Татьяна Геннадьевна Шацкая
Проект в первой младшей группе «Люби и знай родной свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Мне лепетал любимый лес :
Верь, нет милей родных небес.
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей…
Н. Некрасов.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Люби и знай родной свой край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Любой край, любой город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. А малая Родина-это природа, которая его окружает, семья, дом, детсад, это памятные места родного города, его исторические культурные центры, предприятия, работающие на территории города Моздока.
Мы живём в республике Северная Осетия - Алания, городе Моздок. Природа нашего края поражает своим великолепием и красотой. Наша природа красива в любое время года. В нашей дошкольной группе ведётся целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к своему городу необходимо подвести к пониманию, что надо бережно относиться и к природе родного края.
Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также желание нарисовать то, о чём только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по художественному творчеству. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами - всё это способствует обогащению знаний о родном крае и у детей воспитываются чувства восхищения, гордости за свой край.
Актуальность проекта
Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые стараются передать детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств как основы гражданской позиции. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края. Родине. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет.
Это подчеркивается в концепции модернизации российского образования, воспитание здесь рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Таким образом, цель воспитания патриотизма как основы гражданской позиции у детей дошкольного возраста я вижу в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Для реализации цели и задач необходимо было соблюсти взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:
• знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями,
• знакомство с бытом, традициями народов Северной Осетии, народным творчеством,
• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных,
• тесное сотрудничество детского сада и семей воспитанников.
Цель проекта : знакомство детей с природой нашей республики, приобщение их к национальной культуре народов Северной Осетии, введение регионального компонента в образовательный процесс дошкольного учреждения согласно ФГОС.
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством формирования навыков рисования, лепки, аппликации;
Ознакомление с предметами быта, народным жилищем, одеждой;
Приобщение детей к своим национальным традициям, воспитание добрососедского отношения к другим национальностям;
Воспитание интереса к народному слову, к образам произведений фольклора;
Воспитание бережного отношения к природе, предметам искусства.
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность: 3 месяца (декабрь 2017 – февраль 2018)
Участники: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
- заинтересованность детей в познании окружающего мира, природы родного края, активизация интересов детей и родителей в области истории и культуры малой Родины;
- повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников;
- сформированная социально – личностная основа взаимодействия педагогов, родителей, детей.
План реализации проекта
Этапы Цель Мероприятия Ответствен-ный
I.Организационный Создание условия для реализации проекта 1. Определение темы проекта, обоснование его актуальности Старший воспитатель
2. Формулирование цели и определение задач Воспитатели
3. Составление плана работы над проектом Воспитатели
4. Перспективное планирование по использованию элементов краеведения по программе «Люби и знай свой родной край» Воспитатели
5. Составление картотеки художественного слова по программе «Люби и знай свой родной край» Воспитатели
6. Составление картотеки народных игр по программе «Люби и знай свой родной край» Воспитатели
7. Изготовление папки-передвижки «Растительный и животный мир Северной Осетии» Воспитатели
8. Оформление осетинского уголка в группе (куклы в национальной одежде, иллюстрации, фото К. Хетагурова) Воспитатели и родители
Работа с детьми
II. Основной Организация проектной деятельности 1. Рассматривание иллюстраций по теме природного разнообразия в нашей республике, кукол в национальных костюмах Воспитатели
2. Беседы по теме «Традиции и быт народов Северной Осетии», «Моя малая родина – Моздок», «Растительный и животный мир Северной Осетии» Воспитатели
3. Дидактическая игра «Собери картинку» Воспитатели
4. Рисование «Осетинский флаг» Воспитатели
5. Лепка «Осетинский пирог» Воспитатели
6. Чтение фольклора: осетинских народных сказок, пословиц и поговорок, стихотворений осетинских писателей, К. Хетагуров «Киска» Воспитатели
7. НОД с элементами аппликации «Знакомство с символикой Северной Осетии - флагом», НОД с элементами рисования «Моя улица» Воспитатели
8. Организация осетинских народных игр в режимных моментах (прогулка, Ф/М во время НОД, прослушивание музыки Воспитатели
Работа с родителями
1. Беседа с родителями «Что мы знаем о природе Моздокского района» Воспитатели
2. Рисование совместно с родителями: природа Моздока Воспитатели
3. Консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», «Как привить ребёнку бережное отношение к природе родного края» Воспитатели
4. Помощь родителей в оформлении осетинского уголка (куклы в национальной одежде, иллюстрации, литература) Воспитатели и родители
Работа с педагогами
1. Консультация для педагогов «Использование осетинских национальных игр в детском саду» Воспитатели
III.Заключительный Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении 1. Анализ деятельности Старший воспитатель
2. Оформление отчетной документации Воспитатели
3. Выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Природа Моздока» Воспитатели
4. Выступление на итоговом педсовете с презентацией проекта Воспитатели
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА ТЕМУ: «ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ».
№ Реализуемые мероприятия Интеграция образовательных областей Сроки
1.
2.
3.
4. Рассматривание фотографий, иллюстраций «Республика Северная Осетия – Алания»
Беседа на тему: «Национальный осетинский костюм»
НОД лепка «Осетинские лепёшки»
Народная осетинская игра «Чепена» Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие 1
Н
Е
Д
Е
Л
Я Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1.
2.
3.
4. Рассматривание иллюстраций по теме «Природа Северной Осетии»
Беседа на тему: «Традиции и быт народов Осетии»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Игра-мемори «Птицы нашего города» Познавательное развитие
Речевое развитие
Интеллектуальное развитие
Социально-коммуникативное развитие 2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3. Беседа на тему: «Мой родной город Моздок»
Чтение осетинских народных сказок
Народная осетинская игра «Чепена» Познавательное и речевое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие 3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3. Беседа на тему: «Растительный и животный мир Осетии»
Чтение стихотворений осетинских писателей
Игра-мемори «Птицы нашего города» Познавательное и речевое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие 4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
КАНИКУЛЫ
Задание родителям: рассказать детям о своих национальных традициях, познакомить их с родным городом – Моздоком, прогуляться по улицам, скверам, паркам, показать памятники Познавательное развитие
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я Я
Н
В
А
Р
Ь
1.
2.
3. Рассматривание мини-музея «Осетинский уголок»
Беседа на тему: «Традиции моей семьи»
Игра с карточками «Деревья, которые мы встречаем по пути в детский сад» Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие 2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Рассматривание фотографий, иллюстраций «Республика Северная Осетия – Алания»
Чтение стихотворений осетинских писателей
Дидактическая игра «Собери картинку»
Игра-мемори «Птицы нашего города» Познавательное развитие
Речевое развитие
Интеллектуальное развитие
Социально-коммуникативное развитие 3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Беседа на тему: «Растительный и животный мир Осетии»
НОД рисование «Осетинский орнамент на платочках»
Чтение и разучивание осетинских пословиц и поговорок
Народная осетинская игра «Чепена» Познавательное и речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие 4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3. Рассматривание фотографий, иллюстраций «Республика Северная Осетия – Алания»
Мероприятие совместно с родителями «Традиции нашей семьи»
Игра-мемори «Птицы нашего города» Познавательное развитие
Познавательное и социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие 1
Н
Е
Д
Е
Л
Я Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1.
2.
3. Рассматривание иллюстраций по теме «Природа Северной Осетии»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Народная осетинская игра «Чепена» Познавательное развитие
Интеллектуальное развитие
Социально-коммуникативное развитие 2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. НОД Аппликация «Знакомство с символикой Северной Осетии. Флаг»
Чтение осетинских народных сказок
Разучивание осетинских пословиц и поговорок
Игра с карточками «Деревья, которые мы встречаем по пути в детский сад» Познавательное и художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие 3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
1.
2.
3.
4. Беседа на тему: «Что я знаю о своём городе»
Чтение стихотворений осетинских писателей
Игра-мемори «Птицы нашего города»
Выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Природа Моздока» Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие 4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Литература:
1. «Ребенок в детском саду» 2002 г. №5.
2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом/ Н. В. Алешина. – М., 1999.
3. Ананина Т. В. Настоящее «ненастоящего города» / Т. В. Ананина. – Киров., 2003.
4. Герасимова,З. Родной свой край люби и знай/З. Герасимова, Н. Казачок, //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12.
5. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002.
6. Журнал «Воспитатель» № 12/2016 г.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? / Л. А. Кондрыкинская, - М., 2004.
8. Машкова С. В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе – Волгоград: Учитель, 2011.
9. Михайлова З. А. План – программа образовательно- воспитательной работы в детском саду/ З. А. Михайлова. – Спб. : Детство- Пресс, 2000.
10. Николаева С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез» 2010.
11. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6.
12. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Издательство «Детство-ПРЕСС», Санкт-Петербург 2010.