Надежда Захария
Проект в средней группе «Детские писатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 Приморского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ в средней группе «Детские писатели»
Подготовила Захария Н. С.
Санкт-Петербург
2022г.
1. Пояснительная записка:
Публикация «Проект в средней группе „Детские писатели“» размещена в разделах
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление как можно раньше научить детей читать, писать и считать, а способность чувствовать, думать, творить уходит на второй план. Благодаря новейшим технологиям и инновационным педагогическим подходам, современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет тому назад, они легче решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сочувствуют и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Поэтому уже с дошкольного возраста у детей важно развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием, что способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма и стрессоустойчивости. Морально– нравственные навыки, такие как: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, - особенно ярко проявляются и закрепляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни. И здесь немаловажную роль играет детская художественная литература.
2. Актуальность:
Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
3. Цель проекта:
- Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.
- Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
4. Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством детских писателей;
- Расширять представление детей о многообразии художественной литературы;
- Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
Развивающие:
- Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.
- Развивать речь, мышление, воображение.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.
Воспитательные:
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
посредством произведений.
- Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с произведением.
- Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
- Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
5. Форма проведения:
- Изучение литературы по данной теме;
- Совместная деятельность ребенка и взрослого (занятия, беседы, творческая деятельность);
- Исследовательское наблюдение детей.
6. Ожидаемые результаты:
- Получение детьми первичных знаний в области жанра детской литературы, интонационной выразительности;
-Повышение уровня речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей;
- Приобщение детей к чтению детской художественной литературы (проявление интереса у детей к чтению, Постепенное формирование и развитие творческих способностей у детей и личности ребенка через различные виды детской театрализованной деятельности);
- Формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств.
7. Предполагаемый итоговый продукт:
- Изготовление и использование лепбука по произведениям К. Чуковского;
- Художественное творчество;
-Инсталляция к книге Е. Чарушина «Моя первая зоология»;
- Фотографии.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: средней продолжительности (1 месяц).
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный:
- Составления плана работы;
- Наблюдение за деятельностью детей;
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Беседы с детьми по данной теме;
- Консультирование родителей;
- Подготовка материалов для творческой деятельности с детьми;
- Изготовление лепбука, дидактические игры, настольно-печатные игры для детей среднего дошкольного возраста.
- Чтение художественной литературы;
- Прослушивание аудиозаписей с литературными и музыкальными произведениями;
- Подбор наглядной информации.
- Заучивание с детьми стихов.
II этап – основной (практический):
- Проведение бесед;
- Дидактические, подвижные игры;
- Чтение художественной литературы;
-Прослушивание аудиозаписей с литературными и музыкальными произведениями;
- Совместная творческая деятельность с детьми;
-Взаимодействие с родителями (информирование родителей о ходе совместной деятельности; устные инструкции для заучивания стихов).
III этап – заключительный:
Дидактическая игра «Расскажи сказку «Телефон»».
Литературные чтения «Давайте откроем любимые книжки».
Выставка рисунков сказочных героев.
Используемая литература:
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.
2. Ушакова О. С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М. : ТЦ Сфера 2003г.
3. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013 детей дошкольного возраста:
4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2014., 223с.
Приложение
Практическая часть проекта:
1 неделя
ОО «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество».
Знакомство с детским автором К. Чуковский, краткой биографией;
Знакомство с жанром произведений;
Чтение произведений: «Путанница», «Телефон», «Краденное солнце», «Бармалей», «Федорино горе», «Мой додыр» .
Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Выставка книг К. Чуковского в книжном уголке.
Создание лепбука.
Лепка к сказке «Федорино горе».
Аппликация к сказке «Мой додыр».
Работа с родителями - подбор литературы.
2 неделя
ОО «Чтение х. л.», «Познание»,
«Художественное творчество»
Знакомство с детским автором А. Барто, краткой биографией;
Знакомство с жанром произведений.
Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Работа с родителями: подготовка к литературным чтениям.
Литературные чтения «Давайте откроем любимые книжки».
3 неделя
ОО «Социализация», «Худож. творчество», «Чтение х. л.».
Знакомство с детским автором В. Бианки, краткой биографией;
Знакомство с жанром произведений;
Чтение произведений: «Как муравьишка спешил домой», «Лесной Колобок – Колюяий Бок».
Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Выставка книг В. Бианки в книжном уголке.
Коллективная работа – рисование альбом «Мой домашний питомец», «Запомнившийся герой по прочитанным произведениям В. Бианки».
Работа с родителями - подбор литературы, просмотр мультика В. Бианки.
4 неделя
ОО «Чтение х. л.», «Социализация», «Худож. творчество».
Знакомство с детским автором Е. Чарушин, краткой биографией;
Знакомство с жанром произведений;
Чтение книги «Моя первая зоология»
Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Коллективная работа –рисование «Мой домашний питомец».
Работа с родителями - подбор литературы, инсталляция к книге Е. Чарушина «Моя первая зоология».
5 неделя
Викторина по произведениям детских писателей.
На протяжении проекта, во время совместной деятельности, будут проведены:
Динамические паузы: «По сугробам», «Любимые сказки», «Айболит»
Чистоговорки:
Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.
Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.
Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.
Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.
Скороговорки:
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.
Хрюша — поросёнок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пёстренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
Пословицы:
«Чистота – залог здоровья»
«У страха глаза велики»
«Видно неряху по грязной рубахе»
Дидактические игры: «Загадки», «Доскажи словечко», «Мои любимые сказки», «Громко-тихо», «Веселые сочинялки» (пересказ одной из знакомых сказок)
Настольно – печатные игры: пазлы, раскраски, разрезные картинки.
Пальчиковая гимнастика с использованием мимики:
«Паук и муха»
У мухи жизнь была легка, («муха»)
Но повстречала паука, («паук»)
На паутине он сидел («паутина»)
И мухе сладко песни пел: («муха»)
- А вы, я вижу, налегке, («паук»)
Так покачайтесь в гамаке. («паутина»)
«Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики растопырить и на счёт 1, 2, 3,
4, 5 загибать.)
Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы
выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в
кулачок.)
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить! (Все пальчики «бегут» по столу.)
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять. (Пальчики сжать в кулак. Разжимать по
одному, начиная с мизинца.)
«Хитрый ёжик»
Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок. (Руки перед собой ладонями друг к
другу, пальчики перекрещиваются
между собой. Шевелить пальчиками.)
Весь в иголках, без застёжек, (Сжать кулачки. Разжимать,
начиная с большого пальца.)
На иглу нацепит ёжик
Грушу, сливу – всякий плод, (Ладошки смотрят друг на друга,
пальцы растопырены и
соприкасаются подушечками.)
Что под деревом найдёт, (Сжать руку в кулачок, выставить
указательный палец и пошевелить им.)
И с подарочком богатым (Сложить ладони вместе и стучать по
два раза.)
Поспешит к своим ребятам. (Руки перед собой ладонями друг к
другу, пальчики перекрещиваются
между собой. Ладони под углом друг к
другу. Шевелить пальчиками.)
Чтение художественной литературы: стихотворения А. Барто; произведения И. Чуковского, В. Бианки, Е. Чарушин.
Прослушивание музыкальных произведений: сказка-мультфильм «Федорино горе». «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Как муравьишка домой спешил»,
«Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще
и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.