Юлия Кашина
Проект в старшей группе «Космическое путешествие»
Название проекта : «Космическое путешествие» для старшей группы.
Тип: обучающий – игровой
Вид: творческий- игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта : апрель 2021 г.
Участники проекта : воспитатели старшей группы, дети, родители.
Основания для разработки проекта :
Публикация «Проект в старшей группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах. Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Цель: Расширить представления детей о Вселенной; создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о космосе, космонавтах, звездах, созвездиях, звездной пыли;
- Упражнять в обратном счете в пределах десяти;
- Формировать умение составлять слово из «рассыпанных» букв;
- Обогащать словарь.
Развивающие задачи:
- Развивать фантазию, мышление, воображение;
- Развивать мыслительную и речевую деятельности, зрительное внимание и восприятие;
- Развивать устную речь;
- Развивать мелкую моторику рук.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе;
- Воспитывать у детей любознательность, сосредоточенное внимание, чувство эмоционального удовлетворения;
- Содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей;
- Привлечь родителей к совместной деятельности (к изготовлению шлемов).
Планируемые результаты:
имеют представление о космосе, планетах, «Солнечной системе»;
умеют проводить опыты и эксперименты;
активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем, сверстниками в решении игровых, познавательных задач.
Актуальность проекта :
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.
Форма организации детской деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Словесные: ситуативный разговор, беседа, вопросы.
Наглядные: презентация.
Практические: организационный момент, д/и «Доскажи словечко», р/и «Семейка слов», физкультминутка, пальчиковая игра «Космонавт», слушание, экспериментирование.
Активизация словаря: скафандр, космонавт, планета, система подачи воздуха
Материалы и оборудование: презентация Power Point “Космос”, рисунок скафандра, музыкальный центр, портреты, глобус, мягкие модули, набор для проведения экспериментальной деятельности, книжки – раскраски с наклейками.
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап
Предварительная работа:
• Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
• Информация родителей о предстоящей деятельности.
• Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
• Беседы на тему "Земля - наш дом", "Солнечная система", "О космонавтах"? «Голубая планета - Земля», «Луна - спутник Земли», «Семья планет».
Задачи: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса, выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере, расширять представления детей о планетах солнечной системы, уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
• Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах.
• Рассматривание и чтение энциклопедий, книг, открыток о солнечной системе, созвездиях.
• Слушание космической музыки.
• Разучивание песен, игр, речевого материала.
II этап реализации
1. Художественно-продуктивная деятельность:
Лепка интегрированная (с элементами рисования) : «Необъятные космические просторы», рисование интегрированное (акварель + восковые карандаши) «Ракета. Космическое путешествие», конструирование из мягких модулей: «Наш космический корабль».
Задачи: расширять кругозор, знания детей о космосе, о созвездиях; развивать и поддерживать интерес к изобразительной деятельности, развивать моторику рук; прививать желание больше узнать о космосе, доводить начатое дело до конца, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
2. Работа с родителями по заданной теме (изготовление шлемов каждому ребенку).
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы, разучивание стихов, составление рассказов.
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».
Сюжетно-ролевые игры:
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа :
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе, лепка, рисование).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
III этап заключительный
1. Организация выставки детских работ
2. Сюжетно - ролевая игра: «Подготовка в космос»
3. Музыкальное развлечение «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
4. Открытый просмотр «Путешествие в космос»