Бородина анна
Проект по формированию у дошкольников бережного отношения к животным «Верный друг — лучший сотни слуг»
▼ Скачать +Заказ
Детский познавательно-исследовательский проект
«Верный друг-лучше сотни слуг»
Руководители проекта: Бородина А. А., воспитатель, 1КК. ,
Стукова Л. Ю., воспитатель, 1КК.
г. Нижняя Тура - 2020
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт проекта … 3
2. Интеграция содержания образовательных областей (системная паутинка проекта). 6
3. План реализации проекта …. 7
4. Описание реализации проекта …. 8
5. Результаты проекта … 10
6. Список используемых источников …. 12
7. Приложение. Папка с методическими материалами проекта
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность: роль собак в воспитании, социализации, прививании правильных нравственных начал детям очень велика и благотворна. Собаки учат ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Дети, наблюдавшие доброе отношение к животным и приученные относиться к ним по-хорошему, значительно реже проявляют жестокость по отношению к кому бы то ни было, в том числе и к окружающим людям. Поэтому, еще в дошкольном возрасте детям необходимо прививать правила экологической культуры.
Проблема: во время беседы с детьми выяснилось, что ребята проявляют интерес к собакам, но при этом многие из них не знают, какие бывают породы собак, что могут, что умеют делать собаки, какую пользу, помощь приносят людям, кто научил собак этому. Исходя из этого, мы решили предложить детям идею данного проекта «Верный друг-лучше сотни слуг», реализация задач которого поможет детям жить в мире и согласии с нашими преданными четвероногими друзьями.
Руководители проекта:
воспитатель- воспитатель-
Стукова Л. Ю, 1КК Бородина А. А, 1КК
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, родители, педагоги.
Команда: «Протяни руку лапам»
Наш девиз: «Здесь знает каждый, ты и я, животных обижать нельзя!»
Эмблема:
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Цель проекта: формирование у дошкольников заинтересованного, бережного, заботливого отношения к домашним животным, на примере собаки и правильного общения с ними.
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания детей о домашних животных, об условиях необходимых для их жизни и обитания, о пользе и вреде, которые они приносят человеку.
2. Развивать психические процессы, любознательность, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности: желание наблюдать, сравнивать, анализировать.
4. Воспитывать доброе, бережное, заботливое отношение к животным, желание и умение за ними ухаживать.
5. Активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
• Понимание детьми того, что домашний питомец – это лучший друг, но о нем нужно заботиться и ухаживать.
• Знания о том, как правильно ухаживать за домашними животными.
• Привитие детям чувства любви и бережного отношения к животным.
• Желание родителей завести домашнего питомца для здоровья членов семьи.
Срок реализации: 1,5 месяца (с 17.02.20 по 30.03.20)
Этапы реализации проекта:
Название этапа
Деятельность
Подготовительный этап
(выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности)
Изучение и выявление проблемы в представлении детей, постановка цели и задач (начальный мониторинг).
Вовлечение дошкольников в решение проблемы через беседу, совместное составление плана-схемы проведения проекта.
Обсуждение плана с семьями воспитанников (устные беседы, информационный стенд).
Подбор материалов для работы над проектом.
Поиск возможных партнёров (библиотека, зоомагазин).
Основной этап
(содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми ОО в рамках проекта)
Проведение совместной деятельности, игр, наблюдений, поездок-экскурсий.
Домашние задания родителям и детям (исследование влияния домашних животных на здоровье членов семьи).
Самостоятельные творческие работы (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей).
Итоговый этап Обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Итоговый мониторинг с целью отслеживания результативности проделанной работы.
Итоговое выступление на конкурсе Green Team.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Литература по анималотерапии: «Кот и пёс спешат на помощь» Н. Л. Кряжевой, «Кошкотерапия» Д. Нестеровой, интернет-ресурсы.
Парциальная программа по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду».
2. Наглядно-демонстрационный дидактический материал (слуховая и зрительная наглядность: иллюстрации, презентации, видеоролики, пескотерапия, мультфильмы, музыка).
3. Познавательная художественная литература.
4. Мини музей «Мои верные друзья-кошки и собаки»
5. Домашние животные (в семьях воспитанников).
6. Городская детская библиотека, зоомагазин, ветеринарная служба
7. Профессионализм педагогов.
Формы организации:
• НОД (цикл познавательных занятий интегрированного характера)
• Познавательная беседа (цикл познавательных бесед)
• Свободная самостоятельная деятельность
• Игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, музыкальные)
• Акция «Им нужна твоя помощь» (сбор помощи бездомным животным)
• Акция «Найди свой дом» (развешивание листовок с фото собак)
• Совместная деятельность с родителями (домашнее задание «Книжки-малышки»). В том числе экспериментальная деятельность (исследование влияния домашних животных на здоровье членов семьи,
• Экскурсия (библиотека, ветеринарная служба, зоомагазин)
• Встречи с людьми различных профессий (продавец зоомагазина, вет. медсестра)
• Знакомство с художественной литературой
• Просмотр презентаций, мультфильмов, видеороликов
• Творческие работы: рисунки, поделки, фотогазета «Мой любимый питомец».
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
(Системная паутинка проекта)
Образовательные области Содержание
Познавательное
развитие Знакомство с художественной и познавательной литературой, беседы об анималотерапии, просмотр слайд-шоу, видеороликов, презентаций, дидактические игры, пескотерапия.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры «Пушистая клиника», «Ветеринарная больница». Беседы о пользе и вреде домашних животных. Экскурсии (библиотека, зоомагазин, ветеринарная клиника)
Речевое развитие Заучивание стихов, поговорок, загадок, текстов песен. Пальчиковая гимнастика. Беседы, ситуативные разговоры. Театральная деятельность «Как собака друга искала», театрализованное представление на Green Team.
Художественно-эстетическое развитие:
чтение художественной литературы,
музыкальная деятельность,
продуктивная деятельность Л. Толстой «Пожарные собаки», М. Кривич «Что за служба у собак», С. Маршак «Усатый-полосатый», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе», рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина. Загадки.
«Домашние питомцы. Твоя первая энциклопедия» П. Рени. - М,2007. «Домашние животные» Ю. Зленко. - М, 2007. «Домашние животные. Весёлые уроки» Г. Шалаева. - М., 2007. «Энциклопедия живой природы для младших школьников» Б. Сергеев. – М. ,2012.
Пение: «Песенка про хомячка» Л. Абеляна, «От носика до хвостика» М. Парцхаладзе, «Не дразните собак»
Слушание: «Ёжик» Д. Кабалевского, «Голодная кошка и сытый кот» В. Салманова, «Игра в лошадки», «Песнь жаворонка» П. Чайковского, «Пудель и птичка» Ф. Лемарка, «Сонный котёнок» Б. Берлина, «Цирковые лошадки» М. Красева, «Звуки природы», «Голоса животных» (кошки, дельфины, птицы)
Музыкальные игры: «Кот и мыши» Т. Ломовой, «Аквариум» Т. Тютюнниковой, муз-ритмич. композиция «Дельфины» О. Киенко
Лепка «Собака», «Лошади», рисование «Моё любимое животное», лего-конструирование «Дом для животных», пескотерапия «Где живут животные»
Физическое развитие Подвижные игры: «Коты и мышки» (с верёвочками, «Лохматый пёс», «Лошадки», «Рыбаки и рыбки», «Конь-огонь», «Конники».
Физкультминутки про домашних питомцев.
Утренняя гимнастика «Игрушки-зверюшки».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (с 17.02.20по 30.03.20)
№ Формы работы
Срок Ответственные
1 1 беседа: «Анималотерапия – система лечения людей»
3-я неделя
февраля
17-21.02 воспитатель
2 Экскурсия в библиотеку.
Тема: «Животные для здоровья» библиотекарь Решетникова Юлия Валерьевна
3 Консультация для родителей (информац. уголок) воспитатель, муз. рук-ль
4 Акция «Им нужна твоя помощь» (сбор помощи бездомным животным) воспитатель
5 Просмотр м/ф «Кошка, которая гуляла сама по себе» муз. руководитель
6 Анималотерапевтические игры и упражнения воспитатель
7 НОД Познавательное развитие «Верный друг»
4-я неделя февраля
24-28.02 воспитатель,
муз. руководитель
8 2 беседа: «Кошкотерапия» воспитатель
9 Рисование на тему: «Моё любимое животное»
(домашнее задание) родители
10 Составление творческого альбома «Верный друг-лучше сотни слуг». воспитатель, дети,
11 Сюжетно-ролевая игра «Пушистая клиника» воспитатель, дети
12 Чтение художественной литературы воспитатель
13 3 беседа: «Собака – друг человека»
1-я неделя марта
2-6.03 воспитатель
14 НОД (музыка) «От носика до хвостика» муз. руководитель
15 НОД (лепка) «Собака – друг человека» воспитатель
16 Театрал. деят-ть «Как собака себе друга искала» воспитатели
17 Выставка рисунков «Моё любимое животное» воспитатель, дети
18 Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце» воспитатель
19 4 беседа: «Рассказ о профессии ветеринара»
2-я неделя марта
10-13.03 воспитатель,
20 НОД физическое развитие «В мире животных» воспитатель,
21 Исследовательская деятельность (домашнее задание) родители, дети
22 5 беседа «Иппотерапия» воспитатель,
23 Фотогазета «Животные для здоровья» воспитатель, дети
24 Экскурсия в ветеринарную клинику воспитатель, родители
25 6 беседа: «Водный мир» (аквариум, дельфинарий) 3-я неделя
марта
16-20.03
воспитатель
26 НОД (музыка, изо) «Мир аквариума» муз. руководитель
27 Фотогазета «Любимый мой питомец» воспитатель,
28 Акция «Найди свой дом» родители, дети
29 Экскурсия в зоомагазин воспитатель
30 Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная больница» воспитатель
31 7 беседа: «Польза и вред животных дома»
4-я неделя
марта
23.-30.03
1-я неделя
апреля воспитатель,
32 Чтение худ. литературы, просмотр м/ф воспитатель,
33 Театрализованная деятельность на Green Team воспитатели
34 Подведение итогов реализации проекта (выявление изменений в представлениях детей) воспитатель,
35 Представление результата Green Team 2020 (консультация-презентация хода и результатов проекта для педагогов ДОУ) воспитатели
36 Представление результата Green Team 2020 педагогической деятельности. воспитатели
дети
ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
На подготовительном этапе был составлен перспективный план реализации проекта. Проведён опрос «Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?».
В этот период ставилась задача – заинтересовать детей, наметить план-деятельности. Увидев интерес детей к данной теме, в процессе беседы мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трёх вопросов». Затем совместно с детьми составили план-схему проведения проекта.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать? Где мы можем это узнать?
- Почти у всех ребят нашей группы есть домашние животные.
- За ними необходим уход.
- Животные приносят пользу человеку (кошка ловит мышей, собака охраняет дом). - Что это за наука анималотерапия?
- Какие животные лечат?
- Как наши домашние питомцы оздоравливают членов семьи?
- Как правильно ухаживать за своим питомцем, чтобы он был здоров?
- Могут ли домашние животные причинить вред человеку, и в каких случаях? - В детском саду, у воспитателя, у мед. сестры.
- Из книг, мультфильмов, интернета.
- Спросить у мамы, у папы
- Понаблюдать за своими питомцами дома.
- В библиотеке
- Посетить ветеринарную больницу, зоомагазин.
На основном этапе дети с педагогами ходили на экскурсии в библиотеку,
зоомагазин, ездили в ветеринарную службу; вели наблюдение за своими домашними питомцами; совместно с родителями проводили исследовательскую работу о влиянии домашних животных на здоровье членов семьи, результатами которой стали творческие работы «Книжки-малышки» - рассказ о своём домашнем питомце.
Участники проекта искали ответы на вопросы (в том числе и проблемные):
Каких животных можно назвать домашними? Каких пород собак можно держать дома? Какова роль собак в жизни людей? Что мы можем дать домашним животным? Как бы мы жили без домашних животных? Зачем держать в доме собаку? Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу? Зачем человек приручил животных? Верные друзья или помощники? Как ухаживать за домашними питомцами?
Была проведена акция «Им нужна твоя помощь» (сбор помощи бездомным животным, в результате которой на собранные средства были куплены корма для собак и кошек и переданы в «Ковчег» – приют для бездомных животных.
Для родителей подготовлена папка–передвижка «Четвероногий друг» (цель: ознакомление с темой проекта, проведена консультация «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце» (цель: рассказать о пользе домашнего питомца для ребёнка).
В группе был оформлен игровой уголок по анималотерапии с образами животных, игрушками, рисунками, фотографиями детей и питомцев, книгами, раскрасками.
Участников проекта ждала интересная исследовательская работа: они узнали, сколько семей в их группе имеет домашних животных и каких (14 семей из 20-ти); какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях (12 семей – кошки); сколько семей имеют несколько питомцев (6 семей – кошка, собака, попугай или рыбки); как можно полечиться с помощью своего питомца; что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо.
В ходе проекта дети выполняли творческие работы, которые были представлены на
выставке поделок и рисунков.
Были выпущены фотогазета «Любимый мой питомец».
Основной формой работы были НОД и познавательные беседы, в ходе которых дети познакомились с разными видами анималотерапии (кошкотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия и другие, узнали о пользе и вреде животных в жизни людей, о профессии ветеринара, о правилах безопасного поведения с собаками.
Занятия проводились с учётом интеграции образовательных областей: познавательное развитие с применением интерактивных технологий на тему «Собака в нашем доме», музыкальное развитие «От носика до хвостика», художественно-эстетическое развитие (музыка и рисование) «Мир аквариума», лего-конструирование «Дом для питомцев» физическое развитие «В мире животных» и другие.
Деятельность музыкального руководителя заключалась в проведении музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком мира животных; в подборе музыкальных произведений (звуки природы, песни, музыкальные игры); в обеспечении музыкального сопровождения игр, пластических этюдов, танцев; в подготовке театрализации «Как собака друга искала».
На заключительном этапе проведено итоговое мероприятие - развлечение в форме сценки «Протяни руку лапам» - целью которого было показать родителям, детям, педагогам полученные знания за весь период реализации проекта.
Также проведён итоговый мониторинг с целью отслеживания результативности проделанной работы.
Итогом проекта являлось выступление на муниципальном этапе конкурса Green Team.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Для того чтобы отследить результаты реализации проекта, мы разработали серию вопросов по теме «Верный друг-лучше сотни слуг» для детей старшего дошкольного возраста. Сравнительные результаты теста представлены на рисунке 1.
В результате успешной реализации проекта дошкольники понимают и знают:
1. Зачем в нашей жизни нужны собаки?
2. Почему собака-друг человека?
3. Как можно полечиться с помощью своего питомца?
4. Как правильно ухаживать за своим питомцем, чтобы он тоже был здоров?
5. Могут ли собаки причинить вред человеку?
6. Какие породы собак вы знаете?
7. Правила безопасного поведения с домашними питомцем.
Рис 1. «Результаты теста по реализации проекта»
1 Уровень не сформирован
2 Уровень сформирован частично
3 Уровень сформирован
В результате проведенной работы мы также отметили:
• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира –
домашним животным.
• Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление
заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Продуктами проекта являются:
Творческий альбом, фотографии, фотогазета, исследовательские работы, поделки, рисунки, авторские дидактические игры, циклы бесед и занятий интегрированного характера, «книжки-малышки» с рекомендациями по содержанию и уходу за домашним питомцем, информационно-просветительский уголок, видеоматериалы.
Значимость проекта:
Проект «Верный друг-лучше сотни слуг» был направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних питомцев, их роли в жизни человека.
Данный проект открыл удивительный мир домашних животных с новой стороны. Он призвал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помог ответить на вопросы: какое место в нашей жизни занимают домашние питомцы? Что они приносят в нашу жизнь? Что мы можем дать им? И на многие другие вопросы.
Данный проект направлен на развитие творческого мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения и может быть использован полностью или частично педагогами других дошкольных учреждений, а также экологических центров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Рыжова Н. А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду» - лекции 1-«Как обеспечить безопасность дошкольников», М., Просвещение, 1998.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)
3. Почему обижают животных// Обруч, 1997. №2, с. 19-21.
4. Заграфова М Метод проектов в детском саду/В помощь воспитателю – «Монтессори – клуб», №1 – 2007.
5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1998 – 159с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по теме «Анималотерапия»
(для старших дошкольников)
1. Что такое анималотерапия? (выбери один правильный ответ)
• лечение животных
• лечение людей с помощью животных
• лечение людей
2. Какие животные лечат? (выбери один правильный ответ)
• домашние животные
• дикие животные
• домашние питомцы, которые любят человека и живут рядом с ним
3. Как можно полечиться с помощью своего домашнего питомца? (выбери несколько правильных ответов)
• положить кота на больное место
• погулять с собакой на свежем воздухе
• спеть песню животному
• поиграть с животным, чтобы повысить себе настроение
• сделать гимнастику для глаз, наблюдая за рыбками в аквариуме
• избавиться от одиночества
• покормить животное
• послушать голоса дельфинов или пение птиц
4. Как правильно ухаживать за своим питомцем, чтобы он тоже был здоров? (выбери несколько правильных ответов)
• хорошо кормить
• ухаживать за внешним видом
• бить животное
• любить и дружить с ними
• следить за здоровьем (водить к ветеринару, делать прививки)
• воспитывать
• дразнить животное
5. Могут ли домашние животные причинить вред человеку? (выбери несколько правильных ответов)
• вызвать аллергию
• заразить инфекцией
• проявить агрессию
• ласково мурлыкать перед сном
6. Правила безопасного поведения с домашними животными (выбери несколько правильных ответов)
• Соблюдать гигиену после общения с животными (мыть руки)
• Не трогать животных во время еды, не трогать их еду и миску
• Не дразнить животное
• Не подходить к собакам и кошкам с потомством
• Дёргать кота за хвост