LENAK
Проект в старшей группе «Бережливый — это Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Бережливый – это Я».
Вид проекта : исследовательский - информационный, долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель
Продолжительность проекта : сентябрь-май
Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления.
Темочки:
Задачи:
• формировать у дошкольников представления о бережливости;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.
Актуальность проекта
Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь.
Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.
Большинство представителей современных дошколят:
- проявляют индивидуальность и уникальность;
- охотно овладевают современными навыками и умениями.
С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ.
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации
Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных детей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам, к себе и окружающим.
План реализации проекта :
1. Подготовительный: сентябрь
2. Основной: октябрь - апрель
3. Заключительный: май
Этапы
Срок реализации
Мероприятия
Ответственный
Подготовительный
сентябрь
• Формулирование темы проекта, его актуальности, его целей, задач;
• Подборка материалов, необходимых для создания и проведения проекта;
• Подбор литературы по воспитанию бережливости старших дошкольников;
• Изучение познавательной художественной литературы по данной теме;
• Подготовка информации для родителей по теме «Бережливые технологии в ДОУ».
Веретенова О. В.
Основной
октябрь-апрель
· Консультации для родителей:
«Внедрение бережливых технологий в ДОУ», «Бережливый детский сад», «Ребенок и электричество», «Как воспитать бережливость», «Азбука бережливости», «Безотходная технология на кухне», «Домашняя экономика», «Ребенок и экономика», «Вещи должны нам служить», «Вторичные ресурсы начинают путь из дома», «И светит и греет»;
· Составление дидактических игр:
«Живое-неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо», словесная игра «Рифмовки», «Закончи предложение», «Найди подходящие предметы», «Где живет лампочка?», «Сортировка мусора», «Что для чего?»;
· Создание картотеки проблемных
ситуаций: «Как беречь энергию в детском саду детям и взрослым?», «Как сберечь энергию?», «Что будет, если исчезнет электричество?», «Из крана исчезла вода», «Что будет, если исчезнет пресная вода?», «Если закончились запасы природного топлива?», «Как сберечь тепло в доме?», «Если стал холодным дом?»
· Серия наблюдений:
«Кто из взрослых следит за электроэнергией в детском саду», «Наши помощники», «Волшебная свеча», «Как мы бережем тепло в детском саду», «Как мы используем воду в детском саду», «Кому нужна вода»;
· «Уроки бережливости» - беседа
об аккуратном отношении к игрушкам и книгам;
· Создание творческой
мастерской по изготовлению игрушек, ремонтной мастерской книг;
· Изготовление игрушек из
бросового материала;
· Изготовление книг своими
руками (родители с детьми);
· Оформление визуализации в
центре экологии «Паспорт растений» (условные обозначения);
· Визуализация безопасности.
Определение пунктирными линиями опасные места (двери, лестница, окна и т. д.);
· Визуализация группы и её
местоположение для родителей;
· Чтение художественной
литературы по теме;
· Беседы об электричестве, свете,
воде, доходах родителей, экономии бюджета, своей безопасности и безопасности окружающих, о сортировке мусора, с опорой на жизненный опыт;
· Просмотр мультфильма про
царевну «Осьминог»;
· Просмотр презентаций по теме
проекта : «Планета Земля – наш общий дом», «Природные богатства Выксы-России», «Вода – главное чудо планеты», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей», «Уроки бережливости для трех поросят», «Домик-экономик», «Как сберечь энергию»;
· Инсценировки сказок или
фантазий детей;
· Словесные игры и загадки;
· Разучивание знаков и правил
безопасности;
· Разучивание игры «Наш день»;
· Изготовление карточек-символов,
эмблем, костюмов для «патруля бережливых».
Веретенова О. В.
Заключительный
май
· Выставка семейного творчества
«Будет всем нам хорошо если в доме уютно, тепло и в меру светло»;
· Выставка игрушек из бросового
материала;
· Квест – игра для детей и
родителей «Путешествие в страну Бережливости»;
· Оформление зарисовок
эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков «Мы за бережливость»;
· Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»;
· Акция «Каждой птице свой
дом!»,
· «Мы маленькие Берегоши»;
· Анкеты для родителей
Веретенова О. В.
Предполагаемый результат
В результате освоения программы дети старшего дошкольного возраста должны:
· овладеть представлениями об основных энергетических источниках и правилах бытового пользования ими; представлениями о роли света в жизни человека; об источниках света – солнце, огне, электричестве и др. ;
· овладеть элементарными знаниями о способах экономии воды, тепла и электроэнергии каждого члена семьи; знаниями о доходах и расходах семейного бюджета, об экономии доходов семейного бюджета; о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи.
· уметь вносить личный вклад для восстановления экологического баланса планеты соблюдая нормы бережливости (например, сэкономив электричество, мы тем самым вносим вклад в сбережение чистого воздуха и экономию энергоресурсов в целом).
· развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
· развить любознательность (экспериментирование, опыты).
· сформировать предпосылки к учебной деятельности.
Тема проекта : «Бережливый – это Я».
Вид проекта : исследовательский - информационный, долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель
Продолжительность проекта : сентябрь-май
Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления.
Задачи:
• формировать у дошкольников представления о бережливости;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.
Актуальность проекта
Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь.
Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.
Большинство представителей современных дошколят:
- проявляют индивидуальность и уникальность;
- охотно овладевают современными навыками и умениями.
С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ.
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации
Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных детей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам, к себе и окружающим.
План реализации проекта :
1. Подготовительный: сентябрь
2. Основной: октябрь - апрель
3. Заключительный: май
Этапы
Срок реализации
Мероприятия
Ответственный
Подготовительный
сентябрь
• Формулирование темы проекта, его актуальности, его целей, задач;
• Подборка материалов, необходимых для создания и проведения проекта;
• Подбор литературы по воспитанию бережливости старших дошкольников;
• Изучение познавательной художественной литературы по данной теме;
• Подготовка информации для родителей по теме «Бережливые технологии в ДОУ».
Веретенова О. В.
Основной
октябрь-апрель
· Консультации для родителей:
«Внедрение бережливых технологий в ДОУ», «Бережливый детский сад», «Ребенок и электричество», «Как воспитать бережливость», «Азбука бережливости», «Безотходная технология на кухне», «Домашняя экономика», «Ребенок и экономика», «Вещи должны нам служить», «Вторичные ресурсы начинают путь из дома», «И светит и греет»;
· Составление дидактических игр:
«Живое-неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо», словесная игра «Рифмовки», «Закончи предложение», «Найди подходящие предметы», «Где живет лампочка?», «Сортировка мусора», «Что для чего?»;
· Создание картотеки проблемных
ситуаций: «Как беречь энергию в детском саду детям и взрослым?», «Как сберечь энергию?», «Что будет, если исчезнет электричество?», «Из крана исчезла вода», «Что будет, если исчезнет пресная вода?», «Если закончились запасы природного топлива?», «Как сберечь тепло в доме?», «Если стал холодным дом?»
· Серия наблюдений:
«Кто из взрослых следит за электроэнергией в детском саду», «Наши помощники», «Волшебная свеча», «Как мы бережем тепло в детском саду», «Как мы используем воду в детском саду», «Кому нужна вода»;
· «Уроки бережливости» - беседа
об аккуратном отношении к игрушкам и книгам;
· Создание творческой
мастерской по изготовлению игрушек, ремонтной мастерской книг;
· Изготовление игрушек из
бросового материала;
· Изготовление книг своими
руками (родители с детьми);
· Оформление визуализации в
центре экологии «Паспорт растений» (условные обозначения);
· Визуализация безопасности.
Определение пунктирными линиями опасные места (двери, лестница, окна и т. д.);
· Визуализация группы и её
местоположение для родителей;
· Чтение художественной
литературы по теме;
· Беседы об электричестве, свете,
воде, доходах родителей, экономии бюджета, своей безопасности и безопасности окружающих, о сортировке мусора, с опорой на жизненный опыт;
· Просмотр мультфильма про
царевну «Осьминог»;
· Просмотр презентаций по теме
проекта : «Планета Земля – наш общий дом», «Природные богатства Выксы-России», «Вода – главное чудо планеты», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей», «Уроки бережливости для трех поросят», «Домик-экономик», «Как сберечь энергию»;
· Инсценировки сказок или
фантазий детей;
· Словесные игры и загадки;
· Разучивание знаков и правил
безопасности;
· Разучивание игры «Наш день»;
· Изготовление карточек-символов,
эмблем, костюмов для «патруля бережливых».
Веретенова О. В.
Заключительный
май
· Выставка семейного творчества
«Будет всем нам хорошо если в доме уютно, тепло и в меру светло»;
· Выставка игрушек из бросового
материала;
· Квест – игра для детей и
родителей «Путешествие в страну Бережливости»;
· Оформление зарисовок
эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков «Мы за бережливость»;
· Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»;
· Акция «Каждой птице свой
дом!»,
· «Мы маленькие Берегоши»;
· Анкеты для родителей
Веретенова О. В.
Предполагаемый результат
В результате освоения программы дети старшего дошкольного возраста должны:
· овладеть представлениями об основных энергетических источниках и правилах бытового пользования ими; представлениями о роли света в жизни человека; об источниках света – солнце, огне, электричестве и др. ;
· овладеть элементарными знаниями о способах экономии воды, тепла и электроэнергии каждого члена семьи; знаниями о доходах и расходах семейного бюджета, об экономии доходов семейного бюджета; о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи.
· уметь вносить личный вклад для восстановления экологического баланса планеты соблюдая нормы бережливости (например, сэкономив электричество, мы тем самым вносим вклад в сбережение чистого воздуха и экономию энергоресурсов в целом).
· развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
· развить любознательность (экспериментирование, опыты).
· сформировать предпосылки к учебной деятельности.