Алёна Бахметова
Проект в старшей группе «Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему : «Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа»
Введение «У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура»
Актуальность:
Публикация «Проект в старшей группе „Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа“» размещена в разделах
Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.
Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни, когда материальные ценности доминируют над духовными, а компьютеризация все глубже и шире внедряется в жизнь ребенка.
Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, ее истории.
Паспорт проекта :
Тип проекта : творческий.
Участники: дети старшего возраста, воспитатели, муз. руководитель, родители.
Продолжительность: краткосрочный (10 дней).
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное
- Познавательное
- Речевое
- Художественно-эстетическое
- Физическое развитие
Проблема:
- отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа;
- повышенный интерес к западной культуре.
Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственно-патриотическое и художественное - эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
Ожидаемый результат: Данный проект помогает раскрыть ребенку мир русской культуры, расширить представление об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре. На основе познания способствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и его традициям формируется у них представление о себе и других, как о личности.
Этапы реализации проекта :
I этап - Подготовительный:
1. Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
2. Сообщение родителям о проекте, о целях и задачах проекта.
3. Подбор методической литературы для реализации проекта.
4. Подбор наглядно – дидактического и музыкального материала, художественной литературы, видеороликов, организация развивающей предметно - пространственной среды в группе.
5. Организация самостоятельной деятельности детей в патриотическом уголке.
6. Написание проекта по данной теме.
II этап - Основной:
Работа с детьми:
1. Проведение бесед с детьми: «Старинные русские обычаи», «Русские народные костюмы», «Устройство русской избы».
2. Рассматривание картинок с изображением русских народных игрушек.
3. Просмотр презентации «Народная культура и традиции».
4. Знакомство с народными музыкальными инструментами.
5. Рассматривание предметов народной культуры в патриотическом уголке.
6. Слушание русских народных песен.
7. Изготовление с детьми матрешки в технике оригами с элементами аппликации.
8. Инсценировка детьми сказок «Теремок», «Гуси-лебеди».
9. Проведение П / И с детьми «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота», «Карусель».
10. Чтение художественной литературы по данной теме («Никита Кожемяка», «Финист-ясный сокол», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению», «Сивка бурка», «Айога», и т. д.).
11. Художественное творчество по народному декоротивно-прикладному искусству (роспись Гжель, хохлома, городец и др.)
12. Проведение народных игр с музыкальным сопровождением («Гори, гори ясно и др.)
13. Просмотр с детьми русских народных мультфильмов (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, «Волк и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и др.)
14. Проведение с детьми С/Р игры «Семья», «В русской избе).
15. Лепка «Петух» по мотивам дымковской игрушки.
Работа с родителями
1. Консультации для родителей «Народные традиции в воспитании детей», «Сказки, рассказанные на ночь».
2. Привлечение родителей к помощи в пополнении патриотического уголка в группе по данной теме.
3. Создание буклетов для родителей «Традиции русского народа»
4. Онлайн - показ «Мастер - класс по изготовлению тряпичной куклы»
III этап - Заключительный:
1. Проведение с детьми развлечения «Наступила весна, отворяй - ка ворота».
2. Оформление выставки рисунков творческих работ детей и их родителей на тему «Русская народная игрушка».
3. Создание презентации проекта.
Итог:
Подведя итог, можно сказать, что в ходе реализации проекта выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, дети узнали много нового и интересного про культуру и традиции своего народа.