Альбина Сулейманова
Проект в старшей группе «Искусство моего народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
на тему: «Искусство моего народа»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: среднесрочныйсрочный
Возраст детей: старшая группа.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Проблема: недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.
Публикация «Проект в старшей группе „Искусство моего народа“» размещена в разделах
Цель проекта : формирование основ личностной культуры дошкольника через познание истории, культуры, природы, традиций и обычаев родного края в процессе воспитательно – образовательной деятельности.
Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к этой теме уже в дошкольном возрасте Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков.
Во время чтения детям дагестанских сказок, заучивания стихов и прибауток заметила, как начинают блестеть глаза детей, в душе загорается интерес к народному творчеству дагестанского народа. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с дагестанской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники, традиции и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется.
Задачи проекта : 1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
2. Способствовать развитию интереса к дагестанским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
4. Пополнить словарный запас детей: «Жюлла», «Чара», «Арбабаш», «Кийиз»
5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях дагестанских народов.
6. Закреплять знания о дагестанском декоративно-прикладном искусстве, о дагестанских промыслах (ковроткачество, гончарное искусство, художественная обработка дерева, унцукульская насечка металлом, ювелирное дело).
7. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму. Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего;
Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров Дагестана;
Способствовать развитию мелкой моторики руки.
8. Воспитывать у детей: чувство причастности к культуре народов Дагестана, уважение к традициям и обычаям народов Дагестана, умение радоваться результатам.
9. Развивать интерес к изучению истории Дагестана, дагестанского народного творчества.
10. Расширять сотрудничество с родителями.
11. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Получение знаний об истории дагестанского жилища, об ее быте.
2. Обогащение и расширение словарного запаса.
3. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.
4. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.
5. Знакомство с дагестанскими народными пословицами, поговорками по теме.
6. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.
7. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
8. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.
9. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.
Полученные результаты:
Дети познакомились с предметами старинного дагестанского быта;
Познакомились с дагестанскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.
Расширили словарный запас по теме.
Расширились понятия о народном искусстве.
Совместно с родителями в группе организована выставка – музей «Предметы народного быта».
Этапы работы над проектом
«Искусство моего народа»
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный
1. Формулирование цели и определение задач.
2. Составление плана основного этапа проекта.
3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
4. Подбор материалов по теме проекта.
5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
6. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап – основной
Содержание проекта
Физическое развитие Подвижные народные игры «Самый ловкий джигит», «Перекати яйцо», «Джигитовка», «Ты, джигит и я и джигит», «Сорока, «Перепрыгни костер»,
Художественно-эстетическое развитие: Рисование на тему: «Роспись Балхарского кувшина», «Изготовление тарелок и кувшинов из папье маше», «Балхарская глиняная игрушка»
Аппликация «Бабушкин подарок. Джурабки для внука!» «Узоры для осеннего ковра!»
Речевое развитие:
Беседа: «Дагестанский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете».
Инсценировка дагестанской народной сказки «Гуглахай».
Чтение дагестанских народных сказок : «Храбрый мальчик», «Ум и счастье», «Сыновья мельника и аждаха», «Сказка о скупости», «Синяя птица» и т. д.
Разучивание поговорок и пословиц.
Познавательное развитие:
ОД: «Народная культура и традиции Дагестана», «Быт народов Дагестана в старину», «Народные промыслы».
Загадывание загадок о народных праздниках Дагестана.
Дидактические игры – «Наш Дагестан», «Укрась дерево», «Прокати яичко с горки» и т. д.
Сюжетные игры «Праздник первой борозды в ауле», «Первый подарок малышу», «Собираем урожай»
Музыкальное развитие: Прослушивание дагестанских народных песен «Обрядовые песни Дагестана» «Обряд вызывания дождя», «Свадебные обрядовые песни».
Задачи: Развивать образное восприятие песен. Знакомить с народными музыкальными инструментами (Агач-кумуз, зурна, пандур, чагана). Обучать игре на барабане.
Работа с родителями:
Консультации: «Дагестанская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольного возраста», «Приобщение к истории, традициям и культуре Дагестана».
Задачи: Вызвать желание принять участие в оформлении мини – музея «Предметы народного быта».
3 этап – заключительный
Организация в группе выставки – музея «Предметы быта народов Дагестана».