе эксперимента анализировать и делать выводы
формировать представления о положении в пространстве, понятия больше/меньше;
формировать интерес к исследовательской деятельности;
учить основным цветам (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
формировать навык выполнения последовательности действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;
совершенствовать звуковую культуру речи и грамматический строй речи, связную речь, обогащать словарный запас;
обогащать сенсорный опыт, совершенствовать умения рисования нетрадиционным способом.
2. Развивающие:
развивать речь, мышление, познавательный интерес, любознательность, зрительное внимание, память;
развивать моторику (крупную, мелкую, артикуляционную);
развивать эстетическое восприятие, воображение, художественные способности;
актуализировать творческий потенциал детей;
развивать интерес детей к познанию, общению, рисованию.
3. Воспитательные:
учить видеть прекрасное, эмоционально откликаться на происходящее;
воспитывать аккуратность и внимательность.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей 3-4 лет, расширения их кругозора, организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом цели проекта и формирования отношений дружбы и сотрудничества в дошкольной группе.
Ожидаемый результат и эффекты проекта
Ожидаемый результат проекта
Наличие развернутых знаний детей дошкольного возраста 3-4 лет о свойствах, разновидностях и назначении мыла, сформированный интерес к исследовательской деятельности, наличие необходимых гигиенических навыков.
Эффекты проекта
комплексное развитие детей, расширение их кругозора;
организация развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом цели проекта;
формирование отношений дружбы и сотрудничества в дошкольной группе;
улучшение детско-родительских отношений, активизация участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации;
повышение сплоченности детского и родительского коллектива, самореализация педагогов.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта
Для оценки анализируются следующие критерии:
знания детей дошкольного возраста 3-4 лет о свойствах, разновидностях и назначении мыла (опрос, беседы);
сформированность у детей дошкольного возраста 3-4 лет интереса к исследовательской деятельности (наблюдение);
наличие у детей дошкольного возраста 3-4 лет необходимых гигиенических навыков (наблюдение).
План реализации проекта
I. Подготовительный этап:
определение темы проекта;
сбор информации (ознакомление с теоретическим и практическим материалом, получение знаний с помощью инфосети Интернет, обращение к консультантам).
II. Проектировочный этап/разработка проекта:
анализ существующего состояния знаний по теме проекта;
разработка плана проекта;
подготовка материалов для НОД;
работа с родителями, подтверждение участия в реализации проекта, мотивирование родителей;
III. Практический этап/реализация проекта:
реализация подготовительной работы в рамках реализации проекта (тематические беседы, игры, чтение литературы);
подготовка и проведение НОД с элементами экспериментирования по изучению свойств, разновидностей и назначения мыла;
организация детско-родительской опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях и презентации детьми результатов совместной семейной работы;
организация в образовательной организации выставки рисунков цветной мыльной пеной «Волшебные картинки из пузырьков».
IV. Заключительный этап/подведение итогов:
анализ эффективности проекта;
презентация проекта в образовательной организации.
Предварительная работа:
Накапливание у детей наблюдений, впечатлений, опыта (беседы, чтение литературы, подбор иллюстраций, подготовка атрибутов для игр, занятий, работа с родителями в виде консультаций, вовлечение в общую с детьми деятельность)
Непосредственно образовательная деятельность
(реализация 1 раз в неделю)
«Такое разное мыло»
Расширение знаний о видах мыла (хозяйственное, гигиеническое, детское, ароматизированное, лечебное и т. п., правила безопасности во время работы с мылом (не брать в рот, следить, чтобы не попадало в глаза)
Экспериментирование: ощупывание кусочков мыла разной формы, назальное исследование мыла с разным запахом.
«Мыло – какое оно»
Формирование знаний о свойствах мыла – твердое, в сухом виде ломкое, при проведении краем оставляет следы на одежде, столе, обратно в сухом виде не слепливается.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мылом.
Формирование знаний о свойствах мыла –в сухом виде оставляет след на бархатной бумаге.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, рисование обмылком на бархатной бумаге.
«Волшебный рисунок мылом»
Формирование знаний о свойствах мыла –в сухом виде оставляет след на бумаге, который при последующем закрашивании мягким карандашом остается неокрашенным.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, рисование обмылком на бумаге с последующим окрашиванием фона.
«Мыло и вода»
Формирование знаний о свойствах мыла - в воде размягчается, скользит, мылится, смывает грязь и жир, уничтожает микробов и неприятные запахи, клейкое, слепливается.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мылом.
«Мыло пенящееся»
Формирование знаний о свойствах мыла - в разбавленном водой виде образует пузырьки/пену, оставляет следы на одежде, столе.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мыльными пузырями.
«Мыльные пузыри»
Формирование знаний о свойствах мыльных пузырей – выдуваются, размер зависит от диаметра трубочки, через которую выдувают пузыри.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мылом.
«Много мыльных пузырей»
Формирование знаний о свойствах мыльных пузырей – выдуваются, размер зависит от диаметра трубочки, через которую выдувают пузыри, и количество зависит от количества трубочек, в которые дуют одновременно.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мылом
«Лопнет – не лопнет»
Формирование знаний о свойствах мыльных пузырей – лопаются при соприкосновении с предметами, оставляя следы, при опускании на натянутую шерстяную ткань не лопаются.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мыльными пузырями, соревнование «Чей пузырь дольше не лопнет»
«Цветные мыльные пузыри»
Формирование знаний о свойствах мыла - в разбавленном подкрашенной водой виде образует пузырьки разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий, пену, которой можно рисовать, создавая скопления разной формы и цвета, очертаний.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мылом, рисование мыльными пузырями.
«Бегающие щепочки»
Формирование знаний о свойствах мыла – в настоящее время мыло может быть не только твердым, но и кремообразным, и жидким, при капаньи в воду жидкого мыла уменьшает поверхностное натяжение (делает воду скользкой, и расположенные вокруг «солнышком» щепочки «разбегутся» в разные стороны, бумажная лодка, если палец в жидком мыле поместить в воду за лодочкой, начинает двигаться.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мыльными пузырями.
«Мыльные пузырьки разной формы»
Формирование знаний о свойствах мыла – выдутый в замкнутый контур мыльный пузырь принимает форму этого контура (например, пузыри в формах для песочницы, в которых формируются пузыри такой же формы).
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мыльными пузырями.
«Пузырь в пузыре»
Формирование знаний о свойствах мыла - в разбавленном водой виде образует пузырьки разного размера, при осторожных действиях можно выдуть пузыри внутри друг друга.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мыльными пузырями.
«Самый большущий пузырь»
Формирование знаний о свойствах мыла - в разбавленном водой виде образует пузырьки разного размера, при осторожных действиях можно выдуть достаточно большой, как мячик, пузырь.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мыльными пузырями.
«Картина из цветных мыльных пузырей»
Формирование и закрепление знаний дошкольников о свойствах мыла - в разбавленном подкрашенной водой виде образует пузырьки разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий, пену, которой можно рисовать, создавая скопления разной формы и цвета, очертаний.
Экспериментирование: наблюдение за воспитателем, демонстрирующем свойства мыла, самостоятельное апробирование действий с мылом, рисование мыльными пузырями.
«Радужная сказка»
Закрепление знаний о свойствах мыла, в том числе о мыльных пузырях с использованием соревнований, подвижных игр.
Экспериментирование: подвижные игры с мыльными пузырями, соревнования с использованием самостоятельных действий с мыльными пузырями.
«Фестиваль мыльных пузырей»
Закрепление знаний о свойствах мыльных пузырей.
Экспериментирование: подвижные игры с мыльными пузырями с привлечением родителей, самостоятельные действия и общие игровые розыгрыши с использованием разного рода мыльных пузырей.
«Пузырчатые рисунки»
Закрепление знаний о свойствах мыльных пузырей посредством рисования ими на асфальте на территории образовательной организации.
Экспериментирование: подвижные игры с мыльными пузырями с привлечением родителей, рисование цветными (красными, желтыми, зелеными, синими, белыми, черными) мыльными пузырями любого размера на асфальте
Анализ эффективности проекта
Создание объективной картины знаний детей дошкольного возраста 3-4 лет о свойствах, разновидностях и назначении мыла, сформированность у них интереса к исследовательской деятельности, наличие необходимых гигиенических навыков после реализации проекта.
Выставка рисунков «Волшебные картинки из пузырьков»
Организация выставки рисунков мыльными пузырями, в том числе созданных дома с семьей.
Методы и приемы:
Словесный – беседа, рассказывание, объяснение, рассуждение.
Игровой – дидактические игры.
Практический – пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, практическая деятельность (экспериментирование, нетрадиционное рисование).
Наглядный – предметные картинки, иллюстрации, демонстрация опыта.
Используемые стихи, загадки, игровые присказки для НОД
Для организационного момента
Приветственный монолог Пузырика
Пузырик – герой, сделанный из круглого воздушного шарика с нарисованным лицом, веселым или грустным в зависимости от варианта начала НОД (приветствие или создание проблемной ситуации, например, просьба о помощи).
Я пришел к вам в гости, равный ввысь и вширь -
Я из мыльной пены сделанный Пузырь.
(автор стихов Матюхова Ю.)
Стихи
«Растворяем мыло»
Чтобы мыло растворить,
Нужно в таз воды налить.
Мыло в воду покрошить,
Руки в воду опустить.
Там руками поболтать…
Пену двигать и сдувать.
(автор стихов Матюхова Ю.)
«Будем мы играть»
Радужные пузырьки
И красивы, и легки.
С ними будем мы играть,
Собирать и рисовать.
Приключенье, несомненно,
Будет необыкновенным.
(автор стихов Матюхова Ю.)
Подвижные игры:
«Раздувайся Пузырь»
Цель: развитие внимания, групповой сплоченности, умения ориентироваться на сверстников, эмоциональная разгрузка.
Стихотворное сопровождение:
«Раздува-айся, пузырь. Раздува-айся большой, Оставайся такой, да не ло-опай-йся!»
Ход игры: Дошкольники становятся очень тесно в круг (пузырь сдутый). Затем его надувают, делая по шагу назад (пузырь увеличивается, приговаривая стихотворное сопровождение. Получится большой круг. Затем воспитатель, хлопая в ладоши, командует «Хлоп!» все разбегаются по комнате (пузырь лопается, а затем сбегаются к центру (пузырь сдулся).
Вывод и результативность работы над проектом.
У детей дошкольного возраста 3-4 лет сформировались знания о свойствах, разновидностях и назначении мыла, сформирован интерес к исследовательской деятельности и необходимые гигиенические навыки. Оптимизирована развивающая предметно-пространственная среда группы с учетом цели проекта.
Наблюдается комплексное развитие детей, расширение их кругозора, отношения дружбы и сотрудничества в дошкольной среде. Улучшились детско-родительские отношения, произошла активизация участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации, повысилась сплоченность детского и родительского коллектива, имеет место самореализация педагогов.