Татьяна Радиванюк
Проект в старше группе «Неделя смеха и веселых затей»
▼ Скачать
Проект «Неделя смеха и веселых затей»
Вид проекта : познавательный, игровой.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги.
Актуальность темы
Публикация «Проект в старше группе „Неделя смеха и веселых затей“» размещена в разделах
- День смеха. 1 апреля
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе значительно возросли требования к развитию детей дошкольного возраста. Это становится заметным в новых программах и педагогических технологиях по развитию и образованию дошкольников.
Недостаточная развитость чувства юмора у современных детей и наличие нездоровых проявлений чувства юмора, мешает детям правильно воспринимать и понимать окружающую действительность, общаться конструктивно, приводит к конфликтным ситуациям, что поднимает уровень стресса.
А ведь дети самой природой созданы для радости! Смеясь, детям гораздо легче расстаться и со своими обидами, страхами и капризами. Смех защищает человека, делает его сильнее и неуязвимее. Чувство юмора, с одной стороны, является «индикатором» состояния дошкольника, с другой – самым существенным образом влияет на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Задача развития у детей чувства юмора содержится в разделе «Приобщение к художественной литературе» образовательной области «Речевое развитие» «Основной образовательной программы Дошкольного Образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Развитие чувства юмора – это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию, правильному пониманию юмора и действительности. Юмор заостряет внимание на том, на что раньше дети не обращали внимание, он всегда вносит атмосферу жизнерадостности, стимулирует творчество. Через добрую улыбку, незлобный смех входит в сердце ребёнка понятие человечности, любви и благородства. А. С. Макаренко писал: «Задача педагога научить ребёнка смотреть на мир с улыбкой, развивать способность смеяться, развивать чувство юмора, здоровой улыбке надо учить с детства».
Развивая у детей чувство юмора, необходимо научить ребенка отличать юмор от сарказма, пошлости, насмешки. Объяснить это малышу, наверное, будет сложно, но дети очень тонко чувствуют эмоциональную реакцию близкого взрослого, поэтому нужно всегда определенно дать понять, что есть вещи, над которыми шутить и смеяться нельзя ни в коем случае, это, например, физические недостатки, особенности внешности.
Нельзя смеяться над искренними чувствами ребенка, которые он вам доверяет, также шутить над тем, что ребенок считает проблемой, хотя вы и знаете, что она не стоит переживаний.
Всегда можно найти поводы для добрых и милых шуток, научить этому ребенка, смеяться вместе от души. Это сближает взрослого с ребенком, учит ребенка легче переносить жизненные трудности, находя в них смешные стороны. Смех продлевает жизнь и делает ее более яркой!
Мы, взрослые, должны использовать юмор в воспитании и обучении, создавать установку на веселье, радость, необычное видение окружающего мира, поощрять удачные шутки, проявление находчивости.
Цель проекта : создание эмоционального комфорта, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности детей.
Задачи проекта
образовательные
для детей:
• формировать чувство правильного восприятия юмора;
• учить решать конфликты при помощи шуток и улыбки;
• учить отличать насмешку от юмора;
для родителей:
• привлечь внимание родителей к вопросам создания в семье среды, благоприятной для успешного развития ребенка;
для педагогов:
• разработать рекомендации родителям по развитию чувства юмора у дошкольников;
развивающие
для детей:
• развивать коммуникабельность, желание делиться своими впечатлениями с окружающими, инициативность, уверенность;
• развитие выразительности речи;
• формировать такие качества, как доверчивость, открытость, раскрепощенность, жизнерадостность;
• развивать фантазию, образное мышление, воображение;
для родителей:
• содействовать развитию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
для педагогов:
• развивать интегрированный подход в организации НОД с детьми.
• способствовать возникновению у детей ярких эмоциональных переживаний;
воспитательные
для детей:
• воспитывать чувство такта, взаимовыручки, честности, справедливости;
• воспитывать умение общаться в коллективе, устанавливать дружеские отношения;
для родителей:
• формировать активную жизненную позицию в вопросах укрепления здоровья, овладения навыками здорового образа жизни.
Предполагаемый результат
для детей:
• формирование положительных чувств и эмоций через улыбку;
• становление дружеских взаимоотношений между детьми;
• проявление активности, интереса к коллективным видам деятельности;
для родителей:
• участие родителей в воспитательном и образовательном процессах;
для педагогов:
• обогащение РППС в группе и на прогулочном участке;
• создание эмоционального комфорта в группе.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Оформление выставки совместного с родителями творчества «Смешинка». Цель: активизировать родителей для совместного с детьми творчества.
Реализация проекта :
1 этап - подготовительный
Задачи:
• Заинтересовать участников изучением данной темы,
• Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме «Неделя смеха и веселых затей».
• Подобрать, изготовить игры, атрибуты для игровой деятельности, игрушки, материалы для познавательной, экспериментальной, изобразительной, продуктивной деятельности,
• Составить план мероприятий.
2 этап – основной
Задачи: воплощение проектных задач на практике, непосредственная реализация проекта.
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей:
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие речи. Знакомство с юмором русского фольклора (небылицы, загадки, скороговорки, пословицы). Цель: повторение известных произведений, ознакомление с новыми загадками, скороговорками, небылицами и пословицами, формирование умения подмечать юмор в каждом произведении и понимать, какой цели он служит.
Рисование. Улыбающиеся фрукты на блюде. Цель: формирование умения рисовать по шаблону с добавлением юмористических деталей, закрепление названий фруктов и их окраски.
Рисование. Цветные небылицы. Цель: рисование по собственному юмористическому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания.
Подготовка к обучению грамоте. (Журова Л. Е., № 29, стр. 60)
Ознакомление с окружающим миром. Знакомство с профессией клоуна. Цель: знакомство детей с творческой профессией клоуна, деловыми и личностными качествами человека этой профессии.
Математика (Помораева И. А., № 1 стр. 57, № 2 стр. 59)
Физкультура (По плану инструктора по физкультуре)
Музыка (По плану музыкального руководителя)
Лепка. Веселый гном. (Колдина Д. Н., стр. 42)
Конструирование. Здание цирка. Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей, развитие фантазии, изобретательности.
Беседы, объяснение смысла пословиц, поговорок, афоризов
Цель: развитие умения слушать и вести диалог по заданной теме, развитие чувства юмора и умения адекватно реагировать на розыгрыши и шутки.
Праздник-проказник (1апреля).
Смех — великий лекарь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Слезы вместе, смех пополам.
Когда шутка не доводит до добра.
Чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества
Цель: развитие интереса к литературным юмористическим произведениям, умения отвечать на вопросы по прочитанному.
С. Я. Маршак. Вот какой рассеянный. Багаж.
А. Л. Барто. Девочка - рёвушка. Модница.
Г. Остер. Вредные советы
Д. Хармс. Врун. Веселый старичок.
В. Драгунский. Надо иметь чувство юмора
Н. Н. Носов. Живая шляпа. Фантазеры.
Небылицы в лицах. Народные потешки и небылицы (иллюстрации Ю. Васнецова)
Где это видано? Небылицы, перевертыши, сказки. Составитель Астахова Н. В.
Детский юмористический журнал «Веселые картинки»
Наблюдения и эксперименты
Цель: развитие познавательного интереса, наблюдательности, обогащение словаря.
Наблюдение за облаками.
Бегут по небу разные зверюшки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
А если вы фантазией богаты,
Там свой портрет отыщите, ребята.
Что такое облака? Какого они цвета? На что похожи облака? Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.
Воздушный шарик в качестве реактивного двигателя.
Эта наглядная модель демонстрирует принцип работы реактивных двигателей. Принцип ее работы в том, что струя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении.
Микробы убегают от мыла.
Наполните тазик водой, положите «микроба» (фигурки из картона) в центр тазика. Попросите ребенка обмакнуть палец в жидкое мыло (сделать это подальше от тазика) и опустить в воду. В результате «микроб» мгновенно начинает двигаться к краю тазика. Результаты этих опытов объясняются действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды. Если решите повторить эксперименты, то воду в тазике замените на новую.
Дидактические и развивающие игры
Цель: расширение представлений о значении слов, пополнение словарного запаса, развитие грамотности, мышления, сообразительности, внимания, связной речи, умения замечать непоследовательность в суждениях.
Что напутал художник?
Что не так?
«Да – Нет» (см. Приложение)
Сломанный телефон
Сказка с вопросами (см. Приложение)
И я!
Только «веселые» слова
Загадки без слов
Все наоборот
Веселые стихи читаем, слово в рифму добавляем (см. Приложение)
Не бывает…
Рассмеши меня
Загадка наоборот.
Из-за того, что все надо понимать наоборот, описание воспринимается смешно. Воспитатель загадывает детям загадку, а дети, чтобы разгадать ее, должны понять все наоборот. Например:
-растет под водой (значит на суше);
-совсем нет веток (значит их много);
-каждый сезон меняет цвет (значит - не меняет);
-приносят в дом летом (значит - зимой) и обрывают листья (наряжают игрушками). Ответ – елка.
Красная Шапочка и Волк
В основе этой игры лежит прием умолчания истины и оглашения противоположного.
Я – сковородка
Каждый из детей придумывает себе какое-нибудь смешное имя, связанное с окружающим. Затем ведущий начинает разговаривать с ними: знакомится, спрашивает, кто где живет, кто что любит носить, во что одевается и т. д. Дети должны отвечать так, чтобы везде звучало загаданное слово. Например: «Как тебя зовут?» - «Сковородка». – «На чем ты спишь?» - «На сковородке…» и т. д. Смеяться запрещается. Кто засмеялся – становится водой.
Сочиняем смешные истории с кубиками… (см. Приложение)
Оборудование: кубики с изображение картинок, символов.
Двигательная активность
Цель: совершенствование основных видов движений, умения действовать в соответствии с правилами, воспитание волевых качеств: выдержки, смелости, решительности, развитие умения справляться с отрицательными эмоциями, умения взаимодействовать в коллективе.
Игра малой подвижности «Зал зеркал»
Дети становятся в круг, один ребенок (ведущий) в центре. Каждый ребенок в кругу - зеркало, все вместе - зал зеркал. Ведущий входит в круг, показывает смешные движения, мимику - остальные повторяют за ним. Задача ведущего - рассмешить «зеркала». Задача «зеркал» - не смеяться! Тот, кто засмеялся - выбывает из игры.
Подвижная игра «Черное и белое»
Дети делятся на 2 команды: «черная» и «белая». По сигналу взрослого одна команда догоняет другую. Чем чаще меняется сигнал, тем веселее.
Подвижная игра «Поймай хвостик обезьянки»
Дети встают «паровозиком», держаться крепко. Первому ребенку из команды одевают шапочку обезьянки, а последнему дают небольшую веревочку – хвостик. С началом музыки первый ребенок в «паровозике» с другими детьми должен поймать последнего ребенка за хвост.
Игра малой подвижности «Весёлый клоун»
Дети выполняют свободные смешные движения под веселую музыку.
Игра малой подвижности «Заразительный смех»
Дети ложатся на пол: ухом к животу другого. Когда конструкция готова, первый ребенок говорит «Ха!» Второй: «Ха-ха!» Третий: «Ха-ха-ха!» и т. д. Вскоре все дети начнут смеяться, потому что заразятся общим настроением. Здесь умалчивается причина и само содержание комической ситуации. Дети просто заражаются смехом друг от друга.
Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Игра малой подвижности «Хохотунья»
Дети, образуют круг, в центре водящий с платком в руках. Он кидает платок вверх, пока тот летит до пола, все громко смеются, платок на полу - все умолкают, кто засмеется - садится на место.
Игра-забава «У оленя дом большой!»
Игра-забава «Мы играем громко слишком!»
Мы в ладоши хлопаем, хлопаем!
Все ногами топаем, топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже
Языки покажем!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Пальчик поднесем к виску!
Дружно прыгнем к потолку!
Шире рот откроем!
И гримасы состроим!
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три!
Игра-забава «Шел король по лесу»
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем,
Головкой мы качаем, качаем, качаем.
И снова начинаем, на-чи-на-ем!
Артикуляционная минутка «Шутники»
Порычим, помурчим, покричим да постучим.
Похрипим, пожужжим, пофырчим и помолчим.
Пальчиковая гимнастика «Мальчики-пальчики»
Мы на пальчиках считали и ужасно хохотали:
Разве это пальчики? Это просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк, любит хвастать просто так.
- Как дела? – спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: - Во!
Указательный поманит, погрозит укажет путь.
А потом в носу застрянет: надо ж где-то отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра выбирает имена:
Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора, лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю – очень маленьких люблю!
Физкультминутка «Смешим Несмеяну»
Мы царевну Несмеяну будем целый день смешить,
Как снежинки, как пушинки, будем радостно кружить.
Будем пятиться как раки, несмотря на буераки.
Спрячемся как крот в нору и появимся к утру.
Несмеяна захохочет, с нами поиграть захочет.
Скажет нам: «А дошколята все — веселые ребята!»
Игра малой подвижности «У Маланьи»
Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей (Слова сопровождаются выразительными движениями.)
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Ничего они не ели,
На нее они глядели,
Делали вот так! (Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают.)
Физкультминутка «Мышонок»
Сел мышонок на масленок, (ладонь правой руки накрывает кулак левой)
А масленок липкий гриб. (кулак лево руки вращается вокруг своей оси)
Посидел на нем мышонок (поскользить ладонью по кулаку)
И прилип, прилип, прилип. (отрываем ладонь от кулака, а не получается)
Физкультминутка «Два медведя»
Сидели два медведя (пружинка с поворотом)
На тоненьком суку.
Один читал газету, (руки в стороны, повороты головы)
Другой месил муку. (месить тесто)
Раз ку- ку, два ку- ку (кулаком стучать о кулак)
Оба шлёпнулись в муку! (руками шлепнуть по коленям)
Нос в муке, рот в муке, (показывать части тела)
Ухо в кислом молоке!
Игра малой подвижности «Птицы»
Голуби летели, нам на плечи сели.
Сели, посидели, дальше полетели. (слова сопровождаются движениями и показом частей тела)
Воробьи летели, нам на пятки сели.
Сели, посидели, дальше полетели.
Соловьи летели, на колени сели.
Сели, посидели, дальше полетели. И т. д.
Мимическая гимнастика
Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица.
Наморщить лоб, поднять брови (удивление).
Расслабиться, свести брови, насупить их (сердитость).
Расслабиться. Полностью расслабить брови, «закатить» глаза (равнодушие).
Расширить глаза, открыть рот (страх).
Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (радость).
Дыхательная гимнастика «Поиграем с носиком»
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Самостоятельная творческая деятельность
Цель: развитие личной заинтересованности через создание разнообразной игровой среды, выражение юмористических эмоций к окружающему миру.
Рисование. Цветные кляксы. Смешные рожицы. Чудо – дерево. Кто спрятался в чайнике (кастрюле? Кого проглотила рыба?
Самостоятельное рассматривание и придумывание веселых историй по картинкам журнала «Веселые картинки».
Игры с воздушными шарами, мыльными пузырями.
Двигательная пауза «Повтори наоборот».
Двигательная пауза. Поймай солнечного зайчика.
Мимическая гимнастика «Круглые глаза».
Театрализованная деятельность
Игра «Поиграем — угадаем»
Цель: развивать пантомимические навыки.
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Инсценировки. Цель: развитие творческих способностей детей, выразительности речи и движений.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!
Что я видел (из франц. народной поэзии)
-Что я видел! Что я видел!
-Куманёк, а что ты видел?
-Я видел, как чиж весь город Париж упрятал в мешок!
-Ой, врёшь, куманёк!
-Что я видел! Что я видел!
-Куманёк, а что я видел?
-Корова в саду плясала на льду в июльский денёк!
-Ой, врёшь, куманёк!
-Что я видел! Что я видел!
-Куманёк, а что ты видел?
-Медведица в шарфе играла на арфе, а жук дул в рожок!
-Ой, врёшь, куманёк!
-Что я видел! Что я видел!
-Куманёк, а что ты видел?
-Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенёк!
-Ой, врёшь, куманёк!
-Что я видел! Что я видел!
-Куманёк, а что ты видел?
-Сорока в лесу доила козу в дырявый горшок!
-Ой, врёшь, куманёк!
Татьяна Халявкина. Мы с тобой шли?
- Мы с тобой шли?
- Шли!
- Пряник нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Что?
- Пряник?
- Какой?
- Да такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Пряник нашли?
- Нашли.
. И опять всё сначала.
Зачик, зайка (украинская народная сказка-небылица)
- Зайчик, Зайка, где ты был?
- В темном лесу.
- А кого ты там ловил?
- Волка и Лису.
Волк испугался – и наутек,
А лису я поймал и сунул в мешок.
- А, ну, покажи, Зайчишка, Лису!
- Сейчас, сейчас, я мешок принесу…
Ой, ой, прогрызла дырку Лиса,
Удрала Лиса в поля да в леса,
А когда убегала, меня испугала. Вот!
Медведь. (Автор неизвестен)
- Я видел, как медведь, медведь
Зимой коньки хотел надеть!
- Да ну! Медведь? Так он же зверь!
- Медведь, медведь, уж ты поверь!
Но он сломал один конек
И починить его не мог.
- Да ну! Медведь? Так он же зверь!
- Медведь, медведь, уж ты поверь!
Игры соревновательного характера, конкурсы, эстафеты
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие взаимовыручки, точности и быстроты движений, творческих способностей.
Кто быстрее выпьет сок из бутылочки через соску
Перенеси игрушку в ложке
Баба Яга
Игроки команд пробегают дистанцию, в одной руке держа метлу, другой придерживая за дужку ведро, в котором стоят одной ногой. Возвращаясь к месту старта, передают метлу и ведро следующему участнику эстафеты.
Весёлая рыбалка
Два стула ставят спинка к спинке, под ними на пол кладут верёвку или скакалку. Два игрока бегают вокруг стульев под музыку. Как только музыка смолкнет – игроки должны сесть, нагнуться и быстро вытянуть скакалку.
До чего ж я хороша!
Вариант предыдущей игры, играют мальчики. Ставится один стул, на нем – платок, в результате победитель повяжет платок и скажет: «До чего же я красива, до чего ж я хороша!».
Мыльные пузыри
В этом конкурсе учитываются размеры мыльных пузырей, продолжительность их «жизни», дальность полета и радужность.
Составь (нарисуй) портрет закрытыми глазами
Давайте поздороваемся
Под музыку дети идут по кругу или бегают, музыка заканчивается, здороваются - пяточками, ладошками, носиками, хвостиками.
Сюжетно ролевые игры.
Цель: обогащение социального опыта, формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры, развитие навыков диалогической речи.
Почта. Телеграмма-шутка.
Парк аттракционов.
Пир у Бабы Яги.
Цирковое представление. Клоунада
Магазин. Покупаем мешочек смеха. Покупаем заводные игрушки
3 этап – заключительный
Предложить родителям вместе с детьми изготовить из различного материала двигающуюся игрушку юмористического характера.
Оформление выставки совместного с родителями творчества «Смешинка». Презентация своей игрушки ребенком. Цель: активизировать родителей для совместного с детьми творчества, развитие уверенности.
Работа с родителями.
• Анкетирование опроснику Дж. Гилфорда.
• Наглядная информация.
• Совместное с детьми изготовление двигающейся игрушки юмористического характера и творческая выставка «Смешинка».
Список литературы
1. Основная образовательная программа ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2015.
2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М. : Академия,1997.
3. Береговая Л. Г., Гурович Л. М., Логинова В. И. Ребёнок и книга. М., Просвещение, 1992.
4. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 1998.
5. Неверова А. А. Психологические аспекты восприятия комического детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. 2013. №12.
Интернет ресурсы
1. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/proekty/razvitie-chuvstva-yumora-u-starshikh-doshkolnikov-sredstvami-khudozhestvennoj-literatury.html
2. https://moment-beauty.blogspot.com/2015/11/blog-post_17.html
3. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/proekty/razvitie-chuvstva-yumora-u-starshikh-doshkolnikov-sredstvami-khudozhestvennoj-literatury.html
4. https://kazedu.com/referat/128180/2
5. https://heaclub.ru/fizkultminutki-v-stihah-doshkolnikov-shkolnikov-luchshaya-podborka
6. https://www.bestreferat.ru/referat-137182.html
7. https://infourok.ru/razvitie-i-ispolzovanie-yumora-v-detskom-sadu-686067.html
8. https://www.kanal-o.ru/
9. https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-i-zachem-razvivat-v-rebenke-chuvstvo-yumora.html
Наглядная информация для родителей
Как развивать чувство юмора у ребёнка
Умение замечать смешное и шутить – это навык, а не врожденное качество, поэтому его можно развивать. Развитие чувства юмора начинается с самого раннего возраста и проходит несколько стадий, до того момента, как становится частью индивидуальности. Родительский пример, внимательное отношение и насыщенная среда – это те условия, которые способствуют развитию чувства юмора у ребенка.
• Создайте развивающую мозг среду: общайтесь с ребёнком как можно больше, улыбайтесь ему, но не увлекайтесь. Ориентируйтесь на состояние малыша, чтобы не перевозбудить его.
• Шутите сами. Рассказывайте смешные истории из своей жизни и сегодняшнего дня, читайте смешные книжки, находите забавное в происходящем вокруг вас.
• Поддерживайте попытки ребёнка рассмешить вас и окружающих.
• Объясняйте, в каких случаях то, что может казаться смешным, таковым не является.
• Поймите сами и объясните ребёнку разницу между шутками и подшучиванием, которое содержит дозу скрытой агрессии. Так можно обидеть, а не развеселить. И это не значит, что у собеседника неразвитое чувство юмора, это признак того, что он не знает, как защититься от агрессии. Дети у таких вечно подшучивающих над ними родителей часто имеют низкую самооценку. Если вы шутите в такой манере, то шутите над собой, а не над ребёнком.
• Играйте в игры на развитие ассоциативного мышления и воображения, например: придумай пять слов, на которые похож этот предмет (для детей постарше — пять слов, на которые похоже это слово); придумай, как можно использовать этот предмет не по назначению (что можно делать ложкой, кроме как есть). Разговаривайте на придуманном языке, ищите несоответствия между стихотворением в книге и иллюстрацией художника.
• А еще всегда ищите поводы порадоваться вместе с ребёнком тому, что происходит вокруг вас.
Анкетирование родителей
проводится по опроснику Дж. Гилфорда.
Уважаемые родители! Чувство юмора – это качество присущее счастливым детям, оно помогает им справляться с трудностями и заводить новые знакомства, снижает уровень стресса и делает жизнь ребенка ярче. Чтобы спланировать индивидуальную работу с вашим ребенком, просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Случается ли ребенку находить необычное (смешное) применение какому-либо предмету?___
2. Меняет ли он свои наклонности?___
3. Любит ли рисовать карикатуры и шаржи?___
4. Любит ли рассматривать юмористические книжные иллюстрации?___
5. Любит ли рисовать абстрактные картинки?___
6. Любит ли рисовать воображаемые предметы?___
7. Любит ли фантастические истории?___
8. Сочиняет ли рассказы или стихи юмористического характера?___
9. Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?___
10. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?___
11. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?___
12. Изобрел ли когда-нибудь новое смешное слово?___
13. Считал ли это слово понятным без разъяснения?___
14. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?___
16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?___
Большое спасибо!
Интерпретация результатов:
От 12 до 16 очков – у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 – ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 – у ребенка отсутствует чувство юмора.