Инга Пестерева
Проект в старшей группе «Мой край-Югра»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: познавательно -информационный
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательский, игровой, музыкально - художественный
Продолжительность проекта: средне срочный 21.10 по 14.02 2014
Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст
Партнёры: воспитатели, учитель – логопед, родители, дети
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Публикация «Проект в старшей группе „Мой край-Югра“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Проектирование – новая форма содеятельности, сотворчества детей и взрослых, помогают найти источник не только эмоционально-насыщенных переживаний, но и развития.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.
ПРОБЛЕМА: В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в старшей группе, расширить представления о своей малой Родине – Югре.
Программное содержание:
Развивать желание узнать что-то новое и интересное. Расширять знания детей о родном городе, крае, о природных условиях, о своеобразии жизни коренных народов Севера (жилище, одежда, труд, традиции). Познакомить с символикой Югры (герб, флаг). Воспитывать любовь к родному городу, чувств уважения к жизни, традициям и обычиям других народов.
Задачи :
Осуществление проекта
1 этап: Подготовительный.
1. Выявление проблемы, формировка цели, задач
2. Разработка проекта. Подбор методической литературы.
3. Вовлечь родителей в проектную деятельность. Подготовка фотографий иллюстраций о городе, крае
4. Создание в группе предметно-развивающей среды.
2 этап: Основной
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Совместная деятельность
Работа по таблице «Мой край»
Цель: выявить знания детей о родном крае, городе. Выяснить темы которые заинтересовали детей.
Беседа наш край Югра
Цель: развивать желание узнать что-то новое и интересное. Расширять знания детей о родном городе, крае.
Познакомить с символикой края: флаг, герб
Беседа «Животные нашего края» (рассматривание иллюстраций)
Цель: Расширять знания о диких животных, учить детей составлять небольшой рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о внешнем виде животного и его повадках. Воспитывать у детей умение слушать друг друга.
Беседа «Жители Югры»
Познакомить
Чтение художественной литературы
Цель: Продолжать развивать у детей интерес к художественной и познавательной литературе; знакомить детей с культурой народов Севера; воспитывать любовь к родному краю.
Чтение сказок народов Севера
О. Лебедева «Буровичок Югорка»
С. ролевая игра: Путешествие в прошлое нашего края. (с использованием интерактивной доски и презентации)
Рассматривание :
Карты родного края
Альбом «Жители Югры» Ханты и Манси
Животные и растения края
Птицы нашего края
Растения болот.
Картина «Северные олени»
Игры
Подвижные игры народов Севера:
«Снежная карусель». Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе
«Пастухи и олени» Цель: развивать ловкость, глазомер
«Охотники и куропатки» Цель: Закрепить умение бросать мяч, развивать глазомер, ловкость,
«Силачи» (перетягивание каната) цель учить выполнять упражнение сообща
«Нарты и сани» прыжки через бумы с ноги на ногу
«Ручейки и озера» Цель: закрепить умение двигаться змейкой, быстро организовывать круг
Игра малой подвижности «У Оленя дом большой»
Пальчиковая гимнастика
Кто спит зимой?
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Только заиньке не спится -
Убегает от лисицы. Показывают большой палец, вращая им.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков! Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
Динамическая пауза
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень.
Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук.
Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
Непосредственно – образовательная деятельность
Познание
ФЦКМ Тема: «Наш край - Югра»
Программное содержание:
Развивать желание узнать что-то новое и интересное. Расширять знания детей о родном городе, крае, о природных условиях, о своеобразии жизни коренных народов Севера (жилище, одежда, труд, традиции). Познакомить с символикой Югры (герб, флаг). Воспитывать любовь к родному городу, чувств уважения к жизни, традициям и обычиям других народов.
Поисково – исследовательская деятельность
Тема: «Путешествие по реке Юганке»
Программное содержание: Формировать представление у детей о свойстве бумаги. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Материал: тазики для воды, тряпочки, бумажный кораблик, картон, поролон, пластмасса, дерево, металл.
Коммуникация
Тема: «Пушные звери нашего края» (рассматривание предметных картин)
Программное содержание:
расширять кругозор детей, развивать потребность в получении новых представлений.
Словарная работа: расширить представления детей и активизировать словарь по теме (названия животных, внешние особенности, повадки); учить подбирать определения к существительным, обозначающих животных.
Связная речь: учить сравнивать животных между собой (чем похожи и чем отличаются заяц и волк).
ЗКР: закрепить правильное произношение звуков -ч- и -щ-; учить различать и выделять эти звуки в словах; называть их местоположение (в начале, середине, конце слова).
Воспитывать у детей интерес к животному миру родного края.
Тема: «Северные олени»
(рассказывание по картине)
Программное содержание:
развивать у детей воображение в составлении рассказов.
Словарная работа: активизировать лексический запас по теме (характерные особенности внешнего вида животного; антонимов: слабый - сильный, маленький – большой).
Связная речь: учить детей составлять небольшой рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о внешнем виде животного и его повадках.
Воспитывать у детей умение слушать друг друга.
Тема: «Лепка. Северный олень.»
Программное содержание:
развивать у детей творческие способности; учить лепить фигуру северного оленя комбинированным способом, передавая его характерные особенности, формировать умение сглаживать поверхность формы; воспитывать интерес к северным оленям.
Тема: «Аппликация «Где-то на белом свете»
Программное содержание:
развивать у детей умение создавать из фигур декоративные композиции; учить сопоставлять фигуры по размеру, располагать их в определённом порядке, сочетая по цвету; воспитывать интерес к жителям Крайнего Севера.
Тема: «Животные наших лесов. «Царство диких зверей» (коллективная работа)»
Программное содержание:
Продолжать развивать умение вырезать более сложные изображения - фигурки животных с помощью трафарета; учить задумывать сюжетную композицию и сравнивать с полученным результатом; воспитывать бережное отношение к животным нашего края.
Рисование
Зайчиха с зайчатами»
Программное содержание:
развивать образное, эстетическое восприятие, развивать умение соотносить животных по величине; познакомить детей с творчеством художника Е. Чарушина; продолжать учить детей рисовать животных из овала; совершенствовать навыки набивания кистью; расширять знания о внешнем виде зайцев, об особенностях окраски шерсти; развивать связную речь детей при описании животных, воспитывать интерес к книжной графики.
Тема: «Животные Югры»
Программное содержание:
развивать способность к творческому воспроизведению животных с характерной передачей их повадок, поведения, окраски; учить детей рисовать фигуры животных в движении из овала; развивать способность к творческому воспроизведению животных с характерной передачей их повадок, поведения, а также цвета их окраски; упражнять детей в использовании в речи простых распространённых предложений; закреплять навыки работы с красками; воспитывать любовь к животным нашего края.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Мастер класс «Как подготовить презентацию семейного проекта»
Знакомство с проектом, его целями, задачами и предполагаемыми результатами деятельности
Индивидуальные беседы с родителями, родительское собрание.
Привлечение родителей к обсуждению промежуточных результатов работы над проектом, выявлении возникающих проблем и поискам путей их решения.
Личная мотивация родителей на успех ребёнка, сотрудничество с ребёнком.
Консультации родителей, обсуждение вопросов проекта.
Защита проектов с участием родителей.
3 этап: Заключительный
1. Выполнение проекта. Практическая часть.
2. Итоги и презентация работы
На заключительном мероприятии родители совместно с детьми представили свои работы.
Вот что вышло
.