Лучший педагог года

Проект «Веселая математика» для дошкольников

Галина Маслова
Проект «Веселая математика» для дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №195» общеразвивающего вида

Веселая математика

Разработчик: Маслова Галина Алексеевна

Барнаул, 2024

Идея возникновения проекта

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. В связи с этим возникла идея проекта «Веселая математика».

Актуальность

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации проекта «Веселая математика».

Проблема

Каким образом можно организовать воспитательный процесс, чтобы оптимизировать процесс развития элементарных атематических представлений детей 1,5-3 года.

Гипотеза

Работа по развитию элементарных математических представлений будет эффективной, если:

• Углубить и систематизировать теоретические знания по данной теме

• Создать условия, в которых дети будут проявлять самостоятельность в познании русского народного творчества.

• Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность.

Цель

Создание условий, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи

• Развитие умения формировать группы однородных предметов; различать количество предметов (один - много);

• Формирование умения различать предметы контрастных размеров;

• Развитие умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар);

Направления деятельности

«Речевое развитие»: обогащение активного словаря.

«Физическое развитие»: развитие двигательной активности, физических качеств, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенеправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Возможные риски

• Низкий уровень заинтересованности и активности родителей к совместному решению выявленной проблемы.

• Недостаточная заинтересованность детей в совместной деятельности.

Предупреждение рисков

Обеспечение осознания важности взаимодействия родителей, детей и педагогов по повышению активности и самостоятельности детей в развитии элементраных математичесских представлений посредством пробуждения интереса к участию в проектной деятельности через организацию проблемных бесед, консультации, совместной деятельности.

Участники

• Дети 1,5-3 лет,

• Родители,

• Воспитатель: Маслова Г. А. ,

РАЗРАБОТЧИК: воспитатель Маслова Г. А.

РУКОВОДИТЕЛЬ: старший воспитатель Беспалова И. В.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2023- май 2024г

Стратегия реализации проекта «Веселая математика»

Содержание деятельности Цель Результат Ответственные

Вводный этап

Цель: мотивировать всех участников проекта к предстоящей деятельности по развитию математических представлений.

Наблюдение за повседневной жизнью детей в саду. Проведение первичного мониторинга Выявить уровень развития элементарных математических представлений

Карты наблюдения, интерпретация Маслова Г. А

Беспалова И. В.

Анализ и подбор методической литературы по поставленной проблеме. Повысить уровень собственной компетентности по данной теме. Мини-библиотека методической литературы, статей в интернете. Маслова Г. А.

Беспалова И. В.

Анкета для родителей по выявлению уровня заинтересованности родителей в проектной деятельности по данной теме Выявить уровень заинтересованности родителей Анкета, интерпретация. Маслова Г. А. Беспалова И. В.

Создание картотеки презентаций Обеспечить наглядное сопровождение Картотека презентаций Маслова Г. А. Беспалова И. В.

Создание лэпбука «Я познаю мир» Обеспечить наглядное сопровождение Обновленная РППС Маслова Г. А. Беспалова И. В.

Основной этап

Цель: Создать условия для развития математических представлений.

Совместная образовательная деятельность по презентациям Создать условия для развития математических представлений Картотека презентаций Маслова Г. А. Беспалова И. В.

Самостоятельные игры с лэпбуком «Я познаю мир» Создать условия для развития математических представлений лэпбук Маслова Г. А. Беспалова И. В.

Самостоятельные игры детей различными атрибутами и играми Закрепление детьми знаний Различные атрибуты Маслова Г. А.

Консультации для родителей:

Способствовать повышению педагогической культуры родителей по данной теме. Конспекты консультаций Маслова Г. А.

Итоговый этап

Цель: создание условий для аналитической деятельности, презентация результатов совместной работы.

Проведение итогового диагностического исследования Выявить изменения в уровне развития математических представлений Карты наблюдения, интерпретация. Маслова Г. А.

Итоговое анкетирование родителей. Выявить уровень удовлетворенности родителей итогами проекта Анкеты, интерпритация Маслова Г. А.

Презентация лэпбука «Я познаю мир» на методическом объединении Способствовать распространению опыта Слайд презентация Маслова Г. А.

Презентация проекта «Веселая математика» Способствовать распространению опыта проектной деятельности для педагогов ДОУ. Представление результатов работы Слайд презентация Маслова Г. А.

Мониторинг

В начале и в конце учебного года была проведена диагностика с целью выявить уровень развития математических мредставлений.

Диагностика проводилась через наблюдения, беседы.

Критерии:

Может образовать группу из однородных предметов.

Различает один и много предметов.

Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.

Узнает шар и куб, кирпичик.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – высокий уровень.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – средний уровень.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – низкий уровень.

Результаты диагностики, направленной на выявление уровня развития знаний о живой и неживой природе детей первой младшей группы

На подготовительном этапе было проведено диагностическое исследование, оно выявило, что ни у одного из детей нет высокого уровня, у 29% - средний, а 71% детей имеют низкий уровень.

В конце года анализ показал, что программный материал по направлению усвоен в основном на высоком уровне. 50% детей имеют высокий уровень, 35% - средний, 15% низкий.

Начало года Конец года

Низкий уровень 71% 15%

Средний уровень 29% 35%

Высокий уровень 0% 50%

Технология реализации проекта

Наблюдая за детьми и родителями первой младшей группы, был выявлен тот факт, что большинство воспитанников имеют низкий уровень развития математических представлений.

Было проведено анкетирование для родителей. Выяснилось, что в большинство семей интересует данный вопрос, но родители не знают, как организовать деятельность по развитию математических представлений в семье и нуждаются в помощи со стороны педагогов.

Было проведено диагностическое исследование детей, которое выявило что, ни у одного из детей нет высокого уровня, у 29% - средний, а 71 % детей имеют низкий уровень.

Впоследствии детьми, родителями и педагогами была поставлена общая цель: Создание условий, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. Свой проект мы назвали «Веселая математика».

Реализация проекта началась с подбора практического и методического материала, анализа педагогической литературы по данной теме.

В ходе реализации проекта были проведены различные виды деятельности:

• Совместная образовательная деятельность по презентациям

• Самостоятельные игры с лэпбуком «Я познаю мир»

• Самостоятельные игры детей различными атрибутами и играми

Проведение итогового диагностического исследования показало, что программный материал по направлению усвоен в основном на высоком уровне. 50% детей имеют высокий уровень, 35% - средний, 15% низкий.

Итоговое анкетирование родителей, выявило высокий уровень удовлетворенности родителей итогами проекта.

А так же была проведена презентация проекта «Веселая математика» для педагогов ДОУ и представлены результаты работы.

Итогом проекта стало обобщение результатов проектной деятельности детей, педагогов и родителей. Проект позволил расширить и систематизировать представления о развитии элементарных математических представлений детей первой младшей группы.

Поставленные нами задачи были решены, дети:

• Могут образовать группу из однородных предметов.

• Различают один и много предметов.

• Различают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

• Различают большие и маленькие предметы, называет их размер.

• Узнают и называют шар и куб, кирпичик.

Опыт нашей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет планомерному и успешному развитию математических представлений.

Используемая литература.

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.

2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005.

3. Глаголева, Л. В. Сравнение предметов [Текст] / Л. В. Глаголева. – М. : Просвещение, 2010.

4. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006.

5. Леушина А. М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. Т. К. Велби, 2009.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2016.

7. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических предстаывлений. Вторая группа раннего возраста. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016

8. Развивающие методические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Автор - составитель Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.

9. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ под ред. С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика - Синтез, 2016. – 256 с.

10. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

12. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая математика»Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая математика» «ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА» Цели: упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); упражнять.

Фотоотчет конкурса чтецов «Веселая математика»Фотоотчет конкурса чтецов «Веселая математика» Фотоотчет конкурса «Веселая Математика» На неделе, посвященной чтению, мы провели конкурс чтецов старших, подготовительных групп Задачи:.

Конспект конкурса для детей подготовительной группы «Веселая математика» Цель: Закрепить знания, умения и навыки детей по математике посредством игры. Задачи: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Веселая математика» для дошкольников
Опубликовано: 2 октября 2024 в 18:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Веселая математика» для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Маслова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД