Екатерина Пилюгина
Проект в старшей группе «Моя семья»
Проект «Семья»
Срок реализации – в течение учебного года
Автор: Пилюгина Екатерина Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
Перечень представленных материалов:
1. Описание разработки.
2. Список литературы
3. Презентация работы над проектом «Семья в старшей группе «Солнышко» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9» муниципального образования «город Бугуруслан»
Публикация «Проект в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
«Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».
А. Н. Острогорский
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др., можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи:
Для детей:
1. Формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»
2. Помогать ребенку, осознавать свои характерные особенности, предпочтения
3. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
4. Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
5. Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
6. Развивать коммуникативные навыки детей;
7. Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Для родителей:
1. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
2. Установление тесного эмоционального контакта с ребенком через включение в совместную деятельность.
3. Поддержать интерес ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т. д.
Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог) :
1. Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье
2. Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей
3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта
4. Активизация психолого-педагогической компетентности родителей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационный – диагностический (октябрь).
Цель: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
Предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»; знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; разучивание стихов «Семья», О. Чусовитина «Самый лучший!», пальчиковой гимнастики «Наша семья», загадывание загадок, словотворчество; просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
2 этап - формирующий (ноябрь - апрель).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Второй этап – это процесс реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома, «Как мы отдыхаем».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин».
Дидактические игры: «Кем быть?», «Закончи предложение», «Кто старше?» «Кто младше?»,
«Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало, «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений, «Собери портрет из деталей», «Составь семью из фигурок», «Радость - или огорчение?», «Назови как тебя дома ласково называют?».
Чтение художественной литературы: «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Косточка» К. Ушинский, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский.
Сотрудничество с семьёй :
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин». Участие родителей в досуге «Мамочка милая моя», в выставке «Золотые руки мамы». Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап - обобщающий (май)
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включал в себя презентацию проекта, которая бы проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. И в рамках семейной гостиной планировалась организация стендовой презентации и выставки творческих работ детей, распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ. Но по причине введения режима самоизоляции, был оформлен альбом-презентация «Семейный альбом группы «Солнышко»».
Продукт проектной деятельности : Творческий рассказ на тему «Моя мама», «Мой папа» «Мой дедушка» «Моя бабушка», рисунки детей, дидактические игры, фотографии досугов., создание «Древа семьи», выставка «Мамочка милая моя» ко Дню матери.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
- Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
- Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
- Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
- Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.
- Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В. Г. "Как воспитать здорового ребенка".
2. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.
3. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т. А. - М. :ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6. Нестерюк Т. Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
7. Сайкина Е. Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990 -420 с. :-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru
www.maam.ru/. /integrirovanoe-zanjatie-moja-rodo