Людмила Степанова
Проект в старшей группе «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Степанова Людмила Ивановна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Публикация «Проект в старшей группе „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу Опочка, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта : тематический.
Срок проекта : долгосрочный (2018-2019 год)
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей: -Семья - Детский сад - Родная улица, район - Родной город - Страна, ее столица, символика - Права и обязанности (Конституция) - Права ребенка (конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы:
с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов;
с родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
Фотоконкурсы;
праздники;
Сентябрь
«Я люблю свой детский сад» 10.09-14.09
1 прогулка «Моя улица»
2 беседа на тему «Наши добрые дела»
3 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
4 рисование на тему «Мой любимый детский сад»
5Работа с родителями: анкетирование «Ребенок и детский сад»
6. Выставка фотографий «Наш детский сад»
Октябрь 08.10-12.10
«Моя семья»
1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3 Рисование на тему «Я и моя семья».
4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5Работа с родителями: родительское собрание «Роль семейных традиций и реликвий в воспитании детей»»
«Наша Родина –Россия» 15.10-26.10
1 беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2 дидактическая игра «Какие дикие животные живут в лесах нашей Псковской области»
3 беседа «Государственная символика России»
4 презентация «Москва – столица нашей Родины»
5 рисование «Русский национальный костюм»(«Псковский»)
6 Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка»,
Ноябрь 29.10-02.11
«Я живу на земле Псковской»
1 Рассматривание фотографий и слайдов «Псковская земля»
2 экскурсия в краеведческий музей
3 беседа на тему «А. С. Пушкин «И путешествие в Опочку»
4 прогулка «Белая берёза под моим окном»
5 Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Опочка-мой любимый город»
Декабрь 03.12-14.12
«Красная книга Псковской области»
1. НОД познание Красная книга Псковщины»
2. рассматривание фотографий животных и растений, занесенных в красную книгу Псковской области.
3. Экскурсия в библиотеку «Книжкин дом»
4. Просмотр презентации «Берегите природу»
Февраль 11.02-01.03
«День защитника Отечества»
1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война?»
2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3 подвижная игра «Защита границы»
4 ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»
5 рассматривание картины «Богатыри»
6 Работа с родителями: выставка фото пап: «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».
Март 04.03-07.03
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3 рисование «Портрет моей мамы»
4 игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение?»
5 чтение стихов о маме
6 Работа с родителями: праздник для мам «Тепло материнского сердца»
11.03-22.03
«Краса ненаглядная»
1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2 рисование «Золотая хохлома»
3 Экскурсия в краеведческий музей.
4 лепка дымковской игрушки «Индюк»
5 рисование «Матрёшка»
6 Работа с родителями: выставка поделок «Матрешка своими руками»
Март-Апрель 25.03-05.04
«Река Великая».
1 беседа о Великой реке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2 рисование на тему «Великая река»
3 аппликация «Подводное царство»
4 беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
5. Экскурсия на берег реки Великой
5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Апрель-Май 15.04-08.05
«Этот день победы»
1 беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2 экскурсия к памятнику Тамаре Калнин и возложение цветов
3 встреча с фронтовиком
4 встреча с ветеранами труда
5 рисование на тему «Салют в честь дня Победы в Опочке»
6 слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
7 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.