Анастасия Михайлова
Проект в средней группе «Здравствуй, дерево!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в средней группе «Ромашка»
Название проекта : «Здравствуй, дерево»
Тип проекта – коллективный, творческий, познавательно-исследовательский.
Продолжительность – долгосрочный (январь - май)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект в средней группе „Здравствуй, дерево!“» размещена в разделах
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами -деревьями. Мы так привыкли к ихсоседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на планете. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода - воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушногоотношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания означении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно –нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного села, но и всей страны в целом.
Цель: формирование у детей представления о деревьях, как о живых
организмах, бережного отношения к растениям.
Задачи:
1. Расширить знания о деревьях : особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей;
3. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты
наблюдений в разных видах творческой деятельности.
4. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной
природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного
отношения к природе, желания её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное
участие в педагогическом процессе с детьми.
Работа над проектом
Методы и приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных
произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц, поговорок
- разгадывание загадок
- игры
- экскурсии,
- экспериментирование
Продукты проекта :
- рекомендации и консультации для родителей;
- выставка творческих работ детей;
- художественная литература и иллюстрированный материал по теме
«Деревья»,
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы,
репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
Основной этап:
1. Беседы с детьми:
«Здравствуй, дерево!»;
«В чем отличие деревьев от других растений?»
«Какие деревья ты знаешь?»,
«Какие деревья растут на территории детского сада»
«Как на территории детского сада появились деревья»
«Почему желтеют и опадают листья?».
«Кто сажает деревья в лесу»
«Как деревья помогают человеку»;
«Деревья – доктора»,
«Как сберечь деревья?»
«Почему нужно беречь и охранять деревья»;
«Деревья «Красной книги ХМАО»,
«Почему деревья могут исчезнуть?»
«Этажи леса»
«Как цветут разные деревья»
«Какие деревья просыпаются раньше»
«Для чего дереву корни?», «Значение почвы для дерева»
«Кора – одежда дерева»
«Что будет, если исчезнут деревья?»
«От семени до взрослого растения»
«Где лучше дереву живётся в лесу или в городе?»
«Почему необходимо беречь книги»
«Кто живёт на дереве»,
«Правила поведения в лесу»
«Друзья деревьев» (божья коровка, птицы)
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение:
И. Семенова «Березка»,
Н. Некрасов «Зелёный шум»,
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»,
О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
А. Прокофьев «Наш лесок»,
А. Прокофьев «Берёзка»,
М. Ивенсен «Ёлочка»,
И. Токмакова «Ива»,
И. Токмакова «Дуб»,
П. Воронько «Липка»;
А. Твардовский «Лес осенью»,
Е. Серова «Зеленая страна»
А. Лопатина. «Мудрость дерева»,
А. Лопатина «Жизнь дерева»
А. Лопатина «Липкины дары»
Ф. И. Тютчев «Листья»
Я. Аким «Песенка в лесу»
Г. Ладонщиков «Помощники в лесу»
Н. Павлова «Зимняя пирушка»
Чтение глав энциклопедий «Всё о деревьях»
Е. Марева «Почему у ёлки иголки» (сказка)
Н. Миркграф «Дерево» (стихотворение)
Э. Мошковская «Лесные родные» (стихотворение)
В. Мусатов «Счастливое деревце»
В. В. Бианки «Теремок»
Заучивание:
П. Воронько «Берёзка».
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»
И. Бунин. «Первый снег»
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года :
(Беседы по картинам)
И. Э. Грабарь «Рябинка»,
И. Левитан «Весна. Цветущие яблони»,
И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
И. И. Шишкин «Дубовая роща»
И. И. Шишкин «Зима».
В. Юров «Зимняя сказка»
4. Прослушивание:
«Во поле берёза стояла»
Запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года»
5. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
Рисование:
Зарисовки деревьев в разное время года
«Ветка дерева в вазе»,
«Зима в лесу»
«Цветёт сирень»
Аппликация
Аппликация деревьев в разное время года
«Береза»
«Ель в снегу»
«Ветка с солнышками»
Изготовление оригами – «Ёлочка»
Лепка
«Ветка рябины»,
«Путешествие в лес»,
«Сказочное дерево»
6. Непосредственно образовательная деятельность:
«Деревья – какие они?»
«Деревья - наши друзья»
«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
«Как берёзу использовали в древности?».
7. Дидактические игры:
«Четвертый лишний».
«Части дерева»
«Чей плод?» (дерево или куст)
«Есть у ёлочки друзья» (сосна, кедр)
«Чей ствол?»
«Что сначала, что потом».
«С какого дерева листок».
«Подбирай, запоминай, называй»
«Что лишнее».
«Опиши, я отгадаю».
«Сравни»
«Узнаю деревце»
«Где что зреет?»
8. Дидактическое упражнение:
«Расскажи о дереве» (схема)
«Сравни дерево и куст»
«Найди все листочки»
Цель: Развитие внимания, умения различать и называть листья деревьев.
«Лабиринт».
Цель: Развивать внимание, мелкую моторику.
Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзину листья.
Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист). И т. д.
9. Речевые игры:
«Назови ласково»
«Один – много» (склонение существительных)
«С какого дерева лист» (Берёза – берёзовый)
«Скажи наоборот» (антонимы)
«Подбери словечко» (предлоги)
10. Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево».
Цель: Для проведения игры нужно участие
нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т. д.). Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
«Найди такой же лист».
Цель: Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.
«Лесные пятнашки».
Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.
«От дерева до дерева».
Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?
11. Наблюдения и исследовательская деятельность.
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре.
Рассматривание семян деревьев.
Экспериментирование:
Опыт «Ветки березы и тополя в воде».
Цель: показать детям, что листики на ветках в группе появляются быстрее, чем на улице. Сделать соответствующие выводы.
Опыт «Деревянный брусочек».
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
Опыт «Посади дерево»
Цель: посадить семена яблони. Вырастить дерево
12. Физминутки
Пальчиковая гимнастика.
Деревья
Вот деревья :
Клен, рябина, липа,
Дуб, береза, вяз,
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас.
Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.
Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.
Хвойные деревья
В иголках-хвоинках
Сосна, пихта, елка
И кедр могучий,
Он тоже в иголках.
У лиственницы – иглы-хвоинки
Хотя они нежные,
Словно травинки.
У этих деревьев хвоинки растут
Поэтому хвойными все их зовут.
Дети поднимают вверх переплетенные пальцы правой и левой рук, изображая ветку хвойного дерева. Загибают или разгибают по очереди пальцы на руке.
На что похожи листья?
Дубовый листок в завитушках
Немного похож на барашка.
Осиновый лист – будто шарик
Или с длинным хвостом черепашка.
Лист липовый словно сердечко.
Кленовый похож на ладошку.
Каштановый лист, словно веер,
Сейчас помашу им немножко.
Загибать или разгибать по очереди пальцы на руке, рассказывая стихотворение.
Машут рукой с разжатыми пальцами, как веером.
Берёзка.
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зеленые косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка в слезы.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Ёлка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони отвести от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперед. Локти слегка развести.
Две больших сосны.
Две больших сосны
Стояли рядом,
А меж ними елочка росла.
Две сосны
Подружку укрывали,
Чтоб вершинку
Ветры не сломали,
Чтоб красивой елочка была.
Понять руки вверх.
Опустить руки вниз и отвести немного в стороны.
Поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Изобразить руками вершину елочки, соединив ладошки над головой.
Поставить руки на пояс и поворачиваться из стороны в сторону.
Листочки.
Ты весною видел чудо?
Как из маленькой из почки
Появляются листочки.
Сложить руки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы.
Лес.
Сосны, ели,
Дубы, березы, клены…
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет,
И в прохладную тень зовет.
Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно.
Постукивать пальцами друг о друга.
Пальцы рук соединить в «замок».
Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо.
«зовущие» движения пальцами рук.
Вот стоит большая елка.
Вот стоит большая ёлка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу – берлога мишки.
Пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка.
Пальцы максимально растопырены.
Сжать кулачки.
«замок» - пальцы сложены, большие пальцы соединить кончиками – вход в берлогу.
Растут разные деревья.
Всем в лесу на удивленье
Разные растут деревья :
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Липа цветом зацвела,
Пчелок в гости позвала.
Ель иголки распушила
И грибочки все закрыла.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
Трут ладони друг о друга.
Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.
Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона.
«фонарики» с движением сверху вниз.
Показать указательный палец, остальные в кулаке.
Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.
Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.
Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят.
Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.
Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.
Трут ладони друг о друга – «шуршат2
Стряхнуть ладони.
Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы.
«Деревья»
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Соединяют локти – «ствол»,
Раскрывают ладони – «крона»
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
«Фонарики» с движением сверху вниз.
Как во полюшке былинка
Тонкая растет осинка.
Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы.
Липа цветом зацвела,
Собирают пальцы в щепотку – «бутон».
Пчелок в гости позвала.
Делают круговые вращения указательным пальцем – «пчелы летят»
Ель иголки распушила.
Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы.
И грибочки все закрыла.
Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.
Шелестят листвой деревья,
Трут ладони друг о друга – «шуршат».
Словно разговор ведут,
Стряхивают ладони
Руки – ветви распустили
Птичек в гости к себе ждут.
Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц.
Дыхательная гимнастика.
«Листья шелестят»
Листочки из тонкой цветной бумаги прикрепленные к ветке. По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
«Весенние листочки».
(движения по тексту)
Дует легкий ветерок и качает так листок,
Дует сильный ветерок и качает так листок,
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А, рябиновый – И-И-И
Березовый –О-О-О, дубовый –У-У-У.
«Дерево»
Цель:формирование дыхательного аппарата.
И. П. : сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на
коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.
Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать
вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь
при этом в туловище, будто гнется дерево.
«В лесу»
Цель: формирование правильного речевого дыхания.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
«Сорви шишку»
Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать шишку, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«Береза»
И. п. : ноги врозь, руки опущены.
1 – поднять руки через стороны вверх, подняться на носках (вдох).
2 – руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох).
Повторить 2-3 раза.
«Звуки леса»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
2 - на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку».
3 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
4 - на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук».
5 - вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
6 - на выдохе произносить несколько раз: «Стрр - стрр».
Повторить 2-3 раза.
13. Развлечения.
Развлечение «Во поле берёза стояла»
Викторина «Будь природе другом»
Развлечение «Путешествие в лес»
Викторина «В лесу»
14. Работа с родителями:
Анкетирование «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания детей»
Консультации: «Будь природе другом»; «Польза деревьев людям», «Деревья», «Экологическое воспитание детей в семье»
Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу», «Деревья – доктора»
Районный конкурс рисунков и поделок «Зелёная планета глазами детей»
Акции: «Посади дерево»; «Подарим книжке вторую жизнь»; «Огород на окне».